Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2015 (продолжение)

предыдущий пост

День третий (12 августа 2015) - полуострова Рыбачий и Средний.

Погода с вечера второго дня была просто прекрасная, я долго гулял по окрестностям, а потом поставил палатку прямо на мягкие заросли вороники и карликовой березы метрах в 10 от берега моря. Кстати, о карликовой березе - это вовсе не те скрученные штопором березки, что растут чуть южнее, это не дерево и даже не кустарник, биологи называют такой тип растения "кустарничек", он стелется по земле, а листики - меньше сантиметра размером. Вот я тут даже монетку для масштаба положил.




Ну а часа в четыре ночи начался сильный дождь. Мне-то что - я в палатке дремал, а вот bokomarus как раз должен был выходить из поезда в Оленегорске. Впрочем, подумал я, до Оленегорска отсюда по прямой почти 200 км на Юго-Восток, может там и хорошая погода, и уснул уже до утра.

Позавтракав, запихал все в палатку, закрыл ее на молнию и поехал налегке вдоль Мотовского залива. Я поначалу собирался доехать на Рыбачьем до поселка Большое Озерко, где, по слухам, какие-то предприниматели устроили "турбазу" и где есть столовая - запасы мои расходовались как-то чересчур быстро - и взял я с собой только треть буханки хлеба и остатки майонеза в тюбике. Погода вроде как обещала наладиться, и даже дождь перестал, а дорога, пока шла по Среднему, была весьма приличной.



В губе Большая Мотка наблюдался глобальный отлив, примерно в полдень. Это меня несколько насторожило - знание графика отливов-приливов на ближайшие три дня было для меня очень актуально, но где-то в нете я прочитал, что вроде как 15 августа минимальная вода будет в 6 часов - оставалось только верить на слово.



Очень скоро я уже объезжал бухту Озерко (действительно, она в отлив превращается в соленое озерко) и ехал по небольшой, примерно километр на километр, перемычке, соединяющей Средний и Рыбачий. Там неожиданно заработал "Мегафон", я позвонил коллеге bokomarus и узнал, что он уже в Ревде и готовится к подъему на перевал Эльморайок, и что ночью он попал на пустой дороге в сильный дождь, от которого и спрятаться-то было негде, но вроде как все обошлось. А у меня тут даже солнышко стало появляться сквозь туман.



Сам поселок Большое Озерко варварски разграблен в 90-е годы, и заезжать туда не хотелось - не люблю я разруху, разве что для того, чтобы заглянуть на "турбазу" для богатеньких джиперов-экстремалов, иногда попадавшихся на дороге, и пообедать там. Но мне повезло - возле полуразрушенного угольного причала (угольной крошки там за полвека существования поселка насыпано метра полтора...) стоял вагончик, когда-то предназначенный для работников этого самого причала, и я заглянул внутрь.



Там на столике, специально для голодного путника, стояла недопитая бутылка водки, немного хлеба и тушка копченой рыбы. Ну а меня был с собой майонез, вода в ручейке рядом - в неограниченном количестве, я спрятался от ветра за старым причалом и устроил себе прекрасный обед.



еперь стоило подумать, что делать дальше. Я не планировал оставаться на Среднем больше двух ночей, ехать на Рыбачий можно было разве что из спортивного интереса, и потому решил вернуться на Средний и объехать его вокруг. Это получалось примерно 70-80 километров, но без мешка это не проблема. Потому вернулся на перемычку и скоро уже нашел дорогу, которая, если верить карте, шла буквально вокруг полуострова Средний, он почти правильной овальной формы размерами примерно 20 на 30 километров, ну а дорога поначалу внушала некоторый оптимизм.



Очень быстро проехал я равнинную перемычку и попал на другую, западную сторону, в губу Большую Волоковую, крайняя часть которой совсем мелкая и в отлив дно обнажается чуть ли не на километр, может, потом она и "волоковая"?



