Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2014 (продолжение - пятый день).

предыдущий пост

День Пятый.

Проехано 125 километров по горам, кое-где шел вверх рядом с велосипедом.

Строго говоря, пятый день начался в 24-00 дня четвертого, когда я приехал на вокзал в Апатитах. Спать не хотелось, вечер был теплый, и я, с любезного разрешения работников правоохранительных органов, расположился на скамеечке на перроне, курил, пил коньячок, закусывал пирожками из станционного буфета и встречал и провожал проходящие поезда, коих на Мурманской магистрали великое множество. Время незаметно прошло, наступил рассвет, а вскоре я забрался в свой поезд, подремал часа полтора и, шести еще не было, вышел в Кандалакше. Смена широты была заметной - солнце в Кандалакше стояло не выше, чем пару часов назад в Апатитах, почти 100 км севернее.

Я быстро привел велик в походное состояние, под пристальным наблюдением скучающих рядом таксистов, и отвечая на их вопросы - например, "а где у тебя мотор?", потом я уже распросил у них про дорогу на Умбу, и около 7 утра двинулся в путь. Скоро достиг окраины и переезжал речку Ниву -



Тут она совсем рядом с устьем, и уровень воды меняется вместе с приливами-отливами, на берегу Белого моря это около 2 метров, ну а в полукилометре от устья - метра полтора. Сейчас как раз начинался отлив, и какие-то незадачливые туристы, поставив с вечера палатку на берегу, проснулись среди ночи от того, что их затопило, и сейчас с горестными возгласами развешивали свои пожитки на кустах... Хотя зона разливов очень даже хорошо видна.



Я свернул с дороги на Умбу и немного прокатился по левому берегу вниз, в сторону моря, то есть Кандалакшского залива, сделал пару фотографий противоположного, правого берега речки Нивы, пока солнце светило, потому как погода снова начинала портиться, да и местные сказали, что обещали дождь с грозой.



Выехав обратно на трассу, через минуту я уже покидал пределы Кандалакши. Тут и началось первое испытание сегодняшнего дня, к которому я был как-то не готов. Дорога шла между двумя довольно высокими, по полкилометра, сопками, называются они Крестовая и Волосяная, перевал как раз проходил на седловине, и дорога поднималась все выше и выше. Ехать на педалях уже было невозможно, да и пешком шагалось с трудом, я уж подумал - не съесть ли часть припасов из рюкзака, периодически останавливался передохнуть. Дорога к тому же петляла из стороны в стороны, поэтому увидеть конец подъема было невозможно, оставалось только с надеждой смотреть на медленно приближающиеся вершины сопок, да иногда оглядываться назад.

Чем выше становилось, тем более красивые виды отрывались, и это несколько компенсировало общую нудность подъема. Часа через полтора я наконец увидел верхнюю точку, и последний раз оглянулся назад. Подъем составил около 300 метров на дистанции в 3 километра, которую я проходил больше часа, с отдыхами и перекурами.



Теперь надо было аккуратно, не превышая скорости спуститься вниз, совмещая это с любованием шхерами Кандалакшского залива. Времени было 9 часов утра, над заливом стоял туман, а облака опять (привычно уже!) шли над самой головой.



Шхеры оказались небольшими, плоскими, заросшими лесом островами. Там - территория Кандалакшского заповедника и посещать их без разрешения нельзя.


Больше таких затяжных подъемов, говорили, не должно было быть, но дорога продолжала прыгать с сопки на сопку вдоль залива, и, проехав километров 15, я совсем выдохся. К счастью, в рыбацком селе Лувеньга, по пути, работал магазин (единственный, больше не будет до самой Умбы), я купил себе быстродействующий углеводный комплект - большую плитку черного горького шоколада и маленькую бутылку темного пива. Эти препараты, будучи смешанными в желудке, быстро восстановили мои силы, и я покатил дальше под начинающимся дождем. Ехать в этот день предстояло еще больше 100 км, и я наконец-то понял, что же такое "point of no return" - это когда и туда, и сюда - одинаково безнадежно.

Вот две картинки, взгляд назад и взгляд вперед - найдите отличия -





На часах было десять с небольшим.

Очень скоро доехал до маленькой деревеньки Колвица, расположенной на берегу Колвицкой губы, в которую впадает речка Колвица, вытекающая в десятке километрах отсюда из озера Колвицкого - трудно что-то перепутать.... Тем более что от Колвицы до Умбы больше никаких поселений не будет, и так на протяжении 80 с лишним километров, начинаются крайне необжитые места. В самой деревеньке - с десяток домов, да и то, очевидно, дачники из Кандалакши. Там, говорят, есть примечательный водопад, но я, глядя на серое небо, больше опасался совсем другого водопада, и потому поспешил вперед.



Еще несколько километров я ехал, наблюдая весьма редкое природное явление - ягельный бор. Признаюсь, хоть и жил на Севрере, а видел такое впервые. Обычно ягель растет в тундре, в бору же, как и у нас - всякая черника-брусника, а тут - сплошной ягельный ковер. Правда, и ягель был несколько иной, в тундре он кремовый, а тут - просто белоснежный.



Этот ягельный бор закончился возле моста через Колвицу. Тут я сильно призадумался - за мной шла гроза, небо чернело, а впереди - 80 километров, где не будет никакого укрытия, кроме этих жиденьких сосенок, там даже автобусных остановок как таковых нет, а здесь я мог, по крайней мере, спрятаться под мостом, других настоящих мостов впереди так же не предвиделось, и вообще дорога сильно уходила от Белого моря на какие-то сопки, и что там - мне было неизвестно.

