Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

Велопоездки на Псковянское - Первая попытка, terra incognita, 20-21 апреля 2014

В качестве короткого предисловия - все карты врут.... даже спутниковые. Такие дела!

Несколько раз пытались мы доехать до верхушки Лужской возвышенности и озер, истоков Псковы. Уж и близко были, но все как-то не получалось. Не хватало какой-то бесшабашности, что-ли..

Ну а я в минувшие выходные, прихватив понедельник, решил проехаться по упомянутым озерам. Это первый мой опыт такого длительного "одиночного плавания", было порою тяжело, но все получилось.

Начать я решил с Селкина. Конечно, попасть в главный пункт маршрута - истоки Псковы и озеро Псковянское - проще было бы через Княжицы, но, во-первых, я видел на "Генштабе-250" очень привлекательную прямую дорогу от Селкина к Псковянскому, километра полтора, а во-вторых, в июле прошлого года я ездил на Кочебуж через Селкино, там немного подзаблудился и даже прошелся по  этой дороге - твердая, без колей, с минимумом завалов - счастье! Правда, травы было по шею - но то же был июль, а сейчас апрель.Надо бы было тогда пройти по ней и подальше, но я торопился, так как та поездка была тоже в одиночку, да еще и без ночевки, и надо было быстренько возвращаться домой.

В общем, пришел я в урочище Селкино в 14 часов 45 минут, астрономический полдень, и перепроверил свой компас - там он на самом деле дает девиацию на 15-20 градусов к Востоку, наверное, местная магнитная аномалия. Но там красиво, как всегда, и холмы, и озеро, и вид на Кочебуж с западной стороны, и даже местные "мегалиты" можно рассмотреть без закрывающей их травы -



Потом наконец вышел на ту обещанную Генштабом дорогу. Там сейчас довольно сыро, но трава все-же поникла после зимы, я даже смог ехать, а не идти рядом с велосипедом -



Правда, примерно через километр дорога резко повернула на юг, но - зато приобрела "твердое покрытие"-



Таким образом я доехал совсем почти до Княжиц, где и вышел на ту традиционную дорогу на озера, которой и пользуются местные жители. Пока она идет по полям - ощущения самые светлые, как в старых фильмах о колхозном строе, но, войдя в лес, видишь, как ситуация изменилась с тех времен, ну а через километр-другой - вообще "классика жанра" - многолетние завалы разнопородными деревьями и промерзшие насквозь лужи метровой глубины. Интересно, они в хоть мае-то растают? Или до новой зимы...





Дошел я до некоего этапа - слияния Псковы и Селкинской Речки, и решил, что дальнейшие дистанции надо штурмовать с утра и на свежую голову. Прицепил велосипед к дереву (чисто машинально - там же нет никого, за двое суток не встретил ни одного человека) и пошел пешком прогуляться по окрестностям. Сходил в Княжицы, думал там купить что-либо из еды-питья, но магазин был закрыт, прогулялся вдоль Псковы по левому берегу вверх. Масштаб, вроде как, и не внушителен, но некая величавость присутствует. Река быстрой змейкой бежит посреди топкого болота, причем трясина выдерживает даже меня. Разумеется, расхаживать по ней я не стал, просто нашел сухое место, чтобы подойти вплотную к воде. А вокруг - настоящий Deep Forest (можно использовать в качестве current music)







Короче говоря, стал устраиваться на ночлег. Около стоянки был ручей, запруженный бобрами, заводь сверху выглядела довольно чистой, я даже подумал было искупаться - но у берега был лед, а я еще не достиг такой степени просветления, помыл ноги и пошел к палатке. Старый пень использовал в качестве кухонного стола, водрузил на него газовую плиту, а из небольшого сухого деревца и велосипедной фары сделал торшер. Несколько напрягала перспектива ночевки в глуши в одиночестве, но усталость, обилие впечатлений и 120 грамм конька сработали синхронно, в 10 вечера я положил голову на подушку и мгновенно провалился в сон. Ночь было редкостно спокойной, даже мыши не шуршали вокруг, а проснулся я часов в 5 от пения птиц. Не скажу, что было очень холодно, но остатки чая в котелке покрылись тонкой корочкой льда. Первая ночь была просто благостной, а вот вторая - экстремально эротической, но о ней позже.



Следующий день начался с тонизирующей процедуры - перехода вброд Селкинской речки (выше колен...).



А после речки дорога совершила еще одну трансформацию и плавно растворилась среди деревьев, превратившись в трек на карте. Ее даже бесполезно было искать на местности - я просто шел по азимуту, обходя препятствия, а иногда поднимаясь на какие-то холмы с поваленными деревьями.



Через километр с небольшим (через часа полтора...) добрался до брода через Пскову, в сотне метров от ее истока из Псковянского. Тут она мало похожа на реку, просто заболоченный ручей, где и воды-то не было видно из-за прошлогодней сухой травы, неглубокий и, как ни странно, очень теплый. Но переходить ее на пришлось - я по прежнему оставался на правом берегу. И почти сразу же предстояло подняться на красивое песчаное плоскогорье, за которым я спуститься уже к озеру, которое принял за Псковянское. При дальнейшем "изучении вопроса" выяснилось, что это следующее озеро в "ожерелье" - Высоковское. Ошибка сия чуть не привела к последствиям фатальным, но об этом - позже... Подъемы и спуски там весьма круты, я несколько утомился тащить груженый велосипед и решил сделать на озере привал, там более что там очень красиво и чисто, там же нет никого...





Что интересно, на самом деле Пскова начинается не в Псковянском озере - просто протекает через него. Настоящий исток - именно это озеро Высоковское, в километре севернее Псковянского. Еще пишут, что "самый настоящий" исток - заболоченное озеро Радоговское. Оно, как мне показалось с восточной стороны,  довольно маленькое  круглое озеро с заболоченными берегами. На самом деле оно довольно большое, но часть его закрыта густым лесом. Ну и, что очень важно, тут была дорога, по которой можно проехать на тракторе - видимо, ездят на небольшое кладбище на плоскогорье, только непонятно - откуда? Хотя, конечно, догадываюсь.





Дальше предстояло проехать еще немного на север, как я наивно полагал - до урочища Высоковского, а там всего-то километров 6-7 на восток, до поселка Высокое, где я собирался заночевать на одноименном озере и встретить восход солнца на горе. Все получилось, но несколько иначе. Неправильно выбранная мною дорога на восток прервалась на первом же небольшом урочище (видимо, там был хутор), от которого на восток и на север был обрыв в какое-то болото времен Великого Ледникового периода -



Двигаться можно было только на юг - в никуда, но вскоре там отыскалась запутанная сеть брошенных лесовозных дорог, которую я пытался распутывать целый час, пока не нашел не тронутую лесовозами, по подзаросшую и малозаметную дорогу на восток. Делать было нечего, выбора не было, да и дело шло к вечеру - поехал по ней наобум, тем более что оставалось каких-то километра 3-4...



Скоро дорожка эта исчезла в каком-то безумном нагромождении холмов, оврагов, болот, речек, ледяных промерзших ручьев... Я оставил велосипед под более-менее приметным деревом и принялся нарезать круги по всем этим холмам и оврагам, чуть ли не носом пытаясь вынюхать дорогу. Это заняло часа два-три (время как будто для меня остановилось), и вдруг я наткнулся на характерное урочище, на котором когда-то, очевидно, была деревня, и из нее шла дорога на восток! Но тут возникла другая проблема - найти велосипед в этом лабиринте, на что ушел еще час, потом еще полчаса повторно искал это урочище, ну наконец как мог рванул на восток, дорога терялась постоянно, и определялась с точностью только по бродам на ручьях, но на очередном (как оказалось, последнем) ручье бобры построили плотину, сильно поменяв всю топологию. Тут уже было не до фотографирования - солнце садилось, а я находился Бог знает где , из всего навигационного оборудования - компас и кривая карта, которую я к тому времени где-то потерял. Но, правда, уже знал наизусть... Еда закончилось, началось изнурительное обезвоживание вследствие тяжелейшей нагрузки - перетаскивания груженого велосипеда через сотни упавших деревьев - и это в краю ручьев и рек... Несколько раз я доставал котелок и горелку, кипятил два литра, один выпивал сразу, другой - во фляжку, хватало на полчаса.

В общем, в 22-30, как стемнело, я решил не паниковать, до выхода к нормальной дороге оставалось ну никак не больше километра, накипятил воды, доел последние две конфеты, допил коньяк, отдохнул - и двинулся дальше. На пути от последнего урочища оказалось болото, не тряское, и поначалу какое-то мелкое - оказалось, это лед под травой и илом, я перешел его запросто, но у дальнего берега лед стал проваливаться под суммарным весом меня и велосипеда с грузом, потому я буквально подвесил велик на какие-то кусты, а сам с фарой пошел поискать дорогу. Здесь была, как я с трудом понимал в темноте, развилка - часть дороги поворачивала на юг и была завалена каким-то многовековым деревом, дорога же на восток была затоплена, но в принципе проходима. Я прошел немного вперед, потом вернулся (а уже было весьма за полночь), прошел мимо своего велика, прекрасно видного в луче фонарика из-за катафотов на рюкзаке. Надо было хватать велик и дуть вперед, а я же решил еще раз разведать дорогу и поискать обход затопленного места. Мне это, в общем, удалось - там был обход, но его завалило какими-то мелкими деревьями, которые я потом разрубил топором, но тут случилось самое страшное - я опять потерял велосипед, причем ночью. А главное - рюкзак, там все - теплая одежда, вода, спички, палатка (ну тут она была ни к чему), и самое главное - свежий аккум к фаре. Искал я отчаянно, до трех ночи - выбора не было, холодало, а на мне шорты, футболка, насквозь мокрые носки и раскисшие кроссовки, и аккума точно не хватит до утра. Теперь я знаю - в экстремальной ситуации человек становится другим, это точно! Да и с велосипедом произошла история мистическая, тут о ней не стану писать - при встрече расскажу

Хорошо все закончилось - к 5 утра вышел куда хотел, и рассвет на горе встретил, и в озере Подольском искупался.



Но как же я выпутался из этой ночной переделки - не до конца понимаю, такое ощущение, что там был не я - а другой человек.

А гора Кочебуж с востока действительно выглядит мощнее, чем с запада!



следующий пост
Tags: высоково, кочебуж, лужская возвышенность, подольское, псковянское, радоговское, селкино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal