Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде в Новгородскую область, путешествие пятое - к Западу от Волхова (день Второй)

предыдущий пост

Ночь, как ни странно, была довольно холодной, и я изрядно закоченел. Потому решил рано не вставать, а подремать часов до 9 утра. Тем более торопиться, как я думал, мне некуда - следующим пунктом значился большой поселок Тёсово-Нетыльский, центр торфозаготовок на Тёсовском болотном массиве. До него, если верить навигатору, оставалось всего чуть больше 40 километров, правда - с качеством дорог оставались некоторые неясности. В глухих местах на границах областей в России дороги зачастую числятся лишь "номинально", фактически их может и не быть.

Около 10 утра я наконец собрался и попрощался с гостеприимным кладбищем.




Сразу по пути оказался большой поселок Приозерье (с пятиэтажками), где работал магазин, в котором я затарился кефиром. А вот асфальт сразу за поселком как-то странно сошел на нет, а дорога же ощутимо пошла вверх, на Тёсовские верховые болота. Через несколько километров на указателе появилось название населенного пункта - "Жилое Рыдно". Не знаю я, что такое "рыдно", но оно оказалось не слишком-то жилым - всего один домик со следами присутствия человека, и еще вышка релейной связи.



На дороге, на верхнем открытом месте, беззаботно дремала на солнышке гадюка. Я решил ее спасти от неизбежной гибели под колесами и прогнал на обочину.



Впрочем, беспокоился я совершенно напрасно. После горки с вышкой дорога резко ухудшилась, никакого движения на ней не было - мне попалась за пару часов всего одна встречная машина, а дорожное покрытие вообще не выдерживало никакой критики. Зачем нужна эта дорога - не вполне понятно. Скорее всего, построена она была для военных целей, и в настоящее время практически не используется.



Еще на дороге я обнаружил вот такой фундаментальный объект. Суди по печальному состоянию дороги, это не что иное как пограничный знак между Ленинградской и Новгородской областями. Почему-то нет надписей: то ли их просто "недоделали", то ли они не выдержали испытания временем. Или же их спилили "экстремисты"...



В Новгородской области дорога окончательно умерла - по ней возили гравий для строительства "альтернативной" трассы М-11 Санкт-Петербург - Москва и не просто распахали покрытие, но и засыпали крупными осколками камня, километров 6-7 пришлось вообще идти пешком.

Но все кончается, и дорога тоже, и как раз к обеду я был уже у цели.



При "кровавом режЫме" в Тёсово-Нетыльском проживало почти десять тысяч человек, работало две школы и несколько детских садов, больница, а у здания администрации даже бил фонтан. Все дело было в торфе, который поставлялся на ГРЭС Ленинграда. Тогда ведь еще не были открыты газовые месторождения! Сейчас в поселке живет около 2000 человек, и это - на всей очень значительной территории, ибо на самом деле это агломерация нескольких поселков и деревень. В одной из них, деревне Рогавка, расположена железнодорожная станция, с которой два раза в неделю ходит поезд в Питер, и столько же раз - в Великий Новгород. Ну а сам некогда процветающий поселок превратился в захолустье.



Пора было обедать, и я покатил к магазину "пятерочка" - нынешнему "культурному центру" поселка. Спросил продавцов, можно ли в поселке пить пиво на улице, на что ответили, что можно даже и поспать на обочине - не возбраняется ни общественным мнением, ни местной полицией. Ну а отобедав и отдышавшись, я спросил у жителей про Музей Узкоколейной Железной Дороги. Мне сказали - ехать прямо, до главной станции торфопредприятия, и направо пойдет ветка на "музей".

Вот эта станция (...то что от нее осталось), некогда она связывало в единое целое крупнейшую узкоколейную сеть Советского Союза. Протяженность путей превышала 150 километров, с пяти участков добычи, и только локомотивов там ходило почти полсотни. К станции подходила ветка "широкой" колеи, куда перегружали высушенный торф, и в день, как уверяют, уходило на Питер 10-12 полновесных эшелонов с торфом! Теперь работает всего один участок, на котором добывают торф "для себя" - газа в поселке нет.



Ну а вот и "музей". Разумеется, это просто "выставка", которую местные молодые энтузиасты устроили за свой счет. Ну - не без помощи сильных мира сего. Вот этот, самый солидный и дорогой экспонат, тепловоз ТУ2-155, с электроприводом колес, подарил "с барского плеча" вице-президент РЖД.



Хозяев "музея" на месте не было, и краткую экскурсию провела для меня женщина из соседнего дома, которая присматривает за "экспонатами". Вот этот тепловоз ребята купили уже за свои деньги.



Кстати, все экспонаты - на ходу. Достаточно заправить - и можно ехать! Что, кстати, и делают владельцы - можно по телефону заказать экскурсию с катанием по оставшимся на болотах колеям. Про цену - не спрашивал.

Обычно для катания пользуются вот этой пассажирской автомотрисой.



А если будет много желающих - там есть и пассажирские вагончики. И вот и раритет - пассажирская мотодрезина на базе грузовика ГАЗ. Ее восстановили буквально из металлолома. Собственно, при том количестве "ГАЗонов", что было выпущено при СССР, запчасти найти было, думаю, не сложно.



Ну а вот и вечная классика - знаменитые "пионерки". Новенькие, с иголочки!



Пора было заканчивать с музеем. Я поблагодарил женщину, которая столь прониклась ко мне симпатией, что уже сбегала за ключами и даже готова была открыть все локомотивы и вагоны, но я не стал ее напрягать, и отправился на станцию, куда как раз подходил поезд с торфяных полей.



Некогда большая станция - в запустении. Торф больше не перегружают на широкую колею, а вывозят на грузовиках, перепахавших пространство между путями, на котором паслись привязанные к старой цистерне телята.



Здание диспетчерской разрушается, а чудом уцелевшие подъездные пути ржавеют и зарастают кустарником.



Вот - очень символическая картинка. Тупик! Хотя ведь известно, что перевод ГРЭС и ТЭЦ на более дешевое и экологичное топливо - газ, вовсе не означал отказа от торфа, который был и остается резервным энергоносителем на случай форс-мажорных ситуаций. Потому все временно остановленные торфоразработки вместе с транспортной инