Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Category:

Закрытие Зимнего велосезона 2018-2019 (Мосты, которых нет, и броды, которые есть) - 24 марта

Все-таки Зима заканчивается, и это уже неизбежно! Собственно, как я уже не раз говорил, зимний велосезон от летнего отличается в основном тем, как ты одет. Пока еще - штаны, куртка, шапка. Впрочем, нет - шапку я уже не стал одевать. А поехать я решил на этот раз вверх по правому берегу реки Великой, в сторону Острова - докуда получится!




На "дистанции" в полсотни километров по реке от Пскова до города Острова в разное время имелось три моста. Разумеется, на всех трех я уже побывал, но нужно было как-то все это "систематизировать", поэтому я, воспользовавшись хорошей погодой, где-то ближе к обеду выехал наконец из дома и по трасса Е-95 покатил к деревне Глоты, от которой начиналась сеть "второстепенных" дорог разного качества по правому берегу, и оттуда вскоре уже прибыл к привычной "точке старта" - деревне Ерусалимка, километрах в 15 от города. Вот с этого спуска в долину между Ерусалимкой и Паничьми Горками я не раз уже скатывался зимой, иногда вовсе даже не на колесах, а, прошу прощения, на заднице...



Сама деревня Ерусалимка, по данным официальным, насчитывает всего семь постоянных жителей. И это, как можно судить по домам, не совсем крестьяне.



Как-то однажды весной, после ледохода (то есть примерно в этих же числах) вся довольно обширная долина, в несколько квадратных километров, была завалена льдинами в несколько слоев, и ехал я в тот раз, можно сказать, "среди айсбергов". В этом году, увы, половодье было не столь масштабным, но я все же сфоткал свой велик среди айсбергов (см. еще раз первую картинку).

Как раз в этом месте река разливается на два рукава, и именно здесь, по легенде, девушка Ольга перевозила на лодке князя Игоря. История представляется мне несколько сомнительной - как раз тут и глубина, и береговая линия, и течение совершенно не подходят для переправы. Ну - разве что на лодке с достаточно мощным мотором, каковых в 9 веке у местных жителей еще не имелось. К тому же князь такого уровня, очевидно, был на коне, и не мог не знать о том, что километром выше есть в наличии великолепный брод, который не то что на княжеском боевом коне - на старых "жигулях" можно проехать, не замочив ног. И не рискуя понапрасну жизнью, плывя на непонятно какой явно "не сертифицированной" лодке, да еще и вместе с девушкой с веслом!

Но видимо, что-то тут такое все же произошло! А потом, через 500 лет, псковичи построили неподалеку, на левом берегу, храм, посвященный Илье Пророку, само же место стали почитать как родину Святой Равноапостольной Княгини Ольги. Вот так выглядит этот храм с противоположного, правого берега, на котором я и находился.



В Паничьих Горках расположен "особо посещаемый объект" - скамейка на высоком берегу, с прекрасным видом на храм Ильи Пророка в Выбутах. Обычно на той скамейке проходит походный обед, но тут ветер такой дул с реки, что я даже и останавливаться не стал.



Я поспешил вперед, и через пять минут уже находился напротив разрушенного моста. Мост этот строили немцы в 1943, для снабжения линии "Пантера". Как-то не наблюдается в постройке этой хваленого "немецкого качества". Летом 1944 года советская авиация весьма удачно "накрыла" мост, а опоры оказались сделанными столь безобразно, что в каждый ледоход - трудно поверить! - сдвигаются со своих первоначальных мест! Одну из них уже метров за 200 отволокло. Очевидно, бетонные опоры были установлены без сколь-либо внятного фундамента.



От руин правой береговой опоры открывается еще один интересный вид на храм Ильи Пророка.



А там уже совсем близко - и тот самый брод в деревне Волженец. Вполне официальный, на картах обозначенный. С одной стороны (нижней) от "створа" брода сохранился кусок какой-то железобетонной конструкции, а с верхней совсем недавно появилась часовенка, которую раньше я не видел.



Брод, вообще говоря, мелкий, где-то по колени, или чуть выше, и дно очень ровное - гладкая известковая плита - но весьма широкий, метров 300, и когда ты один переходишь его с велосипедом в руках, то на середине бывает немного страшно, тем более что и течение там очень быстрое. Один мой знакомый как-то переходил с велосипедом, сложив одежду и обувь в корзинку на багажнике, и как раз посередине поскользнулся на заросшей тиной донной плите. Ну - вещички все уплыли, конечно, и пришлось ему ехать домой в одних трусах босиком, хорошо хоть лето было, тепло...



А вот и часовенка, посвященная, разумеется, св. кн. Ольге.



После Волженца дорожка как-то фатально потерялась в кустарнике, и я довольно нудно ломился вдоль берега до следующей деревни - Пятоново. Там дорога восстановилась, но в кустах еще лежал снег в изрядном количестве.



А когда докатил до леса - так там и вообще еще сугробы...



Это все не внушало оптимизма, тем более что дорога как таковая закончилась на каком-то "объекте" магистрального газопровода "Валдай - Рига", дальше никто давненько уже не ездил. Но, как ни странно, снега не было!



Там я немного покрутился по зарослям, стараясь не слишком удаляться от реки, перепрыгивал (опираясь на велосипед) через какие-то ручьи и наконец стал выбираться на какую-то горку, где и заметил чуть в стороне некий "артефакт" - вон он, правее центра картинки



Оказалось - это старинный каменный крест! Суда на надписи ЧРЬ (то есть - "царь", имеется в виду "Царь Славы") - не позже 15-16 веков, когда в псковском говоре еще не различались фонемы "ц" и "ч", да и само "ч" еще было "твердым" - как в современных польском и белорусском языках.



Дороги там не видно было никакой, но, двигаясь по направлению, я довольно быстро вышел в окрестности деревни Туховик. А там - руины капитальнейшего циклопического моста, соединявшего Туховик с Филатовой Горой. Я несколько раз уже бывал возле противоположной, левобережной части этого моста.. Не знаю уж, зачем он сделан был таким высоким, метров 10 - ведь на этом участке реки никакого судоходства никогда не существовало!



А вот и опоры моста - как новые! Построен он был в середине 20-х годов, в 1941 году его охраняли пограничники, более суток сдерживая наступления немцев, но потом вынуждены были взорвать мост и отступить. С тех пор его так и не восстановили.



Ну вот, на этот раз и все! Есть еще руины моста в деревне Горбово, километрах в 10 вверх по течению, но уже и время было позднее, да и там мало чего сохранилось - мост в Горбове, как я понял, был деревянным, и также уничтожен в Войну. Мы с коллегой bokomarus уже посещали тот мост лет десять назад

Ну а у меня на счетчике как-то незаметно намоталось 40 километров! Теперь надо было мне просто проехать по нерастаявшей еще гравийке 10 км до поселка Соловьи (а там где-то - руины советской базы межконтинентальных баллистических ракет, с пусковыми шахтами и прочими интересными объектами!), выкатиться на трассу Е-95 и еще через километров 20 с хвостиком вернуться домой!
Tags: Выбуты, Ерусалимка, Зима, Соловьи
Subscribe

  • Дожить бы...

    Там можно и навсегда остаться. Главное - ущелье пройти. А дальше, в долине, если опять Ангел встретит, то уже не будет ни страха, ни боли. И…

  • Велотуризм. Запасное колесо.

    На Крайнем Севере ничего не пропадёт понапрасну, все пригодится! Если кому интересно, то вот время и место

  • Ангелус Силезиус, цитата, знакомая с юности...

    „ Капля, попадая в море, становится морем. Душа, соединяясь с Богом, становится Богом“ © Фраза эта, как я всю жизнь наивно…

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Дожить бы...

    Там можно и навсегда остаться. Главное - ущелье пройти. А дальше, в долине, если опять Ангел встретит, то уже не будет ни страха, ни боли. И…

  • Велотуризм. Запасное колесо.

    На Крайнем Севере ничего не пропадёт понапрасну, все пригодится! Если кому интересно, то вот время и место

  • Ангелус Силезиус, цитата, знакомая с юности...

    „ Капля, попадая в море, становится морем. Душа, соединяясь с Богом, становится Богом“ © Фраза эта, как я всю жизнь наивно…