Дорога была вся в лужах - воде впитываться некуда, камень! - но довольно веселая, даже солнышко проглядывало, с одной стороны нависали горы, с другой - синело Баренцево море.





Скоро попался еще один брошенный поселок, на карте - станция Земляное, брошен недавно, еще и забор из колючки цел, и рамы в окнах "туристы" не успели выломать на дрова. Кстати, почему, направляясь в тундру и зная, что там нет леса, некоторые все равно непременно стремятся жечь костры? Я вот пользовался исключительно газовой горелкой.



осле Земляного дорожка несколько отворачивала от берега и шла немного вглубь. Вскоре показалась довольно большая речка Выкат, на карте через нее был указан мост, но конструкция его, в теперешнем состоянии, не выдерживала ни веса, ни критики.



Там был, конечно, брод, но как "джиперы" его проезжают, непонятно - мне там много выше колен, хорошо хоть велосипед без груза. Но, видимо, отнюдь не всем "джиперам" брод этот по силам - после него дорога явно улучшилась, и уже не было ни глубоких наезженных колей, ни особо грязных луж.



И еще по поводу "джиперов" - я бы им запретил там ездить "мимо дорог", тундра - система очень хрупкая, и когда какой нибудь баран, ради "адреналина" поперший по бездорожью, оставляет колею, то она потом полвека не зарастает. Мало того, что природу губят, так еще и вводят в заблуждение путешественников, которые, свернув на нее по ошибке, вполне могут сбиться с пути.



А вот и первый интересный объект - саамы называют это "нойды" - "колдуны". Находятся они на самом севере Среднего, на мысе Земляной. Скалы там подвергаются ветровой эрозии, и даже гранит не выдерживает, и вот получились два таких столба, метров по 8 высотой, между обрывом и берегом. Русские называют их "Два брата", саамы же считают, что это брат с сестрой, которых за их злое колдовство боги поселили в эти камни. Вообще зрелище впечатляющее.



А это, видимо, "остатки цивилизации гиперборейцев", не иначе :))





Ну вот как раз тут дорога, которая "по карте" шла вокруг Cреднего, почему-то и заканчивалась.... Колдуны, однако!

Вместе с дорогой как-то заканчивалась и хорошая погода, подул с моря сильный (вроде как западный) ветер и потянулись синие тучи. Я же поспешил по тропинке к белевшему в паре километрах от нойдов "саду камней" - там был мыс с выходом довольно редкой в тех "гранитных" краях осадочной породы - песчаника. Я вообще не предполагал увидеть такое на Баренцевом море - точь в точь как на Красном, в Египте, только вместо песчаной пустыни - тундра. Песка, впрочем, тоже там было немало.



Песчаник выветривается интенсивнее гранита, и какие там фигуры были удивительные - интересно, сколько же им тысяч лет? Выглядят они очень и очень хрупкими, и, кажется, просто не переживут очередного шторма - но надо же, стоят и стоят!



Кое-что, конечно, разрушается, но - уже не первый и не второй десяток тысяч лет...



А вот над этими объектами и вообще как будто поработал хороший ландшафтный дизайнер. Впрочем, над ними работал сам Великий Архитектор Вселенной, куда до него доморощенным "ландшафтным дизайнерам" ...





Но тут я всей телом ощутил ледяное дыхание Арктики...



... а через секунду все это великолепие накрыло проливным дождем!



К счастью, он оказался недолгим, скоро вновь выглянуло солнышко, и я заметил, что впереди блестит что-то еще более белое и более яркое. Оказалось, следующий мыс был вообще сложен из известняка.



Тропинка там почти терялась на скользких заросших вороникой камнях, но я честно протащил велосипед до следующего мыса, где забрался наверх и увидел такие вот ванны, почти что мраморные, наполненные чистейшей дождевой водой.



Дальше уже не пройти, хоть тропинка на карте и была. Конечно, по сухим камням еще, может, и можно бы было попробовать прокарабкаться по десятиметровому обрыву, но все намочило дождем, а главное - велосипед, его же не бросишь. Я пополз вниз и увидел какую-то колею, идущую по очень крутому склону вглубь полуострова. Да вроде и на карте был какой-то объезд, и я потащил велосипед по 40-градусному уклону вверх. Там стояла табличка "Объект МО РФ. Проход воспрещен", а за ней - настоящее "кладбище" военной автотехники, и колесной, и гусеничной, и даже вроде пара МТЛБ без пулеметных башен ржавела. Дальше, правда, дорога уперлась в ворота с колючкой - я пытался позвать часового, но его то ли не было, то ли он решил меня проигнорировать - ведь если бы он меня увидел, то ему пришлось бы выбирать между гуманизмом и уставом, а тут был еще не тот случай - время не самое позднее, лето, и жизни моей ничего не угрожало. Пришлось мне спускаться обратно на берег.

Тут снова ливанул дождь, и мы вместе с великом спрятались под валяющейся вверх дном искореженной ГТС-кой. Она лежала возле скалы, как раз под "кладбищем" - очевидно, ее просто уронили вниз, то ли из озорства, то ли по недомыслию, но она спасла нас с великом от дождя!



А морошка росла прямо у меня под ногами.



Потом усилившийся ветер как-то разогнал тучи, на часах - уже почти восемь вечера, и я призадумался, как же теперь попасть домой. Я довольно смутно представлял себе, где сейчас нахожусь - "генштабовская" топокарта не отличалась точностью, но ясно было, что надо искать какой-то путь в обход известковых мысов. Или же - возвращаться, чего я очень не люблю. К тому же мне казалось, что Средний я уже почти что и обошел, надо было просто найти дорожку вглубь и там добраться до "развалин", а от них - километров восемь до дома, то есть до моей палатки. К сожалению, я понял, что вроде как тупо "продинамил" поход на знаменитую береговую батарею - но что делать, да и что же я, батарей не видел, что ли! Вскоре какая-то дорожка нашлась, взлетела на высоту метров 200 и пошла по тундре аж до горизонта.



А тундра там, надо сказать, совершенно плоская, привязку по карте не сделать, и направление, судя по компасу, было, мягко говоря, несколько не туда. Потом начались какие-то "фантомные" развилки с "левыми" колеями, накатанными джиперами, и я понял что, кажется, немного заблудился. Пару раз упершись в тупики, я наконец уже в сумерках (было только 10 вечера, но из-за низких облаков и дождика как-то стемнело) увидел какое-то озерко и вроде как то, что на карте указано как "развалины". Я обрадовался - уже близко, поехал через "развалины" и уже начал составлять меню на ужин, как вдруг прямо в лоб мне уперлось дуло огромной пушки.



Тут меня охватили смешанные эмоции - с одной стороны, я все-таки попал на батарею, но, с другой стороны - я же на противоположной стороне Среднего, и до дома еще 20 км по прямой, а значит, все 30 по не самым хорошим дорогам, указанным на карте. И развалины эти - вовсе не те "развалины", а обозначенный на карте поселок под названием Поселок.

Но пушки-то - вот они! Гламурные туристы, пишущие в интернете, почему-то наивно полагают, что это и есть та самая знаменитая 221-я батарея, героически сражавшаяся всю войну и потопившая с полсотни вражеских судов. Это не так. Настоящая 221-я батарея - да, где-то рядом была, пушки там были калибром 130 мм, после войны демонтированы и куда-то установлены в другое место, а эти орудия, калибром 153 мм (их всего 4) стоят здесь с начала 50-х годов. Также гламурные туристы пишут, что "орудия находятся в консервации" и приводят как доказательство "толстый слой смазки" и наличие действующих затворов. Ну и за элементы консервации принимают маскировочные зонтики (из стальных труб, обшитых досками) на башнях - они думают, что это "от дождя". Как будто бронированной башне страшен дождь! Гламурные туристы не видят самого ужасного - стволы прорезаны автогеном на треть диаметра, примерно в метрах полутора от казенника. Я не ожидал увидеть столь чудовищного варварства, даже помня про безумные 90-е годы, когда у власти стояла нынешняя "либеральная оппозиция". Я понимаю - батарея могла утратить актуальность, но неужели практически новые орудия - тоже утратили? Хорошенькая получилась у них "демилитаризация" батареи - автогеном прорезать стволы, больше похожая на вражескую диверсию.

А внутри, да - все почти целое -



Какие-то товарищи так вот прямо и писали, что им удавалось даже "башню вращать". Ну, это разве что силою мысли....Вид из амбразуры -



Орудия стояли на закрытых позициях, с моря были не видны, наводка осуществлялась по командам корректировщика. А если еще и зонтики, поворачивающиеся вместе с башнями, были накрыты то ли тканью, имитирующей тундровую растительность, то ли дерном с этой самой растительностью - так их и вообще было не видно. Не удивительно, что я их и не заметил с дороги. Вот еще одно орудие, уже в сумерках.



Теперь оставалось самое простое - где пройти пешком, где проехать на велосипеде по ночной тундре 30 километров под ветром и слабым моросящим дождем. В общем, дело техники, и примерно в пол-второго ночи я наконец вышел на правильные "развалины", сориентировался и нашел дорогу домой. Правда, когда она пошла по горкам и скалам, ветер в скалах там издавал совсем не те звуки, к которым мы все привыкли на равнинах средней полосы - это тяжелый басовый вой, навевающий тревогу. А самые агрессивные звери ночной тундры - это лемминги, такие среднего размера грызуны, вроде арктических хомячков. Очень, кстати, красивые, но главное - поразительно смелые! Они храбро бросались мне наперерез и с истошным криком то ли нападали, то ли имитировали атаку, держась сантиметрах в 10 от моих ног и колес велосипеда, вставая при этом на задние лапки. Правда, стоило мне перестать двигаться и замереть, как они сразу же убегали, но через метров 20 выбегал очередной боевой хомячок и все повторялось с самого начала.

Тут произошел случай комический. До дома оставалось совсем чуть-чуть, дорога опустилась в ложбинку, появились кустики, и вот вдруг я увидел, как в кустах метрах в 10 от дороги кто-то шагает параллельно со мной, причем буквально - шагает, некто в белом. Я остановлюсь - и он остановится, я пойду назад - и он назад. Я, позитивист, на пару минут поверил, что это действительно призрак. Я сделал шаг к нему - он от меня. Тогда я даже стал с ним разговаривать. Ясное дело, нервы возбуждены (не часто ночью по тундре хожу), да и общее переутомление сказывалось. Призрак молчал, и тогда я здраво рассудил, что, возможно, это галлюцинация, но как проверить? И я решил его сфотографировать - если кадр будет пустой, то это мой глюк, если же там что-то будет - стану разбираться. Вот этот кадр. Это оказался бетонный столбик в человеческий рост, а его "шагание" - оптической иллюзией, знакомой, в общем-то, с детства. Да, а белые не пойми что - это комары, подсвеченные вспышкой.



Короче говоря, пришел я домой на рассвете, почти в три часа. Устал так, что не мог ни ужин готовить, ни даже переодеться - при попытке согнуть ноги в коленях их схватывала судорога, есть у меня такая беда. И тогда я наконец вскрыл "подушку безопасности", что дал мне мой друг десантник. Там оказалась 100-граммовая бутылочка коньяка, шоколадка и пол-литра темного пива-портера, это же как раз мой "особый двойной" для сушки одежды на себе! Все сработало, я отключился на пару часов, одежда была уже сухая, ноги не сводило, я переоделся и улегся спать уже по-настоящему.

Вот эта моя стоянка на морском берегу.



следующий пост

Tags: кольский полуостров, муста-тунтури, рыбачий, средний
Subscribe

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments