Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

Из Пскова в Кронштадт на велосипеде по западной границе

В Кронштадт на велосипеде, июнь 2015

Собственно, сама идея поездки, если уж не в Кронштадт, то хотя бы в Усть-Лугу, и вообще на Финский залив, обсуждалась последние пару-тройку лет, но до реализации дело никак не доходило. А очень жаль - поскольку тогда был еще шанс прокатиться на поезде от Гдова дальше на Север по совершенно древней железной дороге, остаткам той самой дороги, что шла через Псков на Полоцк, которую мы с другом к тому времени объездили на великах чуть ли не всю, и даже добирались и до самого Полоцка. Теперь надо было ехать дальше на Север. Маршрут у меня был намечен такой: Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Усть-Луга - Сосновый Бор - Большая Ижора - Ломоносов - Кронштадт - опять Ломоносов - Гатчина, дальше на электричках до Луги и Пскова. Планировалось 5 ездовых дней и примерно 550 +/- 50 километров пути пройти на велосипеде. Единственной проблемой было получить пропуск в погранзону в Гдов, но ФСБ очень любезно предоставила его мне буквально за пару дней. Оставалось собраться и поехать, до памятника Петру Великому в Кронштадте, и - обратно.





Итак, День Первый - город Гдов и его окрестности. Будет проехано 152 км

Собственно, 152 километра за день - для асфальта дистанция вовсе не смертельная. Но дело осложнилось очень сильным встречным ветром, деревья за окном уже с утра раскачивались так, что уже подумывал о том, чтобы опять лечь спать. Однако небо было такое потрясающе синее, что я решил - ну грех не поехать! Прицепил к багажнику собранный с вечера рюкзак и покатил по объездной дороге в Солоново, к выходу ее на Гдовское шоссе. До шоссе там от меня километров 6-7, но дуло в харю так, что я уже начал уставать. Оставалось только тешиться надеждой, что шоссе пойдет чуть под углом к ветру, и будет не так тяжело. В общем, так оно и было, наверное, но все равно через 15 километров я совершенно вымотался. Тут мне позвонил мой друг, порадовался, что я все же решился ехать, а услышав мои жалобы на ветер и усталость, посоветовал зайти в магазин и купить там что полагается в такой ситуации. А я как раз подъезжал к большому селу Ершово, и свернул к первому магазину из трех, там имеющихся. Время, конечно, еще было неурочное, но продавщица вняла моим мольбам и продала мне бутылочку выдержанного виноградного дистиллята, ну а дальше - прием "по схеме" с шоколадом, и можно ехать до тех пор, пока не свалишься замертво. Совсем незаметно пролетели следующие 30 километров, и через часик с небольшим я уже катил по поселку Середка в сторону хорошо знакомого мне заведения под названием "Столовая", там готовят очень вкусно, цены социальные, я славно отобедал и отдохнул. А по пути, проезжая Елизарово, увидел там некий новый объект - монастырскую водяную мельницу, уж не знаю, "муляж" ли это или же действующая модель, но смотрится (по крайне мере сама мельница) красиво и почти "аутентично"



После Середки места были еще "езженые", хотя и много уже лет назад. Еще километров через 30 - село Ямм, дальше пока на велосипедах не приходилось заезжать. В селе этом есть улица Железнодорожная - она как раз и шла параллельно железной дороге Псков - Полоцк, от которой осталась только вот эта насыпь, которую кое-где используют в качестве автодороги. А этот "железнодорожный переезд" мы с другом проезжали давным-давно, на заре "велосипедного движения"



После Ямма дорога стала петлять влево-вправо, и стало немного полегче ехать - ветер, хоть и не перестал быть, по сути, встречным, но дул теперь то в левое, то в правое ухо, создавая иллюзию разнообразия. Вскоре за Яммом - речка Желча, на левом берегу которой заповедник "Сороковой Бор", а на правом - памятник героям войны. Там на постаменте - знатная тяжелая 122-мм пушка А-19 образца 1931 года. Такие орудия до сих пор, говорят, стоят на вооружении в Финляндии - а уж финны-то понимают толк в русской артиллерии.



Полпути до Гдова было пройдено, на душе повеселело, и даже начавшийся дождик не портил настроение. Скоро дорога подвела к Чудскому озеру, берег которого был запретной зоной, в то время как дорога - еще нет, да к тому же на озере был сильный шторм



Холодина была, честно говоря, изрядная, даже несмотря на принятый дистиллят и шоколад, а какой-то экстремал катался на кайт-серфе как раз напротив пограничного поста.



Я от такого зрелища содрогнулся и покатил дальше, скоро дорога тоже вошла в погранзону, а еще через 30-40 километров я уже въезжал в Гдов, где и провел последующие три или четыре часа. не встретив ни одного пограничника. Я сначала побродил по парку, он же Гдовская крепость 14 века, от которой остался лишь фрагмент одной стены (в интернете фоток навалом), да остатки плотины через речку Гдовку, по которым проложен пешеходный мостик.



Там есть только реконструированный храм, собор Божьей Матери Державной ("настоящий" был построен в 14 веке вместе с крепостью)



Больше там ничего и нет, только "новодельный" дом причта, да еще трава по пояс нескошенная, так что я по быстрому выбрался оттуда через пролом в крепостной стене.



А оттуда сразу же поехал смотреть железнодорожный вокзал, с которого еще в 2013 году ходили поезда на Санкт-Петербург. Правда, всего один поезд, три раза в неделю. Но все же! А теперь там вокзал стоит такой жалкий, что даже и не стал его фотографировать, а подъездные пути заросли все травой и кустарником за два года так, что уже и рельсов-то не видать



Вечерело, и собрался я ночевать на Чудском озере, возле устья Гдовки. Место то так и называется - деревня Устье. Правда, в самом устье пограничный пост, но какой-то пропуск у меня был, и я решил рискнуть. Там красиво, конечно, но ветер дул такой сильный, что остаться там до утра - гарантированно задубеть в легкой палатке, а спрятаться от ветра было негде.



Тогда я решил попробовать поискать ночлег где-нибудь дальше по дороге на Сланцы - солнце еще стояло высоко, было часов восемь вечера. Я прокатился по довольно красивым старым улочкам Гдова в поисках какого-нибудь "гипермаркета"



Там даже сохранился старинный "пассаж" позапрошлого века, только все уже было закрыто



Конечно, есть в Гдове гипермаркет, и вовсе даже не один, где я купил продуктов-напитков и покатил дальше в сторону Сланцев. Только вот ночевать там было совсем уж негде. Была в наличие речушка Черма, но она протекала по каким-то мангровым джунглям, палатку не поставишь, а можно было бы и на поле ночевать - так там воды не было. И тут я вспомнил, что читал в нете про авиабазу в поселке Смуравьево, вроде в 18 км от города, чуть в стороне от шоссе, и на картинках там был сосновый бор. Только вот карту этого участка я не распечатал - думал ведь я, что просто надо будет по шоссе ехать, и где там перекресток и поворот на авиабазу - да Бог его знает! К счастью, он там обозначен, ничего не перепутаешь и мимо не проедешь!



Да и к тому же еще встретил мужчину на велосипеде, он ехал домой, как раз в ту сторону, оказалось - мы с ним земляки, и он стал приглашать к себе на ночлег. Я вежливо поблагодарил, сказав, что предпочитаю все же на свежем воздухе, и он подробно объяснил мне, что до "гарнизона" ехать ни к чему (да и дорога плохая, полурассыпавшаяся бетонка), а ночевать нужно в полузаброшенной деревне, название которой я уж и позабыл, возле родника.

Что я и сделал с большим удовольствием

День Второй - Ленинградская область, Сланцы, Кингисепп и река Луга. Будет проехано 135 км

Вот странно - вроде как и ненамного я находился севернее, а ночь намного позже началась и намного раньше закончилась. Спалось, как и обычно в первую ночь, не очень хорошо - ноги гудели и перед закрытыми глазами мелькали придорожные кусты. Встал я часов в пять, пошел умылся у родника, сварил кашу-чай, просушил палатку - не торопясь, и ловя теплые лучики солнца. Холодно было утром, и ветер как дул вчера, встречный, так и сегодня - не поменял направление. Но небо было с утра чистое. Решил я все же посетить знаменитую авиабазу, тем более до нее было всего около километра - я даже видел мачты антенн дальней связи. Конечно, авиабазы больше почти что и нет! Осталась жилая зона, где обитают военные пенсионеры, там служившие. С одним из них я разговорился, и он рассказал мне краткую историю, как все закончилось.

Дело в том (как он рассказывал, проверить же я не могу), что 772-й Бомбардировочный Авиаполк, оснащенный основными машинами СУ-24, имел на вооружении ядерные боеголовки. После распада СССР ядерное оружие не должно было располагаться ближе, чем на какое-то оговоренное расстояние от границы (не знаю сколько, но уж явно не 20 километров, как в данном случае), и ядерное оружие убрали, а авиабазу сначала перепрофилировали из ударной в испытательную. Какая-то питерская фирма занималась разработкой систем активной защиты, да и до сих пор занимается, и вся их техническая оснастка до сих пор там, в Смуравьеве. А 772-й полк окончательно расформировали лет пять назад. Через 20 лет после юбилея части, сформированной в 1941 году. Остался памятник, установленный тогда на юбилее, в 1991 году



На памятнике - истребитель МИГ-21. Как рассказывал мой знакомый, занимающийся военной историей, таких машин не было никогда в Смуравьеве, просто, когда решили поставить памятник, почему-то поставили именно его.

Аэродром, кстати, вовсе не брошен. Его даже и охраняют, и все аэродромные службы сохранены, даже иногда принимают какие-то самолеты. В частности, прилетают инспекции по мониторингу экологии (??? - это тоже со слов того пенсионера) Чудского озера. Ну и да, охрана стоит и проверяет проезжающих. Что же касается истерики по поводу "базы распила самолетов", то это все привычная уже интернет-психопатия. На само деле все самолеты своим ходом перегнаны на хранение, а те пара десятков машин, что были или уже списаны, или у которых кончался ресурс, были тут же утилизированы, и корпуса - да, попилены на металлолом. Из этого никакой тайны не делали - не везти же их оттуда целиком, на тягачах, по Гдовскому шоссе?? Да я же там на велике езжу!!

Кстати, пора было поторапливаться на шоссе - уже был одиннадцатый час, и при сильном встречном ветре я не надеялся сегодня проехать еще 150, оставшихся до Финского залива. К тому же по бетонке ехал медленно - старался поберечь заднее колесо, с рюкзаком по ухабам надо осторожно. Возле шоссе пересек железную дорогу на Сланцы, там еще два года назад был ОП "Лядоцкий Переезд", на табличке надпись - "остановка первого вагона". Были же времена..



А скоро уже въезжал в Ленинградскую область. Как мы с другом шутили, "пересекал границу королевства". По-английски "область" - "region", от латинского "regere", того же корня слова "rex", "regina" и "reich". Если дальше рассуждать "по аналогии" - то район следует называть "графством" :) Обычно дорога на границе наших "королевств" имеет сильные отличия по составу и качеству асфальта - даже на фотке видно.



А еще километров через десять показался город Сланцы, центр Сланцевского графства Ленинградского королевства. Городок маленький, шахтерский, добывают там ископаемое топливо - сланец, и уже на въезда начинаются сланцевые шахты с терриконами пустой породы.



Сразу за шахтами появилась река Плюсса, через несколько километров она вольется в Нарву, точнее - в Нарвское водохранилище. Ехать туда нельзя - граница! Но город Сланцы - открытый. К несчастью (или наоборот - к счастью) в городе меня застал дождь, я решил скоротать время и пообедать заодно в местной "Кулинарии", дождь не кончался, делать в городке было нечего, и я рванул дальше. Оставалось около 50 км до Кингисеппа и потом еще около 40 - до Финского залива и Усть-Луги. Я хотел попасть в Кингисепп до 17-00 и заехать в погрануправление, проконсультироваться о режиме, и поторопился вперед. Последний раз оглянувшись на Сланцы, я с удивлением увидел, что терриконы на западной окраине, которые показались мне довольно маленькими, на самом-то деле доминируют над городом. К сожалению, это, похоже, единственная тамошняя достопримечательность



Дождь так и бежал за мной почти до самого Кингисеппа. Настоящее название города - Ямбург, от финно-угорского этнонима "ямь" (наверное, и наше село Ямм - оттуда же). Кто не знает - Виктор Кингисепп был эстонский политик левого толка, "видный чекист" и так далее, расстрелян в 1922 году эстонской буржуазной "кровавой гэбнёй", или как у них там? Город же основан новгородцами еще в 14 веке. Там, правда, от того времени только фундаменты стен кое-где видны, но правый берег реки Луга столь высокий, что там и стен-то можно было не ставить. Я там заглянул было вниз - голова кружится!



С восточной стороны остался крепостной ров, точнее - пруд на его месте. Там даже рыбу ловят.



А вот вид на левый берег Луги с обрыва



А это - городской музей Кингсеппа - Ямбурга



Ну и центральное здание города - Собор св. Екатерины Египетской



Разумеется, ни в какое погрануправление я не успел - приехал в город уже около шести вечера. Посмотрел карты - дорога понятна, но - как быть с пограничниками, пропуск-то у меня только в Гдов! Хотел было спросить у полицейских - так они вряд ли что толковое скажут. Начал я опрашивать прохожих на улице - тоже дело не простое. Но тут удача мне сопутствовала - обратился к молодой паре, а они и мне и говорят - "да мы сами пограничники". Я обрадовался, говорю - "вот здорово, так вы мне расскажете, как там можно проехать?".

Дальше был примерно такой диалог:

- Ну мужчина, Вы даете - мы же должны сразу сейчас сообщить, что Вы направляетесь в погранзону без пропуска!
- Ну вы, ребята, сами даете! Я же к вам по-людски, а вы тут "кровавую гэбню" из себя изображаете!
- Так у нас служба такая, нарушения пресекать!
- Так а я ведь и спрашиваю, чтобы ничего не нарушить случайно!

В общем, показали они мне на карте, как можно проехать и куда, и порекомендовали в Усть-Луге на левый берег не переходить, так и сказали -

"Если Вы не видите пограничников, то это вовсе не значит, что они не видят Вас!"

следующий пост

Tags: артиллерия, велотуризм, гдов, история, кронштадт, псков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments