Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

Пять дней счастья - традиционная весенняя вело-водная поездка по Лужской Возвышенности, 1-5 мая 2021

Погода что-то не балует в 2021. Обычно мы с Алексеем отправляемся в те края в последние выходные апреля, и открываем не только сезон "больших" походов, но и - сезон купальный. В этот раз поездке предшествовала неделя холодных затяжных дождей, и решено было ехать не на озеро Псковянское (и окрестности...), как обычно, а прокатиться по северным склонам Лужской Возвышенности с посещением широко известного (в узких кругах) каньона на реке Плюссе ("красные слуды") и вернуться более-менее знакомым путем через Безьву и Ямм. Таким образом, маршрут захватывал сразу четыре района - Стругокрасненский, Плюсский, Гдовский и Псковский. Планировалось три ночевки и передвижение в основном "по дорогам", без "экстремизма". В целом маршрут удался, но вот экстремизма хватило выше крыши. Но зато уж будет, что вспомнить...

День первый - Большие Гонки (не кино)

Для экономии времени решено было провести "заброс" на пригородном "дизеле" до райцентра Струги-Красные, это примерно километров 80 от Пскова. Чаще всего Струги для наших велопоездок - конечный пункт маршрута "с эвакуацией", оттуда несложно выбраться либо днем на упомянутом Лужском "дизеле", либо поздним вечером - на Питерской "ласточке", которая долетает до Пскова за 45 минут - ну так это ведь скоростной поезд... Дизель же, не пропускающий ни одной остановки, тянется практически три часа, и прибыли мы на старт почти в полдень, потом то да сё, подкачка колес, второй завтрак, и лишь во втором часу выехали наконец-то из города. Или - поселка? Уж не помню, в каком он сейчас статусе, но Струги-Красные - чистенький ухоженный городок, с кучей разнокалиберных магазинчиков и питейных заведений, которые надо бы посетить. Но - в другой раз.

Первые километров десять на север, до деревни Щир, и "городского пляжа" на озере Щирском - дорога асфальтовая и вполне еще ровная, но дальше начинается грейдер (переменного качества) и, главное - Лужская Возвышенность, а по Псковским меркам это - настоящие горы...




Погода вроде поначалу стояла хорошая, хоть и прохладная, мы особо не спешили - до первой запланированной остановки всего-то 50 километров. Можно было бы и дальше ехать, но решили, что не надо "душу рвать". Тем более что у Алексея это вообще первый выезд в сезоне.



Неспешно перекатывась с горки на горку, мы вскоре прибыли в село Ляды - некогда райцентр Ленинградской области. На дороге сразу появился признак высокоразвитой цивилизации - целая вереница дорожных знаков. На всем пути до села столько не наберется, сколько их там только на въезде...



Ляды - село весьма старинное, известное еще из документов Великого Новгорода за 13, что ли, век. Собственно, оно и входило тогда в Шелонскую Пятину (что-то типа "колонии") Великого Новгорода. Сейчас в Лядах, как пишут, постоянно проживает примерно одна тысяча человек, ну летом добавляются дачники из Пскова и Питера, и жизнь там кипит. Брошенных домов практически и не осталось.



Первая остановка, само собой, на центральной площади. Когда-то не очень давно (еще я помню) там имелась автостанция, и даже прямой рейс "Ляды - Санкт-Петербург". Ну теперь, само собой, все "оптимизировано", но остался два раза в неделю межобластной автобус Ляды - Луга, через райцентр Плюсса. Так теперь на своих машинах все катаются, даже мы! Где там располагалась автостанция - я не помню.



Теперь все там "торгуют". На центральной площади имеется и наследие далекого прошлого, магазин былой системы "потребительской кооперации", и совсем недавнего прошлого "перестроечного", ну и - светлого настоящего, торговая сеть "Пятерочка", куда мы первым делом и отправились - за пивом.



Каким-то загадочным образом буквально впритык к "Пятерочке" стоит и - выдерживает конкуренцию! - маленький частный магазин, с очень креативной вывеской, наводящей на мысль о безумных 90-х годах. Кстати, хорошо тогда делали вывески - краски, конечно, повыцвели, но вся информативная составляющая до сих пор вполне читается!



Напротив этой "торговой агломерации", на горке, построен деревянный храм Вознесения Господня. Впервые возвели его еще в 13 веке, но в конце 16-го литовцы храм сожгли, а Лядский погост, священников и всю, как бы теперь сказали, местную элиту, поубивали, однако малопроходимая местность вокруг спасла окрестные деревни, и вскоре жители отстроили все заново, благо недостатка в стройматериалах не наблюдалось, и вторая версия деревянного храма постояла аж до большевистского переворота, и уже совсем другие враги опять убили и священников, и всех прочих неугодных. Третий же храм поставлен и освящен уже в наши дни, в 2005 году, я видел его совсем еще свежим, когда с Сергеем, который bokomarus, проезжали по тем краям совсем, так сказать, "с другой стороны". В этот раз он оказался покрашен в красивый светло-зеленый цвет, а кровля сделана из красного материала "под черепицу".



Ну разумеется мы не смогли удержаться от того, чтобы "поприкалываться" над названием села. Это у нас, увы, не от большого ума, надо признать... Но вот одна вывеска впечатлила - Министерство Культуры РСФСР, это ж полвека, да больше уже, прошло!



Непонятно, откуда такое название. Поселок Ляды, а может даже и не один, насколько мне известно, имеется и в соседней Беларуси, только на белорусском языке имя прилагательное от "ляды" производится как "лядновский", а не "лядский".

На этом можно было заканчивать экскурсию и переходить к пиву. Мы уселись на лавочку в самом центре, у перекрестка, все прохожие нас искренне приветствовали, а какой-то парень подошел и спросил, как это - курить трубку? Ну я набил табачку и предложил ему покурить, мы познакомились (зовут его Эдик) разговорились, стали расспрашивать о дороге. А предстояло нам найти деревню Мышку и от нее - дорогу на так называемый Бычий Ручей, глубокий провал посреди леса. Эдик нам порекомендовал обратиться с последнему и единственному жителю Мышки, деду Меркулу. У него, сказал Эдик, для вас все найдется, и банька, и самогон, только передайте ему привет от Котелка. Информация была ценная, и "подгон" - тоже ценный, поскольку и Котелок, и Меркул, оказывается - давние кореша, наверное, еще с "зоны".

Между тем время шло к шести, пора было располагаться на ночлег. Мы не пошли далеко, остановились в полусотне метров от жилых домов, на высоком берегу реки Плюссы.



Пока варили ужин, к нам подрулила компания молодых ребят, два паренька, Данил и Леша, и девушка Катя, присели к нам и пару часов развлекали нас приятными разговорами. Леша, как оказалось, хочет играть на гитаре в рок-группе, ну Алексей, конечно, обрадовался родственной душе, долго болтал с ним о всяких тонкостях гитарного опыта и на прощание подарил свои наручные часы. И большая 0.7 бутылка виски (не первая в этот день) начала подходить к концу. Ребята отправились по домам, а мы, осилив остатки, вроде как отправились спать. И тут случилось страшное - пропал мой спальник! Хотя я точно помнил, что держал его в руках! Все вокруг было обыскано, силы все были потрачены, но так ничего и не нашли, пришлось раскрывать второй спальник и использовать его в качестве общего одеяла. Помните шутку из американского фильма конца 60-х годов "Большие Гонки", про двух индейцев? Холодно, все равно...

День Второй - Гранд-Каньон

Утром спальник, конечно, нашелся - он каким-то загадочным образом оказался под "пенкой". Пить надо меньше - решили мы, и двинулись в путь. Первым делом надо было добраться до некогда большого села Сербино, откуда надлежало свернуть в деревню Мышку и найти там Меркула. По дороге, в одной из деревень, нам встретилась разнокалиберная компания весьма крепко "празднующих" людей, с которыми Алексей разговорился и попробовал уточнить про деда Меркула, и нам было сообщено, что тот второй уж второй год как живет в Сербине, на улице то ли Садовой, то ли Огородной, в предпоследнем доме. Ну - тоже неплохо! А вот и Сербино - бывший центр села.



Село нынче разжаловано до статуса деревни, но размах - прежний. Куча и отремонтированных, и вновь отстроенных красивых домов, водопровод, правильная планировка улиц - как в старые времена. Нам показали, как пройти к Меркулу, и посоветовали идти по тропинке - улица Садовая (или - Огородная?) затоплена от долгих дождей. Мы немного побродили по каким-то зарослям и наконец выбрались в нужное место. Около одного из домов играли дети, мы попросили их позвать взрослых, и спросили - как Меркула найти? Оказалось, Меркул - "погоняло", зовут же его Александр, а найти его дом очень просто - "там во дворе стоит джип". Ого, подумал я, да Меркул видать реально крут! На самом же деле во дворе совсем уж старого домика стояла старая же "Нива" (уж и не помню, с колесами или без таковых...), на стук вышел хозяин, то ли изрядно поддатый, то ли такого его перманентное состояние, с удовольствием выслушал привет от кореша, но самогонки нам почему-то не предложил. Правда - нарисовал карту, как пройти в Мышку и к Бычьему Ручью. Там километров пять-шесть, но так еще же возвращаться? Но Меркул посоветовал идти сначала на слуды, а там, говорит, метров 300 ниже по течению переправитесь на другую сторону - вот и будет недалеко совсем Бычий Ручей!

Мы вернулись на главную улицу, сели на велосипеды и скоро уже стояли на мосту через Плюссу.



Как-то идея "переправиться ниже на другую сторону" мне совсем не понравилась - и берега крутые, и глубоко, и течение изрядное. Я как-то в советские еще времена однажды чуть не потонул в реке Плюссе (ниже по течению, в Черневе, но это совсем другая история...), потому решили сначала добраться до слудов и там на месте уже все решать. В общем, немного оставалось.

Когда отворотка от дороги вывела нас к слудам, от открывшегося зрелища у меня случился привычный приступ агарофобии...



Вообще там высоко. Больше 30 метров, вертикальный скальный обрыв. Скала состоит из какого-то древнего красного песчаника. Кто-нибудь тут шарит в геологии?



Встретившиеся нам посетители сей достопримечательности сообщили, что существует тропинка вниз, после чего можно пройти с полкилометра вверх по течению и подняться обратно к исходной точке. Ну - мы и отправились туда...



Внизу нашлась узкая тропинка по косогору между обрывом и берегом, причем берег тоже уходил почти вертикально вниз. Видите в нижнем левом углу фигурку в куртке расцветки альпийского камуфляжа?



Скала красного песчаника пересекалась горизонтальными прослойками синей глины, задерживающей воду, сочащуюся сквозь пористый камень, отчего формировались чистейшие родники, вытекающие из пещер.





Зрелище, конечно, грандиозное. Можно снимать кино про Марс.



Ну и водопады - почти как в горах.



Прогулка по ущелью заняла почти час, потом еще - подъем и отдых на скамеечке, поставленной на самом высоком месте. Куда торопиться - на ту сторону все равно невозможно перейти по такой большой воде. Теперь надо будет начинать возвращение.



Надо сказать, что в этот раз я как-то совсем лекгомысленно готовил маршрут, и даже не распечатал бумажную карту, понадеявшись на память и на Гармин. Пока отдыхали, я включил навигатор и стал изучать карты, и тут испытал легкий шок - а дороги-то в нужную нам сторону, на юги-запад, что-то и не видать! Но я помнил, что возле моста видел какую-то колею, которая шла вверх вдоль реки в нужную нам сторону, к деревне Пыщерово. Там немного, километров пять, мы вернулись к мосту и ломанулись вперед.

Все хорошо кончилось (на этом этапе), вскоре мы вышли в деревню Пыщерово, возле первого же дома стояла машина (не джип), к нам выбежал большой, весьма аристократического вида сеттер, а во дворе сидела в шезлонге хорошо одетая девушка и читала книжку! Правда, на наши вопросы относительно деревень Пелеши, Котоши и Музовер она ответила, что не знает совсем ничего... К счастью, возле следующего дома появился мужчина с виду попроще, весьма удивился нашему появлению с "неправильной" стороны, однако внятно растолковал, как нам следует ехать дальше.

А названия какие странные! Пелеши и Котоши - явно что-то венгерское (Peleszy, Kotoszy...), а вот - Музовер? Я сначала подумал, что это по-английски, что-то связано с лосём, который где-то сверху (Moose Over), но, уже дома заглянув в словарь под редакцией Мюллера, понял, что это искаженное Muzzover. Ну - сами можете посмотреть в словаре...

Добраться до Muzzover'а стало нашей программой-максимум этого ездового дня - там я помнил еще с Сергеем примеченное хорошее место для ночлега, возле обрыва с чистейшим родником. Но - не получилось. Где-то между поселениями Peleszy и Kotoszy нашлось хорошее место для стоянки, на горке, ровное, со столиком и скамейками, и ручьем неподалеку. На горке работала мобильная связь, мы отзвонились домой, поужинали и стали готовиться ко сну, как нам пришли СМС-ки от МЧС - "ночью и днем по области сильные дожди, возможны подтопления", ну и так далее. На всякий случай закрепили палатку дополнительными растяжками и - уснули!

День Третий - Ледниковый Период

Проснулись еще до рассвета - слишком уж громко ветер в кронах шумел, но дождя не было. Понадеявшись, что МЧС просто перестраховывается, продолжили спать часов до девяти - и тут начал накрапывать дождь. Пока завтракали - дождь стал усиливаться. Тут уж надо было по-быстрому сворачиваться и двигаться дальше - в планах наших было проехать километров 50-60, по поселка Ямм, где и связь, и магазины, и вообще - 21 век. Но дороги оказались практически непроезжими, а дождь только усиливался, переходя в снежную крупу. И совсем уж как-то нецензурно захолодало. Я, по северной своей привычке, отправился в этот день в шортах, желая сохранить сухие штаны до ночи. Да и штаны у меня - мембранные, ехать в них - мучение. Фотоаппарат, чтобы не мочить, убрал в велорюкзак, который герметично зачехлил дождевой накидкой, потому фотографий этого дня немного будет.

До Котошей доехали на колесах, а там дорога нырнула куда-то в овраг, и обзавелась колеями глубиною по колено - лесовозы! Придется пешком, так что не успеваем мы сегодня в Ямм! Правда, был и светлый момент - в глухом лесу неожиданно появилась (и так же неожиданно исчезла через пару километров) настоящая булыжная мостовая! Артефакт древней Великой Империи! Сфоткал его на телефон.



Где-то к часу дня прибыли наконец в Музовер. Деревня стала совсем маленькой, но люди там живут, и даже автобусы из Струг-Красных вроде ходят, но - не каждый день. Нам же нужно было в сторону противоположную, а там нас ждал опасный и непонятный участок километров шесть-семь, от Юхново до Жеребятино, который мы с трудом прошли с Сергеем лет пятнадцать назад. А сегодня там вообще, может быть, все заросло!

Постучали в первый обитаемый дом - спросить дорогу. Нам порекомендовали спросить у некоего Гены, который раньше жил в Жеребетине. Гена оказался эстонцем (из коренных, их тысяч 20 жило в тех краях раньше, я уже писал в рассказе о прошлогодней весенней поездке. Гена уверил меня в том, что дорога хоть и непроезжая, но в принципе проходимая, и что даже завалы были расчищены в прошлом, что ли, году. Одна беда - дождь и холод, я стойко терпел, пока еще во дворе у первого жителя не увидел уличный термометр, который показывал всего +2. Я тогда с надеждой спросил - а он у тебя не врет? На что мне было отвечено, что термометр проверенный и врать не может, ну разве что в пределах штатной погрешности, так что по любому не выше чем +3. Да и дождь периодически перемежался снежной крупой.

Надо было как-то двигаться, чтобы не замерзнуть. Мы выбрались из Музовера - ехать не получается, раскисла дорога совсем, двинулись пешком в деревню Горки, в которой и заканчивался обитаемый мир Стругокрасненского района. Дальше, до уже нежилой деревни Юхново, дорога тоже пока была, и даже довольно приличная, я попытался сфоткать ее на телефон, который уже совсем отсырел...



Ну а потом - семь километров где-то заросшей, где-то затопленной дороги, дались нам не без труда. Вышли мы в деревню Жеребятино, которая почему-то на Гармине называется Луг, местные велели идти четыре километра по тракторной колее, а там, говорят, уже увидите деревню Безьва - а это уже Гдовский район. Я спросил - так а мост через Еглину как, починили? Нет, сказали, не починили, но ниже по течению проложили мостки, пешком можно пройти, если аккуратно.

Через час выбрались в долину реки Еглины, а там - ветер с ног сдувает, и дождь постепенно переходит в снег, пока еще мелкий. Мостки оказались проложенными как-то совсем коряво, вкривь и вкось, к тому же над глубоким (думаю, с головой...) узким и быстрым местом. Алексей уверял, что если снять рюкзаки, то "в четыре руки" все перетащим, но я отказался рисковать - две досочки без перил, да еще косо поставленные, уроним - потом уж точно не поймаем, велел ему не мочиться и идти налегке по мосткам, а сам пошел не раздеваясь (да все равно до нитки мокрый) проверять брод. Оказалось, что немного повыше колен, велосипед, даже и с рюкзаком, можно на плече перенести, а дополнительный вес придаст устойчивости на стремнине. В общем, как теперь говорят - челлендж...

Пока проверял, пока нес первый вел, пока второй - ноги (да и поясница) онемели наглухо, мы поковыляли вверх к Безьве, а там, на окраине, как я помнил с прошлой поездки, стоял старый сарай. Я уже обдумывал, как мы будем ломать замок - а иначе никак, дождь все больше и больше сменялся снегом. Но - счастье, замка не было!!!!



Пора остановиться, да и куда дальше-то?



В сарае лежало старое невостребованное сено и жили голуби, изрядно все засравшие. Но - выбора же не было!



Переодевшись в сухую одежду, у кого какая была, мы откупорили напиток, согрелись, и жизнь стала понемногу налаживаться. Дождь, между тем, закончился, и повалил снег - хлопьями! И при этом не таял. Все же 150 метров высоты - сказывается.

Если кому интересен маршрут этого "ледникового" дня, то - вот...



Готовить ужин на горелке в сарае с сеном - самоубийство, да лень было готовить, но я помнил, что в Безьве есть типа "магазин", где можно купить пива, там работала в прошлом году девушка, вроде Ольга, до магазина метров 200-300, и я решил туда сходить. Достал резервный дождевичок, до колен, с капюшоном, а вот одевать мокрые носки и раксисшие кроссовки совсем не хотелось, я плюнул на буржуазные условности, закатал штаны и отправился в "магазин" босиком, по присыпанной снегом мокрой глине. В жизни ведь всегда есть место подвигу!

Ольги на месте не оказалось, рулила какая-то женщина моих лет, представилась как Зина, оказалось - помнит меня, и на мой вопрос о пиве ответила, что "еще не сезон". Да как так не сезон? Так холодно же, какое пиво! А что есть? Вино и водка! Ну, водку совсем мы не пьем, да и коньяк еще есть, а что за вино? Оказалось что-то "импортное", дословно с сохранением орфографии на этикетке - "Манастирски Орден", вроде Болгария? Спрашиваю - не химка? Да какая химка, в стекле!

Как будто в стекле не может быть химки... Ну, говорю, Зина, давай две! Бери - с тебя триста рублей!

Странно, что Зина, увидев меня на снегу босиком, даже, как говорится, бровью не повела. Не иначе как - привычка... Я быстренько вернулся, мы нарезали хлеба-колбасы, включили музыку на телефоне и праздновали чудесное спасение. Потом как-то зарывшись в сено незаметно уснули под завывание вьюги за стенами сарая.

День четвертый - Запоздалая Весна

А вот странно, что в неотапливаемом щелястом сарае было совсем даже не холодно! Наверное, сено постепенно преет и подогревает окружающую среду. Спали мы долго и безмятежно, но вот когда в девятом часу я вышел наружу, то несколько напрягся. Температура была явно ниже нуля, и снег не собирался таять даже на относительно теплой земле.



Но все надо было собираться. До Ямма (то есть до трассы) - не более 30 км, два часа малым ходом, но вот что с дорогой после ночного катаклизма? Тут в сторону переправы проехал какой-то дед на мотоцикле с коляской, и сразу же вернулся. Ну что там - спросил я? Да там всё, ответил дед, метра на полтора вода поднялась, даже и мостки смыло! Ну, тут, само собой - посттравматический шок - а что было бы если бы мы вчера не переправились??? Пришлось за скромным завтраком употребить последние остатки противошокового лекарства. Впрочем, километрах в пяти в Первомайском все припасы можно будет возобновить. Я тогда еще спросил у деда - а дорога? Оказалось, и дорога тоже - всё...

Собравшись, мы отправились на фотосессию под условным названием "у переправы". Да уж...







Плохой был четвертый день, очень плохой. Одежда в сарае нисколько не высохла, последний комплект, что на себе - гарантированно промокнет за день под дождем, и ночевка может превратиться в ад. Тут, конечно, не тундра, и все решаемо, но это надо будет как-то суетиться, напрягаться, тратить деньги. Да и дороги, и правда - нет. Лесовозы размесили все в сметану, колеса вязнут, не то что ехать - идти трудно.

Оставалось только отрешиться и продвигаться вперед - своего рода медитация. Через три или четыре часа мы подошли к Ямму, заработала мобильная связь, и Алексей не без ужаса в душе узнал, что его жена уже накатала заяву на розыск сразу и в МЧС, и в Лиза Алерт, ну а я, зайдя в интернет в нашу "беседу" ВКонтакте, увидел, что все уже предвкушают некое СОБЫТИЕ... Пришлось накатать там сообщение и всех обломать!

Но вообще дождь прекратился, и часа в четыре мы уже тормознули недалеко от Ямма, в дачной деревне Чернечки, возле озера Женского. Очень красивые места! И времени - вагон! Кстати, купанием в этом озере, как говаривал Остап Бендер, еще "до исторического материализма", вполне успешно лечили гинекологические заболевания, отсюда и название. Ну а сейчас там заготавливают лечебное (для тех же целей) сырье - ил, так называемый сапропель.



Нам рассказали, что там, на озере, некогда существовал рыбоводческий не то колхоз, не то совхоз, занимались там разведением не то сазанов, не то карпов, а после крушения Империи его купили некие пришлые эстонцы, и гоняли русских, которые посмели бы придти на озеро с удочками. Но у наших финно-угорских братьев рыбный бизнес как-то не задался, и они, забрав с собой все оборудование, понтоны, садки и прочее, свалили в свой фатерлянд, пардон, кодумаа. Затвор от шлюза не знаю кто спер, может, эстонцы, а может и наши - на металлолом. Гидротехника разрушается, озеро мелеет, и рыбы там больше нет...



Зато там живет совершенно потрясающий человек, Александр Николаевич Завражин. Именно он построил на озере причал и купальню, и даже убирает мусор за приезжими дебилами. Он вышел к нам познакомиться, рассказал кучу интересных историй из своей жизни (а у него два высших образования, первое техническое, что-то по динамике газовых сред, второе - академия имени Нахимова), он работал в торговом флоте и дослужился до старпома дальнего плавания, побывал в 75 странах мира, английский - как у дикторов BBC, я аж рот открыл от удивления. Так вот, он увидел наш жалкий пощипаный вид и пригласил к себе на склад благотворительного фонда "Земля Любви", где предложил выбрать одежду и обувь (сухую!!!), какая нам понравится. И в любом количестве...

Вот так мы были спасены! Ночью, правда, внутренняя часть палатки покрылась слоем льда, но нам, в двух свитерах от "Земли Любви", было это безразлично...

День пятый - Домой!!!

Про пятый день нечего и рассказывать - ехали от Ямма до Пскова, больше 70 км под дождем и без остановок. Чтоб не замерзнуть...
Tags: лужская возвышенность, ляды, музовер, плюсса, слуды, ямм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal