Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде в Новгородскую область, путешествие первое (сентиментальное)

День Первый (будет проехано 104 км по горкам под дождем)

Как странно – в прошлом году путешествовали мы с другом по южной части Валдайской возвышенности, и точно так же выходили с поезда на станции Валдай в 5 часов утра. Но в прошлом году уже было почти светло, и мы даже фотографировали смешную какую-то штуку на крыше станционной водокачки, а я же в этот раз вышел в темноту и дождь, который шел там всю ночь и утро. Пришлось даже поставить фару, чтобы начать продвигаться вперед, для начала – к Иверскому Валдайскому монастырю, ну и заодно позавтракать на знакомой с прошлого года стоянке на одном из островов. Тогда, помнится, солнце сияло над водой, а в этот раз озеро было хмурым и на редкость неприветливым, хорошо хоть дождь перестал.




Вообще мне предстояло ехать на север, и довольно далеко, и может быть именно поэтому я решил попробовать заглянуть в монастырь. Он, в сущности, рядом – на острове, соседнем с тем, где я завтракал.



В прошлом году он почему-то был закрыт для посетителей, но теперь – все открыто, и даже в Соборе шла служба, куда и я заглянул поклониться Иверскому образу Божией Матери. В монастыре было пусто, да и в Соборе-то было всего человек 5-6 прихожан, спокойно все было и как-то внушало уверенность.



Когда я вышел из церкви, вдруг солнце показалось, и все стало таким же красивым, как и всегда, и монастырь, и озеро, и город Валдай на противоположном берегу. Фотографировал я его с пристани, куда подходят теплоходы из города, правда, когда точно начинается навигация – я опять не узнал, увы!



Ну а дальше началась тяжелая работа – подъем на возвышенность по не самым хорошим дорогам. Еще пока ехал по Новгородской области, дороги почти были живы, но когда проезжал (километров 30 участок) частично Тверскую – все радикально поменялось. Впервые я видел, чтобы асфальт был не просто раскрошен, а буквально продавлен на полметра, и вздыбленные его глыбы торчали почти вертикально. И это притом, что через каждые несколько километров копались рабочие, и пытались эту дорогу ремонтировать! Все объяснилось через пару часов – оказывается, как раз на тверском участке строят новую платную скоростную магистраль Москва-Питер, а дорогу Валдай – Боровичи тупо используют для подвоза материалов, вот почему еще мне постоянно встречались огромные карьерные самосвалы с песком и щебенкой. Ну да это можно было бы и перетерпеть, если бы часов в 11 снова не пошел дождь – и это, как оказалось, продлится почти сутки напролет.

Я даже не пытался как-то переждать непогоду – небо затянуло полностью, впрочем, ко всему ведь можно привыкнуть, да и одежды я взял достаточно. После «пересечения» со строящейся дорогой моя пошла еще круче вверх, но асфальт улучшился, и к обеду я приехал в поселок Лыкашино, отлично там пообедал в заведении, называвшемся «Танцевальное Кафе» - всего 100 руб за первое-второе, согрелся, и решил сделать крюк, семь км туда – семь обратно, и заглянуть на мемориал памяти жертв теракта 2009 года, когда чеченцы взорвали «Невский экспресс» и погибло почти полсотни человек. На шоссе был и указатель соответствующий, как туда проехать, но вот дорога была весьма специфической, впрочем, известно, что дороги туда нет, и спасатели последние километры добирались пешком по болоту. Попробуйте себе это представить, посмотрев фотографии.





А вот и сам памятный крест. Я думаю, террористы специально взорвали поезд в самом недоступном месте, чтобы люди погибли, не дождавшись помощи, и когда вспоминаю, как тогдашние «либералы» поливали помоями спасателей и медиков, то думаю – а сами-то «критики режима» сделали ли хоть что-то, помогли хоть кому-то? Тем более – ведь случилось это в конце ноября, вечером в темноте, в тех местах уже холодно и дождливо, а то и снег, ну а мне же дождь и порыв ветра забрызгали объектив, но я как-то этого и не заметил тогда.



Выбравшись обратно на дорогу и вскоре опять оказавшись на территории Новгородской области, я проехал мимо большого красивого озера с каким-то почти греческим названием Пирос, вот фото –



…а еще через 30 километров доскрипел под дождем до более-менее обитаемых мест, до реки Мста. На языке древних финно-угров, живших здесь до своего «обрусения», название это означает «Черная», хотя вода в ней не слишком торфяная по сравнению с псковскими «черными» речками и озерами. Река большая, она не только проточила глубокий каньон в окружающих холмах, но и весьма быстрая и порожистая.





Но искал я не саму Мсту – ее издалека чувствуешь - а один из ее притоков, подземную речку Понеретку. Женщина местная так сказала – «проедешь лес, выедешь на Мсту, а там шум водопада услышишь и – и спускайся!». Спустился я не очень удачно, свалился с высокого обрыва и, пытаясь спасти фотик, расшиб себе задницу, потому в этот день больше не ездил – только пешком ковылял. Но ковылял весьма содержательно.

Вот один из самых интересных природных объектов, которые я увидел в этой поездке – подземная речка Понеретка выходит из пещер на обрывистом берегу Мсты.





Красиво, но интересно было бы увидеть еще и как она уходит под землю, а это, как сказала та же женщина, всего-то в паре километров, и как раз сейчас, пока нет травы, можно идти по ее «притокам» - карстовым воронкам, через которые она пополняется при снеготаянии и сильных дождях. И в самом деле, была целая цепочка (с интервалами метров по сто) таких воронок с отверстиями в земле, сейчас эти воронки были сухими, но, видимо - туда уходит избыточная вода весной.



Но самое неожиданное – я наткнулся на речку, которая пересекала эту цепочку и поворачивала вообще в противоположную сторону.



Как ни странно, это и была Понеретка, которая, будучи в этом месте обычным болотным ручьем, делала зигзаг на запад и – уходила вниз, под землю, но не вся сразу, а через несколько воронок, первая из которых была самой большой, в нее вполне мог пролезть человек.



После каждой такой воронки ("понора") речка становилась все меньше, меньше, меньше, а под ногами слышался явный подземный гул. Удивительно, что подземное и надземное русла еще и пересекались, на разных уровня.





Возле Мсты имелась пустая стоянка байдарочников с кучей хвороста, решил я тут заночевать, а главное – высушить одежду, потому что дождь хоть и ослабел, но не закончился. Я сделал вешалку для куртки и штанов, уложил дрова в нужном порядке, открыл бутылку с жидкостью для розжига, на которой было написано – «смесь жидких парафинов», и – о ужас! – это оказались никакие не «парафины», а мечта американского алкоголика времен сухого закона – денатурат! С его помощью, может, соседский сеновал и можно поджечь, но только не костер в дождь. Но я честно попытался. Сначала не получилось, начал я замерзать, открыл бутылку 12-летнего марочного коньяка, баночку тушенки, хлебец, сделал маленький такой бутербродик, выпил-закусил, и продолжил манипуляции с костром. Опять не загорелось, опять выпил-закусил, все это превратилось в забавную игру, через час костер так и не загорелся, денатурат кончился, тушенка тоже закончилась, бутылка коньяка ополовинилась, а я же пришел в прекрасное расположение духа и отправился спать.

следующий пост

Tags: валдай, мста, новгородская область, понеретка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments