Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2020, день восьмой (утро)

предыдущий пост

Дождь, который так задержал меня в дороге, ночью ожидаемо продолжился. Капли весьма громко барабанили по тенту палатки, но это уже не слишком напрягало - предстоял всего лишь последний бросок на Север, до Вайда-губы и мыса Немецкого, плюс посещение мыса Кекурского, мимо которого я как-то проскочил в 2016 году. Ну а дальше я планировал в четвертый уже раз пройти по "старой немецкой дороге" в Печенгу, и вдумчиво, не торопясь, посетить "гагаринские" места - Корзуново и Луостари.

Дождь к утру упрямо не желал заканчиваться, но стал каким-то "прерывистым" - минут десять капли стучат по палатки, минут десять - тишина. Часам к десяти периоды тишины становились все продолжительнее и продолжительнее, и я решил, что пора уже и выбираться наружу, и двигаться дальше. Я смотал мокрую палатку, собрался и отправился в путь. Вот так выглядел материковый берег в одиннадцатом часу.




Пришлось разворачивать накидку на велорюкзак, упаковываться и герметизироваться. Собственно, до мыса Немецкого там по прямой всего-то километров 35, но там нет и не будет прямых дорог. Да и сами "дороги" иногда - весьма даже условные, скорее уж - направления. Но даже уже и это - хорошо.

Вскоре на восточном берегу губы Больша Мотка появились руины поселка Большое Озерко.



Именно здесь разместили в конце 50-х годов полк ПВО, оснащенный новейшим по тем времена оружием - зенитными ракетами среднего радиуса действия С-75. Именно такой ракетой 1 мая 1960 года в глубине советский территории, над Свердловском (ныне Екатеринбург) был сбит американский самолет-разведчик Lockheed U2, пилотируемый Гари Пауэрсом. Это был последний (но не первый!) американский полет над нашей территорией, до того Lockheed U2, способный идти на высоте около 30 километров, были недосягаемы для нашей ПВО. Впоследствии полк ПВО на Рыбачьем был расширен до состава бригады, оснащен дополнительно ракетами ближнего радиуса С-125 и, в семидесятых, новейшими ракетами дальнего радиуса С-200, лучшими зенитными средствами того времени и того поколения. В конце восьмидесятых планировалось оснащение ракетными комплексами уже нового поколения типа С-300, бригада была усилена полком береговой охраны с мобильными ракетными и артиллерийскими установками. Полк этот базировался в поселке Мыс Скарбеевский, где были тогда построены все необходимые инфраструктурные объекты и - через год брошены на разграбление.

Ну до поселка Мыс Скарбеевский я еще не скоро доберусь, а пока вот памятник "литературной землянке", в которой размещалась полевая редакция газеты "Североморец" и именно в которой Константину Симонову и рассказали историю про "сына артиллериста", которая стала основой сюжета его знаменитого стихотворения.



Вот наконец и узкая, в пару километров, перемычка между Средним и Рыбачьим. Который уже раз я здесь?



Дальше дорога сворачивает на север, вдоль Большой Волоковой губы. Дорога хорошая, хоть для велосипеда и довольно тряская. Но, по крайней мере, первые километров пять-шесть, пока она не запрыгает по прибрежным сопкам, можно неспешно ехать в седле.



Раньше, в советские времена, на Рыбачий ходили пассажирские пароходы, да и вообще навигация была весьма интенсивной. Сейчас разве что атомные подводные лодки с ремонтного завода "Нерпа" в Снежногорске сюда заходят, но все береговое навигационное оборудование поддерживается в надлежащем порядке.



Дорога вдоль берега, совершенно очевидная летом, зимой заносится снегом, и с нее легко заехать куда-нибудь не туда, потому для зимы там (да и не только на Рыбачьем) установлены вдоль дорог такие вот вешки - в наполненные камнями пустые бочки воткнуты стальные трубы. К сожалению, некоторые господа туристы на джипах ("дебилы блядь" ©) полагают, что эти бочки - для мусора. Я всегда говорил - надо больше расстреливать...



А дальше дорога начнет подниматься вверх...Издалека все это выглядит весьма настораживающе



Там будет небольшой перевал через мыс Коровий. Кстати, до Норвегии оттуда по прямой где-то с полсотни километров, и в ясную погоду с верхней точки можно даже разглядеть норвежское побережье. Ну и за телефоном надо будет следить, а то можно за минуту-другую "обнулить" свой счет в роуминге.



На одной из вершин возле Коровьего то, что принял в первый раз за скалы, оказалось руинами позиций одного из ракетных дивизионов той самой бригады ПВО



Теперь - снова вниз. Впереди на фотографии хорошо видны острова Большой Кий и Малый Кий, а вот в действительности я видел и еще какие-то острова, покрытые снегом. То ли айсберги, то ли мираж. Но тут их даже совсем не разглядеть. У меня ведь был с собой десятикратный "монокль", но я совсем в тот момент про него позабыл!



Внизу - знаменитый пляж на Рыбачьем. Можно было бы искупаться, и как раз стояла "средняя" вода между отливом и приливом, но я что-то замучился совсем, и совсем был голоден, и потому купание пришлось отменить...



Но я все же прокатился на велосипеде по дну Северного Ледовитого океана!



Собственно, уже во второй раз. Первый раз - в 2016 году, хотите посмотреть - отмотайте "ленту" на четыре года назад. Песок на литорали вполне плотный, колеса груженого велосипеда практически не проваливаливаются. А из глубины странным образом тут и там выходят струйки песка - какие-то животные обитают там внутри.



Кто-нибудь может пояснить - что это за неведомая форма жизни?



Эти существа как-то возбудили во мне охотничий инстинкт, видимо, от голода - я пару раз руками попытался откопать неведомое существо, но всякий раз в ладонях оказывался лишь мокрый песок. Может, это вовсе и не биологический, а геологический феномен?

Между там время перевалило за три часа, голод стал ощущаться, а для полноценного обеда мне была необходима пресная вода. Как ни странно, но в этой части Рыбачьего с водой имеются проблемы! Я поспешил доехать до заведомо пресного Червяного ручья, через который на карте почему-то указан мост, хотя даже и намека на него не наблюдается. Впрочем, и в отлив, и при средней воде брод легко проезжается на велосипеде в седле.



Червяной ручей - даже с водопадом, что как-бы гарантирует высокое качество воды...



Но увы, вода была совершенно отвратительной на вкус. И к тому же - тошнотворно теплой! Видимо, Червяной (ну и название...) ручей течет из какого-то болота. Разумеется, на Рыбачьем вода из любой лужи вполне безопасна для питья, но - вкусовые качества! Я попытался облагородить воду, плеснув в кружку коньяка в пропорции 1:4 - получилась вообще гадость несусветная. Но делать нечего - надо пить... Хорошо хоть красивое зрелище впадающего в море ручья как-то компенсировало его гастрономические недостатки.



продолжение
Tags: кольский полуостров, рыбачий, средний
Subscribe

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments