Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде в Новгородскую область, путешествие пятое - к Западу от Волхова (день Третий)

предыдущий пост

Вторая ночь оказалась на редкость теплой, встал я рано, прогулялся по кладбищу и повесил палатку просушиваться на оградках. До центра Великого Новгорода оставалось не более 20 километров, и я сегодня же планировал "эвакуироваться" на автобусе, который отходил в четыре часа дня. Оставалось там еще посетить кое-какие объекты, но - не слишком удаленные.

Выехал я уже около 10, я почти сразу же оказался в своеобразном городском "анклаве" - поселок Кречевицы лет 25 назад переименовали в "микрорайон Кречевицы города Великого Новгорода", хотя до настоящей окраины города там еще более 10 километров.

И вот какого стражника я увидел возле частного дома на окраине Кречевиц -




Собственно, поселок Кречевицы стал "микрорайоном" с прицелом на перспективу - именно там собирались построить международный аэропорт Великого Новгорода. Ранее аэропорт, с которого уходили пара рейсов на Москву, пара - на Питер и по одному - на Ялту и Краснодар (не считая местных рейсов по области и десятка транзитных) размешался на окраине города, километрах в трех Свято-Юрьева монастыря. После катастрофы конца 70-х, когда из-за ошибки пилотов самолет Як-40 транзитного рейса Ухта-Рига врезался в жилой дом на проспекте Карла Маркса, власти задумались о переносе аэропорта. И решено было построить его как раз в Кречевицах, на аэродроме полка военно-транспортной авиации - ну в точности как в Пскове!

Однако с тех пор уже и 110-й Военно-транспортный авиационный полк расформирован, а аэропорта как не было, так и нет... Много чего поменялось за последние более чем полсотни лет. В "микрорайоне" я сразу заметил с детства знакомый мне силуэт ИЛ-28 - первого советского реактивного бомбардировщика, "сталинского мясника". Его приняли на вооружение в 1950 году, изготовили более 6000 машин, но прослужили они недолго. Часть порезали на металлолом во времена ракетного фетишизма тов. Хрущева, да и устарели они весьма быстро. Однако машина была предельно надежная и долговечная, и, например, в Мончегорске, на авиабазе в поселке "27-й километр", я даже сумел посидеть за штурвалом в кабине пилота ИЛ-28! В Мончегорске они использовались до конца 70-х в качестве летающих мишеней для перехватчиков, а в Кречевицах - с аналогичными целями, в качестве транспортировщиков мишеней для ПВО.

Жаль, что машина в парке напротив бывшего дома офицеров в Кречевицах находится в столь плачевном состоянии.



Я расспросил у жителей про "аэропорт", мне сказали, что строить начинали уже несколько раз, но - всегда "заканчивались средства", а на уцелевшей части аэродрома сейчас базируется вертолетный отряд МЧС, и вход туда охраняется. Но я все же решил прокатиться. Дорога утыкалась в наглухо запертые ворота и пулеметную точку. Все заросло травой...



Правда, чуть правее несколько плит забора рухнули под воздействием времени, и на "охраняемую территорию" можно было запросто пройти. В точности как на аэродром бомбардировочной авиации в Смуравьеве, который я посещал по дороге в Кронштадт. А вот и "аэропорт". Точнее - заброшенная диспетчерская.



Ну и так далее... Запустение в Кречевицах ощущается буквально во всем. И вот эта заброшенная казарма - еще не самое неприглядное зрелище.



Впрочем, грустить было некогда, я покатил в сторону города. Четыре раза я въезжал в Новгород с "московской" стороны, и вот теперь, впервые, въезжаю с "питерской". Разумеется, я там слегка заблудился, поругался матом с навигатором, но все же нашел дорогу. Вот и вокзал, станция официально называется "Новгород-на-Волхове". Мне удалось сфотографировать вокзал так, что в кадр не попал установленный на площади памятник Александру Невскому. Не нравится он мне! Не князь Александр Ярославич, конечно, а - памятник. Раньше на его месте стоял Карл Маркс. И что-то я не вижу между ними (я про памятники, конечно...) существенных различий. Без него - как-то даже и лучше...



Первым делом купив билет на автобус, я собирался было покатить в Кремль, но я там уже провел целый день в 2015 году, а вот где я давно хотел побывать, да все как-то не получалось - так это в Свято-Юрьевском монастыре, расположенном на островке у истоков Волхова из озера Ильмень.



Туда проложена дорога по дамбам, я немного не доехал до монастыря в 2016 году, посещая Музей Деревянного зодчества в Витославицах. Собственно, там до монастыря-то меньше километра, но я тогда столь сильно обгорел на солнце, включая ноги, что надевать длинные штаны для посещения монастыря было бы крайне некомфортной процедурой. На этот же раз все как-то обошлось, и я весело катил по дамбам через мангровые заросли.



И вот, в зарослях, пока я делал фотографию, ко мне подкатил человек на таком вот велосипеде. Однако, в Великом Новгороде я вижу уже второй подобный агрегат, а в Пскове не видел ни разу.



Пилота этого «рикамбента» зовут Олег, он тоже - путешественник, и у нас с ним даже нашлись общие знакомые!

У ворот монастыря встретил еще одного велосипедиста, а потом - еще и еще...



Считается, что монастырь основал еще Ярослав Мудрый, в крещении получивший имя Георгий (то есть, на русский манер - Юрий). Но это - "по преданию". По документам же доподлинно известно, что первый каменный храм, собор Святого Георгия, был построен по указанию Великого Князя Мстислава в 1119 году. То есть он старше знаменитого Спаса на Нередице почти на сотню лет! На картинках он кажется громоздким, но на самом же деле в нем есть такая устремленность ввысь, которой могут позавидовать готические соборы Запада. Я как-то уже сравнивал Спас на Нередице с современным космическим кораблем на старте. Ну а Георгиевский Собор - так и вообще нечто футуристическое. Высота - больше 30 метров.



Я не стал фотографировать интерьеры Георгиевского Собора. Во-первых, моя камера не даст хороших картинок, а во-вторых, прекрасные фотографии уже оставил коллега kukmor в своем рассказе о поездке в Великий Новгород. Я же просто прошел через монастырь и вышел к озеру через южные ворота. Там оказался очень хороший сухой берег - вот где нужно ночевать, приезжая в Великий Новгород! К тому же место там точно уж не будет затоплено даже в самую высокую воду, в отличие от моей любимой площадочки на Сиверсовом канале.



А вот, кстати, и Рюриково городище на противоположном берегу, откуда я уже дважды любовался Свято-Юрьевым монастырем, мечтая его посетить.



Ну вот, на этот раз и все. Оставалось только еще одна, чисто ритуальная акция - возле вокзалов заглянуть в кафе "Жар-птица", выпить там стопочку холодной водки и съесть капустный салатик. Теперь, наверное, в "Жар-птицу" зайду только в августе, когда поеду на Кольский - мой поезд, идущий на Север, стоит в Новгороде-на-Волхове почти два часа, ночью.

Да вот только на кораблике по Волхову и Ильменю опять так и не прокатился!



следующий пост
Tags: волхов, ильмень, новгород, новгородская область
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal