Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде в Новгородскую область, путешествие третье (по берегу Мсты)

За последние два-три года майское путешествие в Новгородскую область стало уже традиционным см. предыдущий пост, и сейчас я расскажу о своей поездке на велосипеде от истока реки Мсты до ее впадения в озеро Ильмень около Великого Новгорода.

"Хорошо отдохнул, только очень устал" ©




На этот раз поездка должна была начаться в Тверской области, в городе Вышний Волочек, который расположен на Валдайской возвышенности, на высоте около 170 метров над уровнем моря, как раз на водоразделе Балтийского и Каспийского бассейнов. В окрестностях города протекают две реки - Цна и Тверца, всего-то километрах в 12 друг от друга, а потом каждая поворачивает в свою сторону, и по одной можно проплыть в Каспийское море, а по другой - в Балтийское. А вот это 12 километров грузы приходилось тащить "волоком" - отсюда и название.

В начале 18 века Петр Первый пригласил знаменитых на весь мир гидротехников из Голландии, чтобы те спроектировали вместо "волока" водный путь. Тогда же была подпружена река Цна (затопив часть поселения) и прорыт Тверецкий канал со шлюзом у его входа в Тверцу. И то ли голландцы сознательно саботировали техническое решение, то ли у них не просто что-то не получилось - канал не проработал и трех лет, а казна считала огромные убытки. И тогда Петр отдал (даром!) всю "гидросистему" одному из новгородских купцов, а тот, что-то там посчитав "на палочках", построил новые дамбы, изменил течение местных рек, починил судопропускной шлюз, и в результате канал находится в судоходном состоянии до сих пор. Правда, актуальность его несколько упала, но кто знает - что ждет нас в будущем? Вот так он выглядит в пол-шестого утра в начале мая.




Я утром поехал просто покататься по городу, потому что отправляться в настоящий путь было еще очень холодно, и к тому же требовалось хорошенько позавтракать, а идти в придорожное заведение в первое же утро совсем не хотелось - надо было хоть немного уменьшить вес припасов в велорюкзаке.

Вскоре трасса М-10 "Россия" пересекла Новотверецкий канал, построенный в конце 40-х годов для питания реки Тверца и Канала имени Москвы питьевой водой. Еще на нем находится действующая Новотверецкая ГЭС, у сливной плотины которой я и решил приготовить завтрак



Вообще говоря, плотина довольно высокая, и вроде как даже шоссе М-10 проходит ниже уровня воды, поэтому там устроены дамбы, которые серьезно охраняются - так что погулять по гидротехническим сооружениям мне, к сожалению, не удалось. Пока завтракал и пил чай, солнышко поднялось повыше, температура подошла градусам к 6-7, и я наконец отправился в путь, по дороге снова вернувшись в город, который мне для начала предстояло проехать с Юга на Север. Из-за Вышневолоцкого водохранилища весь центр похож на какую-то русскую Венецию, там множество каналов и более 30 мостов.



Гидросистема там какая-то странная - проезжаешь по мостику, в канале вода течет в одну сторону, через сотню метров следующий мостик и следующий канал - а вода бежит уже в противоположную! А кроме мостиков и каналов в городе еще есть какие-то плотины и шлюзы, и все - с охраной. Ехать через них можно беспрепятственно (если ворота открыты), но фотографировать категорически запрещено.



Жаль - было мало времени! Дорога в первый день предстояла долгая, а главное - непонятная. Мне нужно было сначала добраться до озера Мстино, потом найти исток реки Мсты и по нему двигаться вниз, как было запланировано - до Мстинских порогов в Новгородской области, и заночевать где-то в окрестностях подземной речки Понеретки - читайте первое сообщение в этой теме. Расчетная дистанция пробега первого дня была 110-120 километров, но конкретной дороги на картах не указано - все пути заканчиваются километрах в 25-30 от Вышнего Волочка, возле Мстинской плотины, дальше рассыпаются веером, обрываются и вновь собираются в пучок уже в Новгородской области. Ехать в такой путь по неразмеченному заранее маршруту - авантюра, конечно, но ничего особо опасного - в конце концов, всегда можно вернуться!

До Мстинской плотины я поехал по правому берегу - показалось, что так ближе. Дорога там приличная, гравийка, вязкая, но не тряская. И деревни вдоль дороги если уж не процветают - то вполне имеют жилой вид, даже магазины работают. Часов в 10 заглянул в один из них, спросил кефира. Сказали - кефира нет! А тогда что же - пиво? Конечно - "вам полтора крепкого?" - "что вы, что вы - пол-литра легкого!". Время, правда, было еще неурочное, но, как вовсе не я первый успел заметить, строгость законов нашей Великой Империи компенсируется необязательностью их исполнения. В следующем магазине уже оказался в наличие и кефир - производства г. Рыбное Рязанской области - почему у нас такого не делают?

Распивая кефир а автобусной остановке, я попробовал "из под полы" (потому качество снимка удручающее...) сфотографировать Мстинскую Плотину - стратегический объект, регулирующий уровень воды в Вышневолоцкой системе, перекрывая сток из озера Мстино. Фотографировать строжайше запрещено, да и виден мне был только КПП на правом берегу, дальше там - спуск к самой плотине и переезд на левый берег. И, кстати, самих плотин аж две - старая (полуразрушенная ) и современная.



Наконец, я переехал по ней на левую сторону (охрана и прочее - все там по полной программе), и покатил по горкам вдоль реки. Первые несколько километров ниже плотины еще теплилась какая-то жизнь.



Километров через 15 я приехал в полупустую деревню Гирино, дорога к тому времени глобально ухудшилась, а рельеф стал гораздо более холмистым, и напомнил мне нашу Лужскую возвышенность. Возле крайнего дома сидел на лавочке настоящий деревенский дед, с красивым русским лицом - хоть в кино снимай! Я решил расспросить у него про дороги, и он дал мне обширную и точную информацию. По его словам, сейчас по полям и болотам пойдут лесовозные колеи, можно идти по ним, придерживаясь речной долины, и так будет продолжаться километров 7-8, а потом, как она сказал - "поднимешься из болотины в боровые леса, и если там найдешь старую дорогу - то уже не заблудишься, доедешь до станции Мста (на ветке Бологое - Ярославль), там проедешь километров 20 на Север по шоссе Удомля-Бологое до поселка Березовский Рядок". Я удивился и переспросил - "...какой-какой рядок??" Дед посмеялся - "Березовский!". Ну, ладно хоть не Немцов... "Так вот - продолжил дед - тебе в Березовский Рядок не надо, там дорога пойдет чуть ли не обратно, а ты сверни направо, там в гору пойдет глинистый проселок, тебе на него, и километров через 10 выйдешь в Новгородскую область, а там уже будет асфальт и километров 50 останется до Боровичей".

Перспективка намечалась, конечно, туманная, но вариантов не оставалось. Времени за полдень, и я рванул на Север "по полям и болотам". Ехать, конечно, нельзя, но в целом направление выдерживалось, и даже мостики было через ручьи.



Я строго следовал указания деда, и через пару часов выбрался на хорошую накатанную лесную дорогу.




Впереди было деревня Городище, хотя само городище почему-то находилось на противоположном берегу Мсты. Местные называют его - "татарский курган".



Около двух часов дня я, намотав полсотни по разного качества грунтам, остановился у магазинчика на железнодорожной станции Мста по дороге на Ярославсль. До запланированного места ночлега оставалось еще около 80, но ноги гудели после бездорожья. Правда, предстояло 20 по асфальту - а это почти отдых по сравнению с проселками. Проезжая по мосту через Мсту, увидел группу байдарочников, которая готовилась к приключениям.




А вскоре увидел и коллег-велосипедистов. Впереди ехала красивая молодая девушка лет 25 с длинными светлыми волосами, в очень красивом костюме на очень красивом велосипеде, а за ней пыхтели двое мужчин постарше, экипированных попроще и поплотнее загруженных поклажей. Один из них остановился со мной поболтать. Как он выразился - "Мы из Бологое хитро едем - по одним грунтам!". Я как-то удивился - почему же я тогда встретил их на шоссе? - но не подал виду и спросил, через какие места они ехали. Он ответил - "Через Березовский Рядок!". Вот дела - это же как раз на шоссе "Бологое - Удомля", прямой участок по асфальту. Хотел спросить - "Как же так?", но вспомнил, что, как говаривал один мой приятель, покойник - "У каждого свой рок-н-ролл", и поэтому - промолчал!

Вскоре въезжал в деревушку с названием Сельцо Карельское. Сразу заметил, что избы там несколько отличаются от типичных для тех краев. Все на очень высоких срубах, и в нижнем, "нулевом" этаже расположены помещения для домашних животных. Это русский северный стиль, характерный для Вологодской области. Животные, расположенные на первом этаже, дают дополнительный обогрев в холодное время. Насчет запахов - не знаю, не жил никогда в таком доме. Хотя, когда в одну из недавних поездок с нами в палатке спал Трой, его шерсть тоже не благоухала, но тепла он добавлял весьма ощутимо.

Видимо, это на самом деле была карельская деревня. Кстати, жили там отнюдь не "ссыльные жертвы сталинских репрессий", карелы в Тверской области - вполне себе коренные жители - tverin karielazet.



Все хорошее когда-нибудь заканчивается, закончился и мой путь по асфальту, я слез с велосипеда и потащил его вверх по указанному дедом проселку. Жутко хотелось пить, это только на Кольском полуострове можно пить воду из любого ручья, а в наших краях как-то не хочется рисковать. И тут мне несказанно повезло! Сами смотрите -



Воде несколько отдавала сероводородом, но была чистой и пресной. Я отдохнул и стал форсированным шагом проходить проселок - ехать там было невозможно, колеса вязли в глубоком песке, пока дорога шла по бору, а когда вышла "в поля" - все колеи веером разбежались в разные стороны.



Но - это уже была Новгородская область! И скоро на самом деле начался асфальт, да только вот ехать еще было далеко, а солнце садилось. Я решил в одной из деревень переправиться на левый берег, где вроде как рос лес, и попробовать заночевать там - на правом были только сырые, заросшие кустарником холмы, да и к воде было не спуститься. Вскоре я нашел подвесной мост, на нем висел "кирпич" - неужели кто пытался проезжать там на машинах?



Дорога на левой стороне была совсем нецензурная, я понял, что никуда уже не успеваю, на счетчике моталась вторая сотня, и я стал присматривать место для ночлега. Увы - лес был еловый, очень влажный и холмистый - хоть на дороге палатку ставь! Уже в сумерках заметил тропинку в сторону реки, пошел по ней, и - о чудо! Вышел к роднику, возле которого нашлась площадочка для палатки.



Как пел великий царь Давид - "Господь покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим"

Было около 9 часов, когда я поужинал, залез в палатку и моментально провалился в сон.

Закончился первый день.

следующий пост
Tags: Новгородская область, вышний волочек, мста, озеро мстино, тверская область, тверские карелы
Subscribe

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments