Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Category:

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2019, девятый день, утро - Старая Граница

предыдущий пост

И вот настало утро девятого дня. Я уже успел основательно сбиться с календаря, и, если бы не телефон, то и не вспомнил бы, какой день недели - надо считать! Погода за окном стояла точно такая же, как и вчера, но "норвежский прогноз" давал некоторый повод для оптимизма. Текущая температура +7, облачность, но ко второй половине дня намечалось некоторое прояснение и повышение температуры до +13. Настоящее Глобальное Потепление!

Я надел на "верх" все, что имел из теплого, шорты и кроссовки были высушены на электрообогревателе, и, прокопавшись до 11 часов, я все же отправился в путь, для начала заглянув в "пятерочку" и закупив нужное количество согревающего напитка - там, в тундре, пригодится! Начало пути как-то не задалось, организм моментально закоченел и с трудом развивал мощность примерно в 250 ватт, необходимую для езды с грузом по ровной поверхности, и только на предельном форсаже давал 300 с лишним, необходимые для преодоления подъемов. Кстати, 300 ватт - изрядная мощность, примерно в половину "лошадиной силы". Причем, как известно, мистер Уатт, определяя эту единицу мощности, сравнивал свою паровую машину с породистой британской лошадью, а не с нашей, извините, колхозной клячей.

Подъехав к мосту через Кольский залив, я на секунду заколебался - не вернуться ли? Ведь если я преодолею эти два километра на западный берег залива, то пути обратно уже не будет... Ну - психологически!




Проехав мост, я бросил прощальный взгляд назад. Это же в который раз я здесь? Ну а дальше дорога запрыгает по сопкам вдоль залива, и в течение нескольких километров поднимется на изрядную высоту, что на груженом велосипеде довольно трудно проделать. Да еще и погода пока что так и не улучшилась.



По плану я должен был докатить до Титовки, это где-то 120 километров - нереально успеть до вечера под встречным ветром, поздновато выехал. Но это не страшно - там имеется несколько хороших знакомых мест для ночлега, так что можно и не насиловать организм понапрасну. А для начала решил, что не буду торопиться, и мне еще обязательно надо посетить поселок Дровяной (с заходом в мой любимый магазинчик).

Вот он, поселок, из нескольких старых, сталинской постройки пятиэтажек. Там, кстати, люди вполне себе неплохо живут, детей воспитывают! Не вполне понятно, чем они там занимаются, в плане работы, но вот эта молодая пара с ребенком любезно согласилась сфотографироваться - "для Истории".



А вот и тот самый магазинчик - настоящая пещера Аладдина! Ну, там все было куплено как всегда - пиво, колбаса, половинка хлеба и тюбик майонеза. Традиция!



От Дровяного я потащил велосипед вверх, обратно на трассу Е-105. Вот еще один "традиционный" вид - оттуда на Мурманский порт.



После посещения пещеры Аладдина поехалось несколько веселее, к тому же я окончательно перестал волноваться и торопиться, а это - самое главное. Путешествие - это увеселительное мероприятие, а не спортивное соревнование, потому я не спеша поднимался вверх, где-то на педалях, где-то пешком, и перестал постоянно смотреть на часы и одометр - и так понятно, что дальше Долины Славы я сегодня не продвинусь, а это - километров 80 от Мурманска. И тут вдруг обгонявший меня фургончик начал тормозить и оттеснять меня к обочине!

Из фургончика выглянул дядька моих примерно лет, спросил, далеко ли я направляюсь, и предложил подвести до "отворотки" на ЗАТО Заозерск, а это почти сотня километров! От таких предложений на Севере нельзя отказываться, мы с Сергеем (так его зовут) отцепили от велика рюкзак, запихали все это внутрь фургончика, и - вперед, с ветерком!

Я, правда, сначала хотел выйти в Долине Славы, для "экскурсии", но, поскольку уже бывал там четыре года назад, то решил, используя возможность, сегодня максимально продвигаться на северо-запад. Через час с небольшим Сергей высадил меня на повороте в Заозерск (он ехал домой аж из Крыма...), а там - последний перевал перед Титовкой, километров 12-15, совсем рядом! Да и дорога хорошо знакомая, проеханная уже на велосипеде и в ту, и в другую сторону.



Немного поднявшись на педалях, я решил экономить силы и пройти до верхней точки пешком. Ну вот - очередной "взгляд назад".



Наверху очень красивый тундровый ландшафт, который я приметил еще в поездку 2015 года, но тогда уже вечер наступил и заходящее солнце слепило, а потом, в 2016, я ехал там в лютый шторм, так что в этот раз сделал таки "фотосессию". У меня осталось несколько интересных фотографий, но сейчас покажу одну, вот эту.



На ней можно наблюдать сразу два интересных объекта. Слева - остатки снегозащитного заграждения. Я помню еще с детства, что такие заграждения, сборные заборы из дощатых щитов, всегда устанавливали осенью, а на лето разбирали и складывали в "домики" неподалеку от дорог. Теперь почему-то в летнее время я не вижу этих "домиков", а сами заграждения выглядят как-то совсем уж "руинированно". Возможно, теперь в нужном количестве и ассортименте имеется снегоуборочная техника, потому заграждения оказались не нужны.

Ну и справа можно увидеть, как кто-то выложил из камней настоящую пешеходную переправу через тундровый ручей. Кто и зачем - я не знаю, но выглядит все это очень занятно!

И совсем скоро я поднялся на верхнюю точку, откуда передо мною наконец-то открылась бесконечная тундра - до самого горизонта!



Дальше - "скоростной спуск", во время которого из меня выдуло нафиг всё последнее тепло. Но это уже было не страшно - в паре сотен метров за пограничным блокпостом имеется кафе (и даже - гостиница!). А пока надо притормозить и остановиться для проверки документов. Для граждан России - достаточно паспорта. Для всех прочих, видимо, тоже, но русские могут потом направляться куда угодно, а иностранцы не имеют права сворачивать с шоссе. Хотя - знакомый белорус как-то свернул и отправился на Рыбачий, и никто его там даже и не пытался ловить...



Ну а пограничный пост здесь еще и потому, что именно в окрестностях Титовки с 1920 по 1944 проходила граница между СССР и Финляндией, которая, воспользовавшись послереволюционным бардаком в моей стране, не только оккупировала изрядные русские территории с выходом к Баренцеву морю, но и добилась проведения границы не по рельефу местности, а - "по линеечке", и именно с этой точки элитная немецкая горно-стрелковая дивизия "Норвегия" начала в июне 1941 года свое наступление на Мурманск. Но - каким-то чудом была остановлена в двадцати километрах отсюда, в долине реки Западная Лица, в той самой Долине Славы, откуда за три года не только не продвинулась ни на шаг вперед, но даже и была отброшена дальше на запад. Битва за Арктику - это история подвига моего народа. Как нибудь приложу подборку материалов по этой теме.

следующий пост
Tags: кольский полуостров, мурманск, титовка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments