Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2018 - День Второй

предыдущий пост

Прогулка на водопад Вайкис

Дождь с небольшими перерывами шел всю ночь до утра. Да и утром не желал заканчиваться. Впрочем, утром я уже не ощущал большой тревоги, и вместо идеи "как же отсюда выбраться?" в голове моей прорабатывались варианты "как же двигаться дальше?". Некто, встретивший меня вечером, по прежнему находился рядом. Я вслух поделился с Ним моими планами, а Он, как всегда, только слушал и молчал.

Часов в 9 утра я решил, что пора двигаться дальше, невзирая на дождь - провизии у меня было как раз на 4 дня, потому устроить "дневку" я себе позволить не мог. Да и администратору стоянки, где я оставил велосипед, были названы и вполне конкретные сроки возвращения, и столь же конкретные инструкции о том, что ему следует делать, если в сроки эти я не вернусь. Это - реализм! Там, в Монче-Тундре, нет людей. Там нет дорог, нет даже тропинок. И если ты там пропадешь - тебя никогда не найдут. Да и искать особо не станут.

По всей Мурманской области развешаны красочные плакаты, призывающие господ туристов обязательно регистрировать свои маршруты в МЧС, не рисковать понапрасну. Представляю себе выражения лиц сотрудников этой конторы, приди я туда регистрировать маршрут в Монче-Тундру, в запретную зону!

Однако пора было выбираться из палатки и как-то осмотреться вокруг.




Совершенно очевидно было, что я вчера, ища "легких путей", несколько уклонился к Югу от желаемой цели. Днем все выглядело несколько проще, чем вечером, и мы пошагали в нужную сторону через понемногу рассеивающийся туман, постепенно спускаясь вниз. Пока не "достигли дна", и поверхность снова не пошла на подъем.



Ситуацию спасала растровая топографическая карта Генштаб-500, закачанная в OSMand - как люди раньше жили без GPS, не понимаю! И, в полном соответствии с картой, избранная мною "траектория" уперлась в ущелье - то самое, из которого я вылез вчера вечером.



Я уже догадался, что вчера надо было бы мне на втором этапе подъема держаться правее! Но видимость была нулевая, и я тупо шел там, где проще. Теперь же надо было, как я понимал, спускаться обратно в ущелье, а потом - подниматься из него с другой стороны. Но стенки были круты, никакой тропинки не предвиделось, а от высоты несколько кружилась голова. Хотя, конечно, и не так как вчера - постепенно привык!

Впрочем, ущелье заканчивалось в полукилометре западнее, утыкаясь в обрывистый склон горы Коттиччор, 950 метров, с вечными снегами. Но там было явно - не пройти, слишком обрывистый склон. Альпинисты, думается, проскочили бы его с преогромным удовольствием, но я-то не альпинист!



Тогда, поглядев в карты, я решил попробовать гору эту как-то обойти с южной стороны, и направился вниз, благо идти нужно было по мягкому ягелю, я не по острым камням.



Увы, идея эта тоже себя не оправдала! Желаемая траектория уходила в огромное ущелье, а восточный склон горы Коттиччор становился все круче и круче. Вот он - справа на картинке. И по карте то же самое - чем дальше к Югу, тем ближе сходились изолинии высот.



Вариант оставался только один - лезть напролом через Коттичорр. А это - почти километр высоты. Разумеется, относительный подъем был небольшой, метров 300, или чуть больше, и склон не слишком крутой - с него не свалишься. Проблема была в "грунте". Северные горы только издали кажутся гладкими и монолитными, на самом деле они покрыты многометровым слоем курумника. Как пишут в Википедии, это "скопления каменных остроугольных глыб", размеры которых доходят до нескольких метров. Это - продукт выветривания твердых вулканических (в данном случае) пород. Почему-то "выветривание" не затрагивает грани глыб, они всегда острые и направлены, как правило, вверх. Между глыбами - расщелины, и сами глыбы, даже крупные, иногда стоят очень неустойчиво. Потому ходьба по курумникам (включая и подъемы) не только весьма утомительна, но и требует предельной осторожности. В моей ситуации не то что ногу подвернуть, а даже просто ботинок порвать, означало одно - не выбраться!

Некто молчаливо выслушал мой план "штурмовать" Коттичорр и промолчал. Ну - будем считать, что это - согласие. Я немного прошелся вдоль склона с навигатором, стараясь "стартовать" так, чтобы не выйти на "вершины". Собственно, в тех горах вершины выражены неявно, там, вверху, скорее уж плоскогорья. Но иногда присутствуют довольно высокие скалы-останцы, на которые не хотелось бы нарваться.



Чем-то мне это напомнило обложку альбома "Houses Of The Holy" группы Led Zeppelin. Только - без персонажей. Только я и Некто за моим правым плечом.

Подъем был довольно тяжелый, но - вовсе не смертельный. Жалею, что не засек время, но вскоре крутизна склона начала уменьшаться - значит, близко верх! Я оглянулся назад.



Еще полчаса - и впереди стала видна черная громада горы Эбручорр, 1050 м. Все, Коттичорр покорен!



Теперь надо было рассчитать дальнейшие действия. До места назначения - водопада Вайкис - по прямой было около 10 километров. Реально со всеми изгибами и обходами - не меньше 15. Итого - почти 30 километров. Средняя скорость прохождения по курумнику на высоте 800 метров вряд ли превысит 2-3 км в час, значит, дорога туда-обратно займет, в самом благоприятном случае, 10 часов непрерывной ходьбы по острым глыбам. На часах - 11 утра. В целом - выполнимо, хотя расстояние для пешей ходьбы в тех условиях совершенно /за/предельное.

Я скинул рюкзак, включил на древнем "резервном" смартфоне "навитель", поставил там точку "рюкзак" и, выключив его, положил глубоко во внутренний карман. От этой старой "соньки-экспирии" теперь зависит моя жизнь. Ну а "штатный" навигатор показывал мне путь вперед. Идти я решил точно по изолинии 800 - так вроде как получалось минимум поворотов туда-сюда.

Ну - вперед!



Поначалу, конечно, опять был соблазн вернуться. Да и расстояние пугало. К тому же Некто со мной почему-то не пошел, а остался караулить рюкзак. Кстати, отойдя от рюкзака метров на 10, я уже не мог отыскать его взглядом, хотя вроде как и ставил на самый высокий камень. Это несколько тревожило, но - надо было идти вперед.

Через пару часов я наткнулся на обломки самолета. Это, вроде как, должен быть ИЛ-2, разбившийся во время Войны. Там где-то еще валяется и немецкий самолет, может - это он?



Обломки буквально размазаны по курумнику на полосе длиной метров 150. Видимо, столкновение произошло на полной скорости по касательной к поверхности.



На глаза мне попался помятый (но - не отстрелянный...) патрон от крупнокалиберного пулемета, который я подарил своему другу, занимающемуся военной историей, для "идентификации". Если это патрон от авиционного пулемета УБ (ДШК) - значит, это точно ИЛ-2. Патрон, кстати, если не считать механической деформации от удара - в прекрасном состоянии, на нем нет даже следов коррозии! Если кто разбирается - то вот фото для "идентификации"



Местность была довольно "марсианской" и очень тяжелой для ходьбы, а хорошо видимый ориентир - скала-останец на вершине Реутчокки - как будто-бы и вовсе не приближалась. Далеко!.. Я добрался до нее только через пару часов.



Западнее вершины лежат остатки вертолета, не могу сказать - какой модели.



Мне потом рассказали его историю. Летчики дальней авиации из Высокого, что возле Оленегорска, в конце 80-х везли на Новый Год подарки женам и детям. Зима, туман, экипаж сбился с курса и машина врезалась в склон на высоте 800 метров. При крушении кое-кто получил ранения, но все остались живы. Рация не работала, и командир, оставив все припасы тем, кто наверху, отправился за помощью. Один зимой. На третий день он, побитый и обмороженный, вышел к людям. И остался в живых. Тут же была выслана "вертушка", но все те, кто остались у разбитого вертолета, оказались мертвы. Хотя им не надо было карабкаться по заснеженным ущельям, хотя их была там целая группа, хотя у них имелась пища и остатки керосина в баках - у них не было ЦЕЛИ, которая вела (и которая спасла) их командира.

Ну а меня была цель - достичь водопада Вайкис. Обойдя вершину слева, я спустился вниз метров на 200 и наконец-то сошел с ненавистного курумника в нормальную зеленую тундру.



Очень хотелось пить, поэтому я не пошел "напрямую" к водопаду, а направился кратчайшим путем к речке, намереваясь потом дойти до нужного места по ее руслу.



Речка протекает по неглубокому ущелью с пологими склонами где-то на высоте метров 500, русло в принципе проходимо, и я даже заметил некое подобие тропинки вдоль правого берега. Но вот когда спускался к реке, меня первый раз "заглючило" - я видел, как по руслу ходят два человека и что-то делают там. Людей быть в принципе не могло, значит - медведи? Но, подойдя к тому месту, я увидел только два больших неподвижных камня. Это было только начало! Но я этого еще не знал.

А вот и сам водопад, точнее - первый его уступ, высота падения - 40 метров!



Конечно, нужно бы мне было спуститься к озеру (еще 300 метров), но уже было почти 5 часов вечера - я только-только успевал вернуться к рюкзаку, а ведь еще надо будет спускаться в долину для ночевки! Да и ущелье, по которому текла речка после водопада, тоже несколько кружило голову.



Я наскоро подкрепился тундровыми ягодами и направился в обратный путь. Видите, вон там, в дымке, четырьмястами метрами выше - скала на вершине Реутчокки? И это - только треть пути "домой". То есть - к рюкзаку.



Вернулся я точно в расчетное время - почти в 22-00. Поначалу ничего не предвещало беды, кроме сгущающегося тумана. Когда я, как мне казалось, подошел к нужному месту, я включил навигатор и нашел свою точку. До нее оставался километр, я пошел напрямую, в общем - без больших проблем. Однако в "навителе" есть какая-то идиотская особенность - когда до точки остается метров 10, он громко произносит - "вы прибыли в место назначения!" и - прекращает навигацию! В обычных условиях это некритично, но вот на курумниках 10 метров - уже за пределами зрительного восприятия. В результате я почти полчаса искал рюкзак, а когда наконец-то повесил его на плечи, понял - спуститься я уже не смогу. Ноги еще как-то балансировали на курумнике "налегке", а вот с грузом - сразу отказывались держать равновесие.

К тому же склон накрыло туманом, как и вчера - видимость метров 5-6. Я понял, что ни в какую "долину" я спуститься уже точно не смогу - до утра. Я воспринял это как нечто неизбежное, достал таблетки сухого горючего, банку "мяса кур в собственном соку" и начал готовить ужин. После достал противодождевую накидку для рюкзака, как-то упаковался в нее сам и смиренно сел на камень - ждать рассвета.

До него оставалось не так уж и много времени - часа 3-4. Одна беда - очень хотелось пить. Вода журчала где-то глубоко под глыбами, но была абсолютно недоступна.

следующий пост
Tags: вайкис, кольский полуостров, монче-тундра
Subscribe

  • Дожить бы...

    Там можно и навсегда остаться. Главное - ущелье пройти. А дальше, в долине, если опять Ангел встретит, то уже не будет ни страха, ни боли. И…

  • Велотуризм. Запасное колесо.

    На Крайнем Севере ничего не пропадёт понапрасну, все пригодится! Если кому интересно, то вот время и место

  • Ангелус Силезиус, цитата, знакомая с юности...

    „ Капля, попадая в море, становится морем. Душа, соединяясь с Богом, становится Богом“ © Фраза эта, как я всю жизнь наивно…

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments