Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде в Новгородскую область, путешествие седьмое - карантинное 2.0, май 2021 (второй день)

Это - окончание поездки, а вот начало

Хоть никто, ни люди, ни собаки, больше не приходили, но поспать как-то не удалось - часав два ночи (а уже и светло...) дождь закончился, и птицы, живущие в кроне дерева, под которым я поставил свою палатку, принялись так громко орать свои весенние песни, что просто уши закладывало. Конечно, приятно просыпаться под пение птиц, но не в два же часа ночи! Потом они то ли подзатихли, то ли я привык, но с пяти до восьми удалось таки подремать. Погодный прогноз на Yr.no вроде как для текущий дня благоприятный, только вечером дождь, до Великого Новгорода "по прямой" всего 50, Петрозаводская "Ласточка" отправляется на Псков в шесть вечера - так что второй день надо бы сделать и последним. Хорошее утро, однако!



Разумеется, "по прямой" я ехать не собирался (хотя там именно что совершенно прямое, как по линейке, шоссе), а прокатиться по Ильменскому Поозерью - участку от устье Шелони до истока Волхова. Это очень важная территория - тут как раз проходила западная "ветка" маршрута "из варяг в греки", так называемый "русский путь" между Псковом и Великим Новгородом по рекам Великая-Череха-Уза-Шелонь. А Ильменское Поозерье, как уверяют археологи, было заселено еще 5 тысяч лет назад, в пятом-шестом веках здесь появились славяне, слегка потеснили малочисленных балтов и финно-угров, и быстро заняли доминирующее положение во всем регионе, ну а в девятом веке викинги во главе с Рюриком приняли эти земли под свое управление (ну или - начали "крышевать" местный логистический бизнес...). Кстати, про Рюрика - сторонники т.н. "антинорманизма" отрицают "нордическое" происхождение Рюрика, уверяя, что он был чуть ли не "из местных". Не стану вдаваться в ученый спор, скажу только, что таких понятий как "нация" и "национальное государство" в те далекие времена еще просто не существовало, да и само слово "викинг" означало вовсе даже не этническое происхождение, а, скорее, "род занятий". Ну, скажем политкорректно - "джентльмен удачи"...

Как бы там ни было, но именно тут недалеко, на истоках Волхова, появилась первая на славянской земле "военная база" викингов, на территории теперешнего Рюрикова Городища, ставшая тем самым зерном, из которого впоследствии и выросла Российская Империя, в годы своего расцвета контролировавшая почти пятую часть всей территории планеты Земля.

Но это совсем уж глубокая древность, я же сначала собирался найти следы железнодорожной станции в деревне Старый Шимск, куда и свернул с трассы по указателю, в нескольких километрах восточнее Шимска теперешнего. По крайней мере где-то читал, что она там имелась. Но это показалось мне мало похожим на правду, поскольку разрушенный разводной железнодорожный мост находится намного западнее, на территории Шимска, а представить себе, чтоб дорогу потом резко развернули более чем на 90 градусов и повели по заболоченному берегу Шелони - как-то маловероятно. Разумеется, никакой станции в Старом Шимске я не обнаружил, зато увидел более подходящий для этих водных мест объект - "дом-корабль"...



Там и правда - по воде как-то удобнее!



С давних времен вся территория покрыта каналами, которые до сих пор используются по прямому назначению и поддерживаются в приличном состоянии.



Я так думаю, что все эти пруды и каналы, в основном - спрямленные русла речек, впадающих в Шелонь, и кроме транспортных задач выполняют еще и функцию дренажа - вокруг ровные поля (засеянные) и зеленые пастбища, и вроде как вовсе даже не заболоченные, несмотря на совсем даже невысокий уровень над водой.



Так я вскоре прибыл, можно сказать, в самое устье Шелони - в село Голино.



Село это, как пишут, очень древнее, известное по Новгородским документам аж с 12 века, сейчас там мало чего осталось с тех времен, и главная достопримечательность - каменная церковь Петра и Павла, конца ХIХ века. То ли ее перестраивали многократно, и всякий раз - на свой лад, то ли архитектор сознательно вбухал в сей заказ все свои профессиональные знания "без разбора", но выглядит она весьма, мягко говоря, вычурно, а выражаясь по-научному - "эклектично"...



Но вообще - красиво! Особенно меня порадовал купол с четырьмя маленькими главками вокруг большой главы, и - обратите внимание на декор! Вот работы-то будет реставраторам...



Дальнейший путь на восток по берегу оказался проблемным, какие-то тпропинки местным знакомы, но вообще-то - болото, и я решил выбраться обратно на Р-56, по которой пришлось проехать километров двадцать. Там не очень удобно - участок Новгород - Шимск расширяют, а это очень непростая задача - я видел, что приходится проводить "выторфовку" метра на три глубиной и засыпать все это балластом, потому дорога совсем забита строительной техникой и на нескольких участках движение осуществляется по одной полосе, по сигналам временных светофоров. Но в поселке Борки я наконец повернул направо - к Ильменскому Поозерью.

Один из первых объектов - вполне себе действующий аэродром, видимо оставшийся со времен советской сельскохозяйственной авиации, а может и сейчас работающий в этом качестве.



Дорога там весьма витиеватая, и я понял, что до Великого Новгорода получится вовсе на 50 км, а раза в два больше. И не всем дано ее проехать - вот такой не вполне обычный мемориал я обнаружил совсем недалеко от аэродрома.



В деревне Сергово, немного не доезжая до моста через речку Веряжу, я заметил указатель - "мельница-музей - 2 км", или что-то в этом роде, и, разумеется, немедленно повернул туда. Это оказался ветряк, построенный в начале 20-х годов, в "период НЭПа", силами какого-то местного крестьянина. Просто мечта Греты Тунберг - Зеленая Энергетика!



Ну, "музей" - это громко сказано... Там, конечно, есть какая-то стендовая экспозиция со случайными "артефактами", такими как патефон, гармошка да еще ламповая радиола 60-х годов ("Голос Америки" на таких тогда слушали...), еще непонятно с чего, на мельнице, прялки и домашние ткацкие станки, чего-то еще, но главное - механизм мельничный в состоянии, увы, нерабочем! А ведь это отнюдь не древность - мельница работала еще в 1960 годы, пока Коммунистическая Партия не приступила к индустриализации сельского хозяйства и стиранию граней между умственным и физическим трудом. Вот как роз тогда еще и сбылась на самом деле "мечта Греты Тунберг" - чистое электричество из розетки, в то время - практически бесплатное для потребителя.

Я тут попробовал посчитать. Мощность ветряка, необходимого для привода мельницы - не более 20, ну пусть - 25 кВт. Трехфазный электродвигатель такой мощности стоит сейчас тысяч 20, еще тысяч пять - электрощиток, редуктор и ременной привод, итого с работой по установке - пусть 35 тысяч. А сколько стоит построить башню с ветряком и механизмом? Ветер, конечно, бесплатно, а стоимость электроэнергии для малого бизнеса сейчас 7 руб за кВт/час, то есть 140 руб будет стоить час работы электропривода. Приглашаю Грету Тунберг посчитать. Ну а самый актуальный и подлинный мельничный артефакт, что я там обнаружил - настоящие столетней давности амбарные весы, до сих пор работают...



Но вообще-то мельницу, видимо, следует восстановить, чтобы она функционировала по крайней мере в "экспозиционном" режиме. Лет пятнадцать назад мы с Сергеем bokomarus посещали такую действующую музейную мельницу в деревне Бугрово, в Пушкиногорье - там даже давали каждому желающему кулечек муки на блины...

Мне же надо ехать дальше. Расположенная рядом упомянутая уже речка Веряжа перед впадением в Ильмень разливается на бесчисленное множество рукавов и затонов, с немеряным количеством островов, причем ландшафт этот не слишком стабилен, и всякий раз может выглядеть по разному.





Ну а буквально за следующим поворотом открывается наконец и Словенское Море - озеро Ильмень!



Разумеется, я начал искать место для купания, хоть там везде и понатыканы таблички "Купаться Запрещено!"



Однако всякий русский человек (и не только русский...) знает, что нарушение всяческих запретов - наша национальная забава. Кстати, песок, и вода чистая - как так купаться запрещено???



После купания поехалось намного веселее, а особенно развеселила меня компания на скамеечке возле одного из домов в деревне с популярным названием Заболотье



Время между тем как-то незаметно подобралось к трем часам, а счетчик на велокомпе начал отматывать шестой десяток километров - сколько там еще до Новгорода? И тут я увидел указатель - "Курицко, 2 км". А ведь я помнил, что несколько лет назад в музее деревянного зодчества в Витославицах я видел очень красивую деревянную церковь Успения Богородицы, 15 века, из деревни Курицко! Я тогда подумал, что это, наверное, что-то совсем уж глухое и недоступное, но с шоссе открывался вид на вполне цветущий населенный пункт, и рядом совсем, и асфальт!



Старая деревянная церковь к концу 50-х была давно уже заброшена, и к тому же стояла на размываемом берегу, тогда ее разобрали по бревнышку и заново пересобрали в Витославицах - так тогда и начался этот знаменитый музей! В деревне же осталась большая каменная церковь, также посвященная Успению Богородицы, действующая, но не особо, на мой взгляд, примечательная, в тени которой я решил отдохнуть и полюбоваться красивым видом вполне жилой деревни в конце мая.



Некоторые нынешние поселяне в Курицко и при деньгах, и с фантазией. Конечно, "прогрессивные и креативные" сейчас сморщат носики и скажут - "фу, кич!", но мне лично понравилось...



Теперь надо было шустро крутить педали - до Юрьева, согласно указателям, оставалось еще почти 30 километров. Конечно, можно было бы и остаться еще на ночь, и продолжить экскурсию по Поозерью, но я как-то собрался вечером домой. Разогнавшись, в пятом часу я уже прибыл в Юрьево, где расположен знаменитый Юрьевский Монастырь, куда я заезжал в 2018, что ли, году?



В сущности - уже приехал в Новгород, там до центра километров шесть - семь осталось. Заметил в Юрьеве некий новый объект - очевидно, он юридически относится уже к Витославицам, там рядом, в музее идет глобальная стройка и даже восстановлена прямая дорога к монастырю по старой дамбе.



А вот и та самая деревянная церковь из Курицко, так она выглядит от Юрьева. Кстати, больше 30 метров высота!



Ну а Юрьевское шоссе побежало по дамбе через мангровые заросли.



Вот озеро Мячино, а за ним и Великий Новгород. Рядом уже!



Разумеется, я успел и на Петрозаводскую "Ласточку", и в бистро "Жар-Птица". Все получилось! Теперь - до следующего мая.
Tags: великий новгород, витославицы, курицко, юрьев монастырь
Subscribe

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments