Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

На велосипеде по Кольскому Полуострову, авг 2019, десятый день - Муста-Тунтури: поверженная цитадель

предыдущий пост

Расставшись с Андреем и Юлей, я направился в указанную сторону, стараясь продвигаться так, чтобы все время подниматься вверх и чтобы море все время было по левую руку. Мне сказали, что обратно вернуться можно будет и "по дороге", а пока что лучше идти напрямик, "верхом". Конечно, очень даже непросто там одному, да еще и в первый раз, но я надеялся добраться до разгромленных немецких позиций и там уже сориентироваться, что к чему.

После минут 15-20 подъема я уже начал нервничать - ветер ощутимо крепчал, да и дождь намечался. Ну вот, подумал я - очередная "авантюра" на свою задницу назревает, как неожиданно уткнулся в каменную стенку - тут как раз и начинались немецкие передовые укрепления.




Да, чуть не забыл рассказать - где-то на полпути от развилки нас обогнали два весьма "крупнокалиберных" внедорожника, в каждом из которых было по мужчине и женщине. Потом уже мы обогнали их в какой-то ложбине, а вот возле этой "стенки" люди из внедорожников догнали меня. Мы как-то не слишком много общались, но я понял, что мужчин зовут Андрей (который уже по счету???) и Михаил, причем Андрей фактически является "группенфюрером", поскольку уже не первый раз в этих краях. Я спросил - не против ли они, если я скромно последую за ними, и получил от Андрея полное на то согласие...



Места там, надо сказать, весьма "дикие". Западная часть Муста-Тунтури (как и западные половинки полуостровов Средний и Рыбачий) была в 1920 году оккупирована Финляндией, без всяких на то оснований - даже в период существования Великого Княжества Финляндского территории эти, пограничные с Королевством Норвегия, относились вовсе не к нему, а к Архангельской губернии. Но господствующая тогда среди финских националистов (на волне эйфории после крушения Российской Империи) идея Suur-Soumi, Великой Финляндии, совершенно вскружила головы финскому руководству, возомнившему себя не иначе как носителем великой миссии объединения всех финно-угорских народов (вовсе не спрашивая на то их согласия...), и "концепция" эта имела своим результатом как весьма агрессивную политику самой "новой" Финляндии, так и негативную реакцию на все это со стороны России и Норвегии.

История весьма неприглядная, ибо финны претендовали на русские территории чуть ли не до Урала, чем, разумеется, воспользовались германские нацисты, что-то там "пообещав" финским радикалам. В итоге больше всех пострадало коренное население этих мест - саами и карелы, а также русские и норвежские поселенцы. И вот теперь там, на побережье, почти что никто и не живет...

По итогам "зимней войны" 1939-1940 годов советскому руководству удалось несколько урезать финские "аппетиты", но в июне 1941 Финляндия начала, как выражались ее историки, "войну-продолжение", в ходе которой финны захватили очень значительные территории, практически всю Восточную Карелию, перерезав Мурманскую железнодорожную магистраль и Беломоро-Балтийский Канал. И, кстати, именно финские войска в значительной степени осуществляли блокаду Ленинграда, только об этом как-то не принято вспоминать.

Но вот на Крайнем Севере, восточнее Petsamo Maakund, в основном действовали немецкие войска (включая австрийцев - горных егерей), использовав Финляндию в качестве плацдарма и тыловой базы. Несколько километров от линии "новой" границы до Муста-Тунтури (перемычки, отделяющей от материка полуострова Средний и Рыбачий), немцы преодолели всего за пару часов и, в соответствии как с общей идеей "блицкрига", так и с конкретными планами операции "Polarfuchs", то есть "полярная лиса", должны были быстро уничтожить наши малочисленные гарнизоны на полуостровах.

Но тут что-то пошло не так. Конечно, тяжелый рельеф местности и все такое, но ведь там воевала вторая горнострелковая дивизия корпуса "Норвегия" под командованием генерала Эдуарда Дитля! Та самая, которая завоевала Норвегию всего за одну неделю! А в Польше за всю кампанию потеряла всего десяток бойцов! То ли Россия - это не Норвегия, то ли педантичные немцы тоже могут ошибаться - не знаю, но дальше хребта Муста-тунтури, южные склоны которого были захвачены в первые же часы войны, немцы ни на метр не продвинулись за все три года тяжелых боев. Вплоть до "переобувания" Финляндии, в один день 1944 года ставшей врагом Германии и союзником СССР...



Там, на высоте около 300 метров, ветер совсем ног сдувал - и это еще летом! А как же зимой? К тому же южный склон, где наступали немцы - совсем пологий, а вот северный, с "нашей" стороны - почти что обрыв. Там, наверху, удивительным образом много воды, существуют глубокие обширные озера, которые приходится обходить по крутым скалистым берегам, рискуя поскользнуться на мокрых камнях и окунуться в холодную воду.



Нашим удалось как-то закрепиться на позициях и несколько лет продержаться на северных склонах, причем даже и вершины за три года не раз переходили из рук в руки. Вот здесь, на одной из верхних точек, установлен флаг в том самом месте, где в октябре 1941 года красноармейцы сумели впервые потеснить немцев.



Вершинку с флагом надо было обходить по северному склону, и голова у меня нескольку кружилась, и от высоты, и от ветра, и оттого, что камни скользкие. Иногда всерьез хотелось назад повернуть...



Но это, конечно, были лишь минутные приступы малодушия! В качестве "лекарства" стоило просто подумать о том, как же наши бойцы шли в атаку по этим скалистым обрывам, как поднимались по склонам на две-три сотни метров, под вражеским огнем, держа в руках оружие?



Наверху по всем мало-мальски проходимым местам у немцев размотана колючая проволока, которая до сих пор совсем как новая, так что ходить там нужно с большой осторожностью.



На мое счастье, погода стала как-то налаживаться, а то я уже устал все время прятать фотик под куртку от дождя. Да и капюшон постоянно срывало ветром. Хотя, надо сказать, через час-другой к погоде я уже стал как-то и привыкать! А тут вскоре солнце выглянуло, и мокрая одежда моментально высохла на ветру.



Немцы весьма основательно оборудовали свои позиции, сделав огневые точки на опасных направлениях, а в ложбинах, недоступных для нашего огня - какие-то дополнительные помещения. Удивительно, но деревянные детали перекрытий кое-где совсем и не сгнили за 75 лет - заходи и живи!



Я вспомнил, что в 2016, на восточной части Муста-Тунтури, видел странные стальные щитки, пробитые пулями - их использовали красноармейцы для атаки, передвигаясь ползком. От них немного было пользы в тех условиях - позиции сторон порой разделяли на более чем полсотни метров, на такой дистанции щиток пробивался винтовочной пулей. Интересно, что подобные же приспособления имелись и у немцев. Сделаны они были из более качественной стали, чем наши, но все равно оказывались "одноразовыми" - простая пуля в медной оболочке хоть и не пробивала щиток, но раскалывала его на несколько частей.



Самым эффективны огневым средством там были, конечно, минометы. Я еще с первого посещения Муста-Тунтури помню, как звенели под моими ногами минометные осколки, усыпающие скалы. Но не все наши мины взрывались. Интересно, какой процент брака допустим при изготовлении таких боеприпасов?



А еще немцы применяли стационарные автоматические огнеметы. Их ставили на местах возможных проходов, заправляли огнесмесью (там валяется куча бочек из-под нее), крепили проволочные растяжки, и, когда боец задевал их, огнемет выстреливал струю напалма на несколько десятков метров. Вот этот огнемет, с пробитым пулей стволом.



Все многочисленные каменные сооружения там до сих пор в неплохом состоянии. Хоть кино снимай!



Для фортификационных работ немцы использовали, очевидно, пневмоинструмент. Вот этот "артефакт" - не что иное, как компрессор. Он очень необычно сделан, из привычного четырехцилиндрового карбюраторного двигателя. Причем два цилиндра четырехцилиндрового блока использовались как мотор, а два - как компрессор. Интересно бы услышать комментарий какого-нибудь сведущего историка техники - это вполне "заводское" изделие, или же немцы его изготовили "на коленках" непосредственно здесь?



Известно, что немецкие горные стрелки имели вьючных животных - мулов, для доставки грузов. Но на Муста-Тунтури еще, как пишут, была даже построена канатная дорога. Возможно, вот эта лебедка возле пещеры - то, что от нее осталось?



За пару часов мы изрядно продвинулись на восток, и скоро уже стояли над полуостровом Средний. Странно, но как-то в школьном курсе истории война в Арктике почти и не преподается. Все, что мы знаем, почерпнуто в основном из художественных произведений. Не знаю, как сейчас, но мы в школе, изучая творчество Константина Симонова, "проходили" в "средних" классах его поэму "Сын артиллериста", там еще есть такие строчки, помните?

Вот какая история
Про славные эти дела
На полуострове Среднем
Рассказана мне была


Перечитайте, пока еще поэма эта не изъята из обращения как "неполиткорректная" и "нетолерантная"...



А мы шли все дальше и дальше на восток. Горы постепенно опускались все ниже и ниже.



Вскоре я увидел внизу "поселок" дяди Юры, то есть Юрия Александровича Кобякова, тот самый Музей Памяти защитников полуостровов Рыбачий и Средний, где успел побывать в 2015 и в 2016 годах. Не так ж и далеко оставалось идти - час до горы да полчаса с горы. Потом - обратно. Хотя - обратно можно и по дорогам. Но как-то не решился. Ну - в другой раз, не торопясь и рассчитав маршрут...

Жаль только, что фотик мой как-то сглючил и резкость сам не навел. Но вот - то что есть. Видите домики внизу?



Спутники мои тоже собирались отдохнуть и отправиться обратно, к своим машинам. Пока отдыхали, немного обсудили увиденное. Вот тут, как мне кажется, и проявилось различие "национальных характеров". Если товарищ Андрей, хоть и придерживался характерного для столичного либерала мировоззрения абстрактного гуманизма, но все же вдумчиво, убедительно и без истерии излагал свою точку зрения, то ребе Михаил сразу начал брюзгливо причитать - "ну вот, как всегда, трупами закидали, на одного немца сотню наших" и так далее. Я хотел поначалу возразить, что вот в данном конкретном месте было все с точностью до наоборот, но - не стал этого делать. Зачем спорить с фанатиком?

Андрей обнаружил на одном из склонов колею от квадрацикла, и обрадовал всех тем, что обратно "пойдем по дороге". Однако колея, как выяснилось, шла куда-то на восток, а нам нужно было на запад. Пришлось спускаться с голых скал в каменистую тундру. Вон там, в "далеком тумане - Рыбачий, родимая наша земля". Дай Бог, не в последний раз!



Примерно час мы шли между заболоченной низиной и южным склоном, кое-где поднимаясь повыше, чтоб ноги не мочить. Тундра там совершенно бесконечная.



Я как-то опрометчиво не поставил точку на навигаторе, да и вообще его не включал. Впрочем, Андрей там уже не в первый раз, и прекрасно ориентируется на местности. В конце концов он привел нас всех к той самой "затопленной дороге", которую, как оказалось, можно обойти по косогору.



Вскоре показались и их машины. Михаил с подругой сразу бросились кормить своего кота, который, представьте себе, сидел в клетке (!), а Андрей предложил мне остаться с ними пить чай. Но я вежливо отказался - время поджимало, если бы они даже подвезли меня обратно - все равно. Скорость езды на машине там не намного выше скорости движения пешком. На прощание он налил мне и себе по стаканчику виски, и мы в самых лучших чувствах распрощались.

следующий пост
Tags: кольский полуостров, муста-тунтури
Subscribe

  • Дожить бы...

    Там можно и навсегда остаться. Главное - ущелье пройти. А дальше, в долине, если опять Ангел встретит, то уже не будет ни страха, ни боли. И…

  • Велотуризм. Запасное колесо.

    На Крайнем Севере ничего не пропадёт понапрасну, все пригодится! Если кому интересно, то вот время и место

  • Ангелус Силезиус, цитата, знакомая с юности...

    „ Капля, попадая в море, становится морем. Душа, соединяясь с Богом, становится Богом“ © Фраза эта, как я всю жизнь наивно…

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Дожить бы...

    Там можно и навсегда остаться. Главное - ущелье пройти. А дальше, в долине, если опять Ангел встретит, то уже не будет ни страха, ни боли. И…

  • Велотуризм. Запасное колесо.

    На Крайнем Севере ничего не пропадёт понапрасну, все пригодится! Если кому интересно, то вот время и место

  • Ангелус Силезиус, цитата, знакомая с юности...

    „ Капля, попадая в море, становится морем. Душа, соединяясь с Богом, становится Богом“ © Фраза эта, как я всю жизнь наивно…