Я решил взять паузу, посмотреть на тенденции, а пока что сварить обед. Тем более что рядом с мостом, ниже по течению, находилась защищенная от ветра площадка непонятного назначения - берег был укреплен камнями и бревнами. Сначала мне показалось, что это остатки опоры старого моста.



Там я поставил горелку и котелки, и пока все это кипятилось, немного прогулялся по окрестностям. Старый деревянный мост на самом деле когда-то был чуть выше по течению, от него до сих пор остались опоры - бревенчатые срубы, заполненные камнями. Где-то в паре километров лежало и озеро Колвицкое, где исток реки шел через плотину, предотвращающую чрезмерный водосброс весной, но тропинки туда почему-то не было, возможно, ее надо было искать на другом берегу - ведь если строили плотину, то и дорога должна быть - но тут пришло время отведать суп из котелка, и я поспешил к стоянке.

Перед тем как обедать, взглянул еще раз на небо на западе, и взмолился - "Господи, пусть сегодняшний день будет самым банальным и скучным в моей жизни, но не надо таких приключений, как позавчера - ведь еще 80 километров ехать, и никого не будет, чтоб мне помочь!". Молитва, кажется, была услышана - тучи на западе сгустились, и на востоке тоже нависла какая-серая мгла, но прямо над моей головой вдруг выглянуло солнышко! Я не стал искушать Господа, сразу же собрался и рванул вперед. Все четыре часа, что я ехал по сопкам до Умбы, за спиной гремел гром, передо мной шел дождь (ехал я по мокрому асфальту), но надо мной периодически появлялось солнце и не упало на меня ни капли. Кто сказал, что не бывает чудес?

Конечно, я торопился, и на подъемах несколько потянул ахилловы сухожилия. Пришлось отсоединить туклипсы и какое-то время ехать "на пятках", при этом несколько потерял в скорости, подъемы "на пятках" тяжеловато преодолевать. Как бы там ни было, а не пробило еще и 6 вечера, как я уже стоял на мосту через реку Умба в нескольких километрах от ее устья! Помните, как я стоял у ее истока несколько дней назад? Эта была почти победа. Но - почти, еще не полностью..



Река тут уже совсем другая, хотя, как потом выяснилось, это единственное такое спокойное место, на самом-то деле это - проточное озеро с названием Медвежье Плесо, река вскорости вытекает из него и дальше к морю снова начинаются пороги.



Оставалось немного до города Умба. Вообще-то он носит статус "поселка городского типа", центр Терского района, но мне, честно, показался городом. Расположен весьма и весьма размашисто по территории, по берегам двух узких и длинных - по нескольку километров - заливов, которые называются, соответственно, Большая и Малая Пирья-Губа, и чтоб проехать из одной точки в другую, приходится эти заливы порою объезжать. И от окраины до центра было километров 8-9, это мне живо напомнило город Питкяранта в Карелии, где мы в июне оказались поздно вечером вдвоем с Сергеем, там была улица Ленина в пару с чем-то сотен домов - вдоль берега Ладоги. Тут - примерно такая же, только называлась - Горная.

Откровенно говоря, в тот первый вечер я в Умбе совершенно не ориентировался в пространстве. Следуя указаниям прохожих, я добрался до центральной площади, купил литровую бутылку пива (к ней мне сразу дали бумажный пакет - там цивилизация!) и пару часов отдыхал на лавочке, беседуя с местными о погоде, ландшафте и местах для ночлега. С последним возникла неожиданная сложность. Дело в том, что на завтра я планировал своего рода "дневку" - не убирать утром палатку, запихать туда рюкзак и прочее, и дальше прокатиться на восток, собственно на Терский берег, налегке. Но где ее поставить, так чтоб целый день не беспокоиться?

Решение нашлось само собой. Мне посоветовали немного отъехать от центра, свернуть на ту самую дорогу на восток, в сторону Варзуги, и там, как сказали, "за фермой" стоит одинокий домик некоего "Васьки", или Василия Михайловича, и где-то там можно поставить палатку - он гарантирует сохранность. Так все и вышло. Для начала мне нужно было объехать по западному берегу Большую Пирья-Губу. Был прилив, да еще и солнце хорошо освещало восточный ее берег - можно было, наверное, где угодно остановиться, но были проблемы с питьевой водой, потому я решил последовать рекомендациям.



Часам к 8 вечера нашел я этого "Ваську", постучал в окошко, сказал, чего хочу. Васька, лет 55, живет бедно, ни палисадника, ни ограды, но за его домом пустырь, который не видно с дороги - вот туда он мне и велел ставить палатку, пояснив, что местные никогда ничего не украдут, а приезжие на пустырь обычно не заглядывают, с дороги же палатку не будет видно. Когда я спросил, сколько с меня, он, похоже, обиделся, сказал - "Ты мне, б..., дуру не гони, а иди устраивайся, я же сейчас тебе канистру воды принесу".

Так все было и сделано. Вот моя стоянка пятого (ну и шестого) дня. С дороги не видно, а местные - не воруют.



Я довольно долго сидел на каком-то пеньке, пил чай и записывал в дневничок события последних двух дней - память столько уже не желала удерживать.

следующий пост

Tags: белое море, кольский полуостров, умба
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments