Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

Древняя дорога в джунглях и открытие купального сезона (вынужденное), 10 мая 2020 года, вечер...

Иногда господа археологи, бывает, найдут, где-нибудь у черта на куличках, какой-нибудь сомнительный артефакт и - сразу становятся знаменитыми! А тут в паре десятков километров от Пскова - сплошные артефакты ушедшей Великой Империи, а самоотверженное изучение таковых не добавляет, увы, ни славы, ни гонораров...

К северо-западу от города тянется длинная, на несколько десятков километров, холмистая гряда ледникового происхождения, от самой Лужской возвышенности практически до низовьев реки Великой, в южной своей части имеющая название Ваулины Горы. Впрочем, "горы" - по местным меркам, высоты там обычно не превышают 50 метров. В южной части холмы песчаные, довольно узкие, дальше к северу они расширяются, в их составе появляется глина, потому образуются верховые болота и, как следствие - формируются настоящие непроходимые джунгли.

Однако на старых картах позапрошлого века там указана целая россыпь деревень! Причем просуществовали они до вполне "новейшего" времени и окончательно стали исчезать только в 60-е годы, при "укрупнении" колхозов и при последовавшей за этим неуправляемой миграцией сельского населения в города. И теперь, бродя по джунглям, вполне возможно наткнуться на остатки такого вот вполне капитального шоссе, идущего из ниоткуда в никуда...




Я уже давно собирался пройти "перевал" через упомянутую гряду между деревнями Заболотье (на восточной стороне) и Дубники (на западной). Обе деревни расположены поблизости от вполне современных дорог, когда-то давно ведущих от Пскова в Цаплино и Скоморохову гору, а позднее продолженных до Торошина (лет сто назад) и Крипецкого монастыря (уже в наши дни). Между деревнями Заболотье и Дубники по прямой всего-то 4 километра, но проехать на автомобиле можно исключительно через окраину города, деревню Ваулино - а это будет километров 25, а то все 30! Имея же в качестве транспортного средства велосипед, можно попробовать и протестировать старую "прямую дорогу", тем более что на "генштабе" обозначена она довольно многообещающе, как "грунтовое шоссе".

Первый раз я собирался проделать это осенью года полтора назад, но тогда хозяйка крайнего дома в Заболотье отговорила, сказав, что давно заросла эта дорога, да и время в тот раз шло к вечеру. Теперь же я решил начать "с другого конца", от деревни Дубники. А там и в самом деле - дубники!



Хоть у меня в навигатор и закачан отсканированный "генштаб-500", мне никак не удавалось найти выход из деревни если уж не на саму дорогу как таковую, так хоть на ее руины. Начал я опрашивать поселян, но те все как сговорились - "нет дороги!", "заросла давно!", "не пройти тебе!", да и вообще, сказали: "пропадешь-заблудишься..." Проблема с "началом" дороги разрешилась просто - планировка деревни менялась за прошедшее время несколько раз, и теперь на том месте - чей-то огород. Пришлось обойти и уже в поле поискать колеи, что оказалось несложно - не только колеи, но и насыпь с канавами вполне отчетливо идентифицировалась. Но это сейчас, весной, пока травы свежей нет. Взгляд назад -



Давненько по ней последний раз ходили-ездили... Но направление было верное, и я потащил велосипед вперед. Обычно главное тут - до леса дойти, а там все намного проще, чем в полях. Но что-то проще не становилось - какие-то завинченные штопором кусты росли и в колеях, и в канавах, а до леса еще далеко. Я оставил велосипед и пошел на разведку налегке.

К сожалению, и "в лесу" лучше не стало. Конечно, само дорожное полотно вроде как более-менее целое, но на нем росли колючие кусты малины, а впереди вообще виднелась непролазная чаща. Увы - придется вернуться. Утешало меня лишь то, что в подобного рода исследованиях отрицательный результат столь же актуален, как и положительный - можно будет смело вычеркивать дорогу из списка проходимых.



Поскольку мне было лень продираться обратно через частокол непонятно каких "деревьев", частично поваленных, а слева просвечивало отрытое пространство, то я решил вернуться именно там, "полем", и совершенно неожиданно наткнулся на не слишком свежую, но вполне еще вменяемую колею, которая шла параллельно трассе заросшей дороги, прямо по "неподготовленному" грунту, метрах в сорока севернее.



Это был мой шанс! Я вернулся на "исходную позицию", не без труда отыскал в дебрях велосипед, перевел дух, включил навигатор на запись и отправился по этой колее в неизвестность. Вскоре колея подошла к широкой дренажной канаве с капитальным мостом из железобетонных труб и, похоже как именно в этом месте и воссоединилась с линией дороги на "генштабе". Надо же иметь в виду, что и карта не абсолютно точная, не до метра, и GPS на смартфоне тоже имеет свою точность разрешения. Как бы там ни было, но вот - канава, а вот - дорога!





А это уже - почти треть пути! Правда, колея дальше как-то совсем уж, как говорят ученые, "элиминировалась", осталась только тропинка, а на ней - исключительно следы кабанов и лосей, и ни одного ни собачьего, ни человечьего. Да и завалы, похоже как, давно уже никто не разбирал. Впрочем, велосипед - транспорт особой проходимости.



Лес становился все более и более сырым, в кюветах около насыпи появилась вода, а самой дороге вырос настоящий "парк юрского периода"...



А вот и - "артефакт".



Тут я вспомнил, что женщина из Дубников что-то упоминала про речку, через которую так и не построили переправу, и там надо будет идти вброд. Да и дорога явно потянулась куда-то вниз, в ложбинку, совершенно заросшую всяческой зеленью до полной неразличимости тропы.



Я уже понял, что предстоит самый тяжелый, и, возможно, безнадежный участок дороги, которая сейчас запросто может исчезнуть! Вскоре моя траектория уперлась то ли в дренажную канаву, то ли в "спрямленный" болотный ручей. То, что брод именно здесь, указывали уходящие под воду старые колеи. Только как-то совсем уж крутовато все в воду уходило...



Но медитировать было некогда - надо раздеваться и проверять брод. Дно, конечно, илистое, но все же не слишком топкое, глубина - по грудь, вполне даже проходимо. Несколько странный брод для автомобильной, по первоначальному замыслу, дороги, но возможно, просто за прошедшие полвека кардинально изменился гидрологический режим, либо же течением размыло дно. Страшнее было другое - за бродом оказалась непроходимая заросшая кустарником топь, на которой я, сколько ни всматривался, так и не смог разглядеть никаких признаков дороги. Похоже что - надо поворачивать... Поскольку торопиться уже некуда, я решил спокойно и с удовольствием искупаться, проплыл немного в западном направлении, и увидел там то ли бобровую плотину, то ли мостик. Или же - старую бобровую плотину, через которую был настелен мосток!

Вылез, оделся, пробежал в ту сторону (а туда даже вела тропинка) - и точно мосток! Вторая за этот вечер "случайная находка", после колеи...



Истоптанная кабанами и лосями тропинка продолжалась после мостков до следующей канавы, через которую имелся хоть и полуразрушенный, но вполне капитальный мост.



А за мостом нашлась и вполне свежая колея от внедорожника! Тут чувства смешанные - и радуешься, что в очередной раз из джунглей выбрался, и грустишь, что приключения опять закончились. Через километр появилась деревня Заболотье!



Если кому интересно - вот карта.

Tags: велотуризм, дубники, заболотье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments