Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

Велотур в Беларусь (07 - 21 июля 2018), часть Первая - Россия

Как там говорил г-н Городничий в бессмертном шедевре Николая Гоголя - "... да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь". К городу Пскову это никак не относится - он стоит на западных границах аж сразу с тремя странами. Правда, все они расположены или западнее, или южнее, а мы вот с сыном решили отправиться не самым простым путем, сначала - на Восток. Собственно, это только лишь для того, чтобы пересечь границу возле Невеля и именно оттуда направиться в Витебск. Само собой, через Себеж в Полоцк - намного ближе, но там мы уже были в прошлом году.

На самом деле все казалось предельно простым - сначала на пригородных поездах проехать по маршрутам Псков - Дно и Дно - Новосокольники. Это что-то километров 350, что, учитывая "скорость" наших пригородных, займет целый день. Но проблема была не в длительности поездки, а в том, что по времена окончания своей активной "государственной карьеры" всем известный господин-товарищ "Миша-Два-Процента" (Михаил Касьянов, тогда еще - премьер-министр, а ныне - радиКАЛЬный оппозиционный "либерал", лидер партии "Парнас"...) провернул один из самых своих блестящих "гешефтов" - приватизировал Российские Железные Дороги.

Короче говоря, почти все пригородные маршруты тогда сразу "накрылись", и хоть после удара хером по столу путинского кулака на каком-то там "совещании" некоторые из них были восстановлены, но - в "оптимизированном" варианте, максимум один рейс в неделю. Для галочки... Ну а мы, простые люди, в "рейсовый" день поехать не смогли из-за дождя, подождали еще немножко да и отправились своим ходом.

Выехали что-то около полудня, решив добраться сначала до Порхова. Памятуя, что места там не самые дружественные (по рельефу...), я с дороги позвонил коллеге bokomarus и, зная о том, что он каждый год катается в Никандрову Пустынь и возвращается оттуда через Хилово, попросил его порекомендовать нам место для ночлега. Таковое, по его словам, имелось неподалеку от санатория, на озере, куда вела асфальтированная тропа через болота.

Вот туда мы и направились. Это недалеко, километров 70-80 по хорошим дорогам, и задолго до заката мы уже въезжали в Хилово.




Бальнеологический санаторий (точнее, целый комплекс санаториев) известен еще с середины 19 века. Его даже называли "Северной Мацестой". Там имеются и минеральные воды, и лечебные грязи, и сероводородные и радоновые источники. Раньше, при "кровавом режЫме", в Хилове поправляли здоровье простые пролетарии, по бесплатным профсоюзным путевкам, теперь же, при "демократии", за санаторный курс придется выложить изрядную сумму. Но санаторий не пустует никогда. Кстати, о названии. Я придумал (в шутку, конечно...) что оно происходит от английского глагола "to heal" или существительного "a healer" - целитель. То есть, получается так, что Хилово - место, где живут целители...

А вот и древняя асфальтированная тропа, бегущая по насыпи через болота. Там,на озерке, специально для активного отдыха пациентов, отсыпан песчано-гравийной смесью небольшой пляж. Вот там нам и предстояло ночевать.



Пляжик крошечный, но на нем имелась кабинка для переодевания и пара домиков-беседок, куда мы закатили велики и запихали вещи - на случай дождя.



Погода как-то начала устаканиваться, и даже мы сумели полюбоваться закатом.



Но, само собой, дождь начался сразу после полуночи и стал усиливаться к утру. Я как-то успел смотать палатку и спальники, но вот перспектив не было никаких, уже и время к обеду, и кушать хочется - а дождь хлещет со страшной силой...



В конце концов после полудня решили плюнуть на все и поехать дальше,предварительно заглянув в местный магазинчик. Немного не доехав до трассы, присели в остановке переждать усилившийся дождь - ведь до Порхова оставалось всего-то 15 километров, а потом еще около 60 - до Дедович, где была запланирована вторая ночевка, на водохранилище Псковской ГРЭС.

В Порхове проходил какой-то праздник, и всюду бегали перемазанные краской подростки. Я так и не понял суть происходящего, но выглядело весьма прикольно!



Мы перекусили в местной "Кулинарии" и отправились смотреть крепость, основанную Александром Невским. Правда, при Невском она была деревянная, каменную же построили лет через 200 новгородцы, для защиты торговых путей от экспансии рыцарей Великого Княжества Литовского. Потом ее разрушали несколько раз, и несколько раз восстанавливали, пока не забросили веке в 17, уже - окончательно.



Но вблизи выглядит она вполне аутентично, надо сказать!



В самой крепости сохранилась одна единственная постройка - собор Николая Угодника, начала 15 века. В качестве колокольни - использована ближайшая крепостная башня, которая так и называется - Никольская.



На остальной территории - то ли парк, то ли сад, с детскими площадками и информационными стендами.



И еще там - какая-то новодельная деревянная часовенка.



Мы пробродили по крепости часов до 5-6, всё пытаясь определить - кончится ли дождь. Ждать дальше уже было нельзя, потому мы отправились смотреть второй интересный объект Порхова - гидроэлектростанцию, построенную сразу же после Войны. Эта малая ГЭС, в связи с бурным развитием энергетики в СССР, вскоре стала неактуальной, оборудование было демонтировано, водохранилище спущено, а плотина сейчас используется просто как пешеходный мост. Ну и - достопримечательность, само собой!



Вблизи сооружение выглядит довольно-таки циклопическим...



В целости и сохранности оставлены механизмы шлюзов на верхней галерее.



Я уже второй раз там, на ГЭС, и всегда немного страшно бывает спускаться с верхней галереи - и высоко, и лестница хлипкая, да и вода быстро под тобой бежит...



А вот рядом - мост, построенный в 1905 году, как новенький!



Пора было катить в Дедовичи! По дороге я планировал еще осмотреть Восемнадцатый Государственный Конный завод в Волышове (и усадьбу основателя завода, графа Строганова), но и время поджимало, и усадьба этим летом сильно пострадала от пожара (по разгильдяйству местных жителей), потому мы решили проехать мимо.



Дорога там холмистая, и к нужному месту добрались только в 9 вечера. Я решил сократить дорогу, не заезжать в Дедовичи, а сразу отправиться на ГРЭС. Ну, само собой, заблудился, пришлось ползти вдоль реки по какой-то затопленной колее, потом подниматься на довольно высокую дамбу и искать выход на плотину и дорогу. В общем, территорию ГРЭС проскочили уже в темноте, а палатку поставили в хорошо знакомом месте, на высоком берегу Шелони, у водохранилища. Как-то меня сразу напрягла тишина - ничего не ухало и не бухало со стороны ГРЭС. Но - все будем выяснять утром!

А утром выяснилось, что Псковская ГРЭС, обеспечивавшая электроэнергией пятую часть Псковской области и поставляющая ее в Латвию и Беларусь - не работает! Падение производства привело к сокращению спроса, и станция пока стоит. Что будет дальше - неизвестно.

В канале, куда раньше четыре мощных насоса поднимало воду из водохранилища - застой. В трубах не свистит газ, не шумят турбины генераторов. Жутковатое зрелище, надо сказать!



Судьба города Дедовичи - решена. Не будет ГРЭС - не будет жизни. Да ее и так уже - почти нет. Даже до "перестройки" город (или - поселок?), райцентр Дедовичи, представлял из себя унылое зрелище, а теперь, после "демократических реформ", окончательно превращается в забытую Богом дыру.



Но вот к станции подошел наш "поезд", а точнее - рельсовый автобус, модель "РА-1". Чудо техники. Два рейса в неделю по линии Дно - Новосокольники.



Если кому интересно - вот интерьер "рельсового автобуса".



Этим транспортом мы неспешно доехали до города Новосокльники, в котором я даже не сделал ни одного снимка. Так все было грустно. Перекусив в кафешке, мы стали расспрашивать про дорогу на Невель, но все упорно посылали нас дальним кружным путем по трассам через Великие Луки, получалось километров 90. Но я-то знал, что можно проехать и как-то "напрямую", разными дорогами. Мы же именно там возвращались из Беларуси в 2011 году! Но беда в том, что я ничего не помню - ведь я лишь выполнял указания штурмана и руководителя экспедиции.

Пришлось "включать голову" (и навигатор) и разбираться в лабиринте. Дороги, кстати, неплохие, хоть и гравийные, но, правда, почти все время по холмам.



Время между тем шло к закату, а ни к одному озеру было не подойти - все заболочено!



Но тут все решилось само собой. Километров за 10 до Невеля нашлась какая-то речушка и маленький сухой пятачок со скошенной травой, где мы и залегли спать. А утром, часов в 11, уже катили по старым улочкам Невеля.



В 2011 году мы, видимо, как-то не очень удачно объехали Невель по окраине, и город мне показался как-то совсем уж зачуханным. На самом же деле - Невель вполне приличный город.



Собор Святой Троицы в Невеле построен в середине 19 века, в его облике есть нечто "западное", а говор жителей Невеля чем-то напоминает речь белорусов.



До границы там - километров 10! Через полчаса мы будем уже в Беларуси...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Tags: беларусь, невель, порхов, хилово
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Recent Posts from This Journal