
Местность в тех краях представляет собой заболоченную глинистую возвышенность, на которой поднимаются песчаные ледниковые холмы, на которых и расположены немногочисленные деревни, часть из которых давно покинута людьми. Сильный удар по ним нанесла война, главным образом "герои" 37-го эстонского полицейского батальона, тогда особенно отличился "взвод тяжелых пулеметов" под командованием лейтенанта Александра Пиигли (осужден и расстрелян в 1971 году), ну а уж в "перестройку" добили все то немногое, что осталось. Хотя часть деревень еще вполне обитаема. Правда - дороги приходят в негодность, зарастают и заболачиваются. Летом не то что пройти по ним - даже просто найти их бывает весьма проблемно.
До точки старта - деревни Зубово - примерно 30 километров прекрасного асфальта трассы Р56 "Псков - Новгород", при попутном ветре они пролетели чуть больше, чем за час. В Зубове я свернул, как всегда, с асфальта в "усадебный парк" на горке, причем южный склон оказался вполне бесснежным и даже сухим, что внушило мне определенный оптимизм относительно исходя предстоящей экспедиции.

Разумеется, весна еще не в разгаре, и уже на северном склоне пришлось идти пешком, держась за велосипед, чтобы не посколькзнуться

Впрочем, расстояний там не слишком большие - "без асфальта" предстояло пройти километров 20, не больше. Пока путь шел через жилые деревни, дорога оказалась расчищенной, песчано-глиняная смесь, из которой выполнено покрытие - вполне замерзшей, и я бодро катил вперед, изредка уточняя маршрут у местных жителей, которые на мои вопросы отвечали со всей возможной серьезностью.

В общем, началась такая себе вполне увеселительная прогулка. Правда, чем дальше дорога шла на Восток, тем менее накатанной она становилась, но пока что пролегала она по южным склонам холмов и была практически бесснежной. Правда, замерзшие довольно глубокие колеи, случалось, играли злые шутки - выехать из них невозможно, и пару раз довелось довольно ощутимо грохнуться, даже и с кровопролитием. Но - небольшим. Вскоре на горизонте замаячила последняя жилая деревня - Корныхново. Я, правда, туда не поехал, ибо изрядный крюк, просто сфоткал с горки.

"Горка" оказалась нежилой деревней Петино, где накатанная дорога должна была бы и закончиться, но неожиданно она пошла дальше. Правда, "по карте" там имелось вот что -

К счастью, отыскалась "альтернативная" колея, весьма многообещающая, и я решил рискнуть и поехать по ней. Вскоре впереди показалась горка с кладбищем. Это, вообще говоря, опасный момент - зачастую такие вот "дороги" и идут исключительно до кладбищ. Впрочем, так-то уже немного оставалось...

Мне повезло - дорога и восточнее кладбища оказалась вполне живой! И могла она идти только в одно-единственное место, в деревню Маслово, а мне и надо было именно туда!

Разумеется, зайдя в лес, я понял, что дорога сейчас востребована исключительно дикими животными, которые устраивают там настоящие шествия. Жаль, что в мое отсутствие...

Всякой твари - по паре...

В лесу движение по этой дороге как-то замерло, и снег даже и таять, похоже как, не начинал. К счастью, какой-то смелый пушной зверь бодро шагал вперед, показывая мне дорогу.

Там, наверное, легко заблудиться - все холмы похожи один на другой, и иногда ощущаешь своего рода deja vu

Когда дорога существенно углубилась в какую-то заболоченную долину, глубина снега стала настораживающей, но тащить велосипед было легко, пока его держал наст. Ноги, правда, изрядно проваливались, но к этому быстро привыкаешь.

Как оказалось, вскоре появились колеи "с другой стороны", с востока, то ли охотники, то ли лесорубы, и я, лишь слегка запыхавшись, вскоре уже стоял у подножия холма, на котором некогда располагалась деревня Маслово

Теперь предстояло решить - а куда дальше? По плану я должен быть повернуть на запад и пробираться в знакомые места - деревню Ильина Гора, но колея на восток смотрелась очень даже соблазнительно.

Однако на восток - это в сторону от дома, к тому же неизвестно, что там дальше, потому я повернул туда, куда и собирался. Дорога там, насколько я помнил, по теплому времени года "малопрохожая" из-за заболоченности, но тут, в начале, выглядела весьма привлекательно.

Ну разумеется, что зайдя в заросли, дорога совершенно замаскировалась под снегом, идти можно было исключительно по навигатору, однако и тут мне помог какой-то зверек. Он мог идти только в Ильину Гору! А звери как-то генетически помнят старые, заброшенные людьми дороги!

Мне повезло с температурой воздуха - ноги проваливались в снег до льда, а воды практически-то и не было! Болото там стоячее, без ручьев, и зимой, как оказалось, неплохо замерзает. Но вот наста в лесу не было никакого, и велосипед проваливался чуть ли не до осей. Километр с небольшим по проселку я пробирался почти что полчаса, пока наконец не вышел на просвет. А там кто-то привязал к кустам тряпочку вешку - значит, ни зверек, который меня вел, ни я сам не сбились с пути.

Теперь нужно было забраться на Ильину Гору и немного отдохнуть и пообедать. В прошлый раз от обитаемого мира туда вели колеи квадроциклов, на которых приезжали мародеры, но это было давно, а что сейчас? А сейчас я, поверьте, даже и мародеров вспомнил добрым словом и понадеялся, что они опять приезжали, так как дальше надо мне будет идти по заболоченной долине реки Полонки, с кучей довольно глубоких и быстрых родниковых ручьев. Но это после, а пока что - отдых!

Увы, мародеры больше не наведывались, и в деревне почти ничего и не поменялось за несколько лет.

С некоторым волнением я подошел к южному склону. Впрочем, снег там почти уж весь растаял, как и наверху.

А вот в долине все было девственно-белое, и где там ручьи, а где броды - совершенно непонятно. Хотя солнце подтопило верхний слой и образовался весьма прочный наст, я радостно ускорил шаги и - провалился обеими ногами в воду выше колен! Причем по инерции верхняя часть пошла вперед, я выставил руки - они тоже по локоть ушли в воду! А ведь как-то коллега

До асфальта еще километров девять, но "на том берегу" уже имелась какая-то дорога, надо было только подняться вверх.

Ну вот, собственно, и конец приключениям. Теперь надо перевести дух и полюбоваться долиной, из которой я только что выбрался. До пройденного в начале "лесной части" маршрута перекрестка оставалось километра 3-4.

А часам к пяти вечера я уже прибыл в Карамышево, дико уставший, купил в "гопстопе" бутылочку темного пива (а в псковском "Кооп-Стопе", кстати, прекрасный ассортимент пива, лучше чем в городе!..), и после прекрасно отдохнул, пока ехал домой 30 километров по асфальту.
Ибо все познается в сравнении...
Journal information