Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
ak1961

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2018 - День Третий

предыдущий пост

Путь на водопад Эбручорр (мимо которого я проскочил...)

Усевшись на подходящий камень и закрывшись накидкой для рюкзака, я терпеливо переждал неизбежный ночной дождь и вполне благополучно дожил до рассвета в четвертом часу утра. Правда, сразу же "отправиться в путь" у меня не получилось - ноги затекли от сиденья на камнях, пришлось долго разминаться и чуть ли не заново учиться ходить. Тем более - по курумникам.

Поначалу я, не в состоянии устоять с рюкзаком на плечах, стал тащить рюкзак по камням перед собой - хоть немного, но продвигаться вперед. И перспективы были весьма туманные. В буквальном смысле слова. Мне предстояло спуститься вниз куда-то во-о-н туда - см. фотографию...

Но самая большая проблема - отсутствие воды. Последний раз я пил из тундровых ручьев у подножия Реутчокки, часов в 7 вечера предшествующего дня. Я, конечно, понимал, что метрах в 200 ниже тоже найдутся и доступные ручьи, и родники, но туда еще как-то нужно было дойти, тем более что склон был не настолько пологим, чтобы идти напрямик - спускаться требовалось по "серпантину", а обезвоженный организм тупо отказывался работать. И тут я был спасен - на одной из глыб имелось естественное углубление, в котором скопилась дождевая вода! Она была пропитана выделениями каких-то лишайников, но вкуснее воды я не припоминаю. Я даже сфотографировал это чудо, прежде чем выпить всю воду - целиком.

Спускался я весьма осторожно, стараясь постепенно продвигаться к Югу, и понял, что это очень даже хорошо получилось, что я вчера не спустился с горы - я бы спустился слишком низко, к Гарьюсным озерам, и после мне пришлось бы подниматься по довольно тяжелому ущелью. А так я плавно шел где-то по уровню 500-600 метров, по западному краю Монче-Тундры. И вода появилась в достаточном количестве. Она каким-то загадочным образом сочилась из больших плоских камней. Я не вполне понял физику этого явления.

Вода собиралась в журчащие приветливые ручейки, и я решил, что, поскольку время еще раннее, стоит устроить настоящий завтрак - с чаем и бутербродами. Присев у ручья, и извлек таблетки, кружку и припасы, и тут с огорчением вспомнил, что во время ужина на курумнике уронил в расщелину нож, и, не сумев его достать, решил попробовать сделать это утром - на свежую голову. А утром - забыл... Впрочем, финку мою все равно было бы не достать - только время бы потерял. Пришлось кусочки колбасы зубами отгрызать. Довольно долго тут я просидел, восстанавливая силы после тяжелой ночи.

Ну а дальше был только один проходимый путь. Я, конечно, сверился с картами, но там ничего особо веселого не предполагалось - надо было просто продвигаться в нужном направлении, стараясь не забрести в лабиринт. Но горы вокруг вроде уже стали не такие высокие, да и лабиринтов на карте не наблюдалось.

Долину эту я мысленно назвал Долиной Галлюцинаций. Разумеется, я знал, что именно в такие места (а именно - в зоны тектонических разломов) шаманы народа саами ходили "общаться с духами". Да и сегодня всякие "новодельные", прошу прощения, "эзотерики" очень любят, если уж не побывать там (по причине слабости духа), так хоть почитать и пообсуждать всякую макулатуру "по теме". Да ладно народ саами, еще 200 лет назад живший практически в каменном веке - в веке 20 такой достаточно образованный человек и вообще "истинный ариец", как Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС, всерьез планировал "после войны" устроить для своей одиозной конторы "Ahnenerbe" экспедицию на Кольский полуостров как раз по подобным местам!

В общем, всякой фигни на эту тему - тонны в макулатуре и терабайты в цифровом исчислении. Как правило, господа "исследователи" не гнушаются самыми примитивными подтасовками, не хочу сейчас встревать в бесполезную дискуссию с лжецами и (или) психопатами. Феномен такого "псевдо-галлюцинатороного синдрома" лично я склонен объяснять воздействиями геологических факторов на органы восприятия человека. Например, слуховые галлюцинации однозначно провоцируются шумом воды - только у меня это было радио, а у шаманов - голоса духов. Визуальные образы, думается, спрвоцированы влиянием на органы зрения однообразной "сеткой" курумника и туманом.

При этом образы и звуки очень яркие! Но, еще раз повторю, воспринимаются они (по крайней мере, мною) именно как галлюцинации, не имеющие никакого отношения к реальности. Хотя случалось и так, что они мешали оценивать обстановку. Но это уже, видимо, из-за практически бессонной ночи. Разумеется, мы многого пока еще не знаем, но очень хотелось бы, чтобы феномены эти изучали серьезные ученые, а не шарлатаны из высших чинов СС, как повешенный в Нюрнберге партайгеноссе Гиммлер, или, простите, из нашего родного ОГПУ, как "расстрелянный в застенках" тов. Александр Барченко. Хотя, еще раз прошу прощения, поправьте, если я чего-то путаю - Гиммлер вроде как не дожил до виселицы и умер самостоятельно, приняв цианистый калий.

Размышляя таким образом, и попутно наслаждаясь бесплатным "радио", я постепенно продвигался вперед и достиг точки, где нужно было хорошенько подумать, куда же двигаться. По идее, надо было идти по нижней части долины в тектоническом разломе между Монче-Тундрой и Чуна-Тундрой. Там даже протекал какой-то ручей, и - в нужною сторону, и протекал он по неглубокому ущелью, куда я опрометчиво спустился. К сожалению, ущелье оказалось непроходимым, и я понапрасну потерял полтора часа времени.

Надо было как-то выкарабкиваться обратно, а ноги уже были до крови стерты ходьбой по камням. А тут опять - камни!!! Правда, погода стала понемногу налаживаться, как оказалось - ненадолго.

В какой-то момент я перестал верить в возможность добраться до Эбручорра, и малодушно подумал - "...да и ладно, пойду-ка обратно!". Но весь трагизм ситуации заключался в том, что обратной дороги уже не было - у меня просто не хватило бы ни сил, ни продуктов для того, чтобы проделать обратный путь. Оставалось одно - упрямо идти вперед, невзирая на то, что снова начал собираться дождь. Только вперед!

К счастью, это оказался последний подъем, за которым мне открылся весь мой дальнейший путь. Не такой уж и близкий, так что присел отдохнуть и попить воды из ручьев.

А через час я увидел знакомые уже скальные склоны горы Эбручорр. Почему-то у меня была уверенность, что от Эбручорра до трассы Р-21 "будет дорога". Разумеется, дороги никакой и в помине не было, не было даже тропы (запретная зона!), но вера эта существенно придавала мне сил. А вот появился вдалеке и какой-то водопад, справа внизу на картине. Я, по правде сказать, так тогда и не понял - это что же, и есть знаменитый Эбручоррский Водопад???

Ну после, уже дома, выяснилось - нет! Это - какой-то другой водопад, менее "распиаренный". Вот он уже на "прямой видимости". Между этими снимками - всего 15 минут, но накрывшее вершину облако радикально поменяло и цвет, и - само восприятие объекта.

Я стал карабкаться по скалам поближе к склону, и встретил вот такого симпатичного каменного мишку.

Вот теперь - "крупным планом".

Природа там суровая, но очень симпатичная, и я решил возле склона с водопадом и какого-то ущелья с безымянной речкой несколько отдохнуть и перекусить, курывшись за скалами. И вообще я наивно полагал программу экспедиции выполненной!..

Но тут опять пошел дождь, опять задул ветер, "навигатор" мой телефонный промок и перестал реагировать на прикосновения к тачскрину, и я, запрятав его под одежду, сначала пережидал дождь за какой-то скалой, а часов в 5 вечера двинулся вниз по руслу какой-то речки, текущей в нужную сторону.

Речка постепенно углубилась в ущелье, и впереди послушался рев воды - и "радио" заиграло как-то совсем уж громко. Я не выдержал и свернул в сторону реки Вите, через небольшой перевал. Оказалось, что это и шумел впереди тот самый Эбручоррский Водопад, до которого я не дошел буквально сотню метров и - свернул! Но - значит, так было НАДО. В конце концов, увидеть тот или иой водопад - это лишь повод посетить те прекрасные места. Ну и, разумеется - теперь есть повод туда вернуться еще раз! А пока что я поднялся на сотню-полторы метров наверх и попробовал сориентироваться.

Слева виден еще один водопад, это - река Вите, у истоков которой я провел первую ночь, выбегает из своего циклопического ущелья.

А справа - озеро Сейдъявр, на северном берегу которого имеется "точка относительной транспортной доступности" и некая мифическая "изба".

И вот тут я несколько расслабился, за что и был наказан - поскользнувшись на мокром от дождя камне, плашмя полетел вниз, едва успев спасти фотоаппарат. Ногу не сломал, но расшибся изрядно, после чего убрал фотик в рюкзак - надо было как-то и самому вернуться, и его донести в целости.

Но это оказалось не так просто. Долина реки Вите заросла густым малопроходимым лесом. Я пробовал самые разные варианты - и по руслу идти, и тропы искать - все безрезультатно. До "точки" оставалось 4-5 км. Попробовал напрямую - скорость по навигатору получатся всего-то 1 км в час. А времени уже - девятый! Надо бы заночевать - а и негде! Лес вырос на крупном курумнике, ни одного ровного места, и сыро к тому же. Однако ровное место все же нашлось - на слиянии ручьев имелся галечный мысок, чуть шире палатки. Вот там мне и пришлось ночевать.

следующий пост
Tags: вите, кольский полуостров, чуна-тундра

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…