Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2019, десятый день, утро - дорога на Муста-Тунтури

предыдущий пост

Хоть лег я спать и очень рано, но сон поначалу не задался - мешали какие-то непонятные звуки со стороны скалы, метрах в 50 от палатки. Я даже вставал посмотреть, кто же это там шастает, и понял, что на самом деле звуки идут снизу, от начала ущелья, усиливаются в нем, как в рупоре, а потом просто отражаются от скалы. Собственно, там ведь совсем некого бояться, крупных хищников именно на этом месте никто, по рассказам путешественников, никогда не встречал, а я так даже и леммингов там не видел - слишком открытая площадка, животные не чувствует себя на ней в безопасности.

Но на всякий случай крышку на котелке с кашей я все-таки камнем прижал...




Ночь, как это ни странно, прошла без дождя, а утром даже светило солнце и было довольно тепло, по такому поводу ветровка была свернута и прицеплена к рюкзаку, и около десяти утра я двинулся в путь. Там совсем рядом - развилка, та дорога, что направо, пойдет на Средний и Рыбачий, а та, которая прямо, через 6-7 километров упрется в еще одну развилку, от которой направо - путь на западную оконечность хребта Муста-Тунтури, а налево - в Печенгу. Все эти дороги построили немцы, пытаясь пробиться к Мурманску.



У немцев, при активной помощи финнов, был оборудован мощнейший плацдарм для атаки на стратегический полуостров Рыбачий. Как говорил тогдашний Командующий Северный Флотом адмирал Головко, «…кто владеет Рыбачьим и Средним, тот держит Кольский залив. Без Кольского залива Северный флот существовать не может». По дороге от Титовки, где сейчас я находился, немцы пытались провести на полуострова войска и технику, а на Муста-Тунтури, на господствующих высотах от 100 до 300 метров, у них была устроена настоящая неприступная крепость. В 2016 году я посетил Музей обороны полуостровов Рыбачий и Средний, тут у меня уже есть небольшой рассказ. Сама перемычка между полуостровом Средним и материком, вблизи которой и проходила в 1941 году Государственная Граница СССР, имеет длину "по прямой" всего около 8-9 километров. И защищала ее всего одна погранзастава, то есть, фактически, рота - сотни полторы личного состава, из девятнадцатилетних солдат-срочников. Атаковала же их элитная немецкая горно-стрелковая дивизия "Норвегия", скомплектованная исключительно из "профессионалов". И вот наши пацаны, из войск НКВД, которые тогда и занимались охраной границы (как выражаются некоторые - "энкеведешники") устояли против такой силы! Конечно, пограничники погибли почти все, но на третий день подошло подкрепление, в количестве одного (!!!) стрелкового батальона, человек 500, и немцы, многократно превосходившие по численности, на этом участке границы не продвинулись даже на сотню метров.

Очень хотелось мне, конечно, еще раз заглянуть на Средний и Рыбачий, но, поскольку планы у меня были несколько иные, то я покатил вперед вдоль южных склонов. Дорога тут, кстати, более чем приличная. Даже ехать можно...



Так как я на велосипеде здесь уже в третий раз, то оказалось, что я помню практически все "вехи" на пути. Ландшафт может показаться (читателю...) однообразным, но, поверьте, это совсем не так! Каждое озеро, каждая речка и каждый водопад абсолютно уникальны, и я радостно приветствовал их как своих добрых старых друзей.







Скоро покажутся руины какого-то военного немецкого объекта.



Там только одно здание уцелело (по крайней мере, стены), остальные были удачно накрыты то ли артиллерией, то ли авиацией, и от них остались лишь фундаменты. Но особенность северного климата такова, что руины эти и сейчас, через 75 лет, выглядя как новые. Ну, конечно, если можно к руинам применить определение "новые". Да сами смотрите!



Теперь надо мне было попробовать отыскать Андрея и Юлю, которых я повстречал вчера. Они сказали, что заночуют на озере напротив немецкого штаба. Вот - здание этого штаба, метрах в 50 выше дороги, на вырубленном в скале уступе. Совсем целое, как ни странно...



А вот и это озеро, название которого на карте почему-то не указано. Впрочем, там тысячи и тысячи озер, на всех названий, очевидно, не хватило!



Я запрятал велосипед куда-то в пустой немецкий окоп и направился пешком вдоль берега. Разумеется, я очень быстро нашел ребят - они как раз собирались в дорогу, и любезно согласились не только меня проводить до западной оконечности Муста-Тунтури, но и объяснить, как мне нужно будет двигаться дальше. Сами же они собирались по берегу моря продвигаться на Запад, в сторону Печенгской губы.

На будущее, если кто надумает туда отправиться - можно вполне уверенно ехать до немецких позиций на велосипеде. Дорога там даже и получше будет, чем до Печенги.



Дорога поднялась на небольшой холм, и я увидел новые для себя пейзажи. А ведь еще в 2017 я планировал попасть туда, но, вконец замотанный дождями и горами (Ловозерские Тундры, Хибины и краешек Монче-Тундры - в одну поездку...) я тогда проявил малодушие и, добравшись до Мурманска, отправился домой. И вот теперь я, наконец, на пути в те места, куда давно уже собирался!



Погода как-то не "налаживалась", и я почти не сделал пейзажных фотографий по пути. Но вот примерно через час, поднявшись на очередной холм, мы увидели сияние впереди - над Баренцевым морем не нависали привычные темные синие тучи, как над тундрой, а лишь сверкали белые яркие облака, подсвеченные солнцем. Море уже рядом!



И вот тут нам надлежало расстаться. Мы сошли с дороги ("она там все равно затоплена" - сообщил Андрей), поднялись еще немного повыше, и ребята отправились в сторону моря, вниз, а мне, они сказали, надо идти во-о-он туда - смотрите картинку - пока я не увижу русский андреевский флаг на вершине самой высокой сопки. Ну а там - "уже не заблудишься!"



следующий пост
Tags: кольский полуостров, муста-тунтури
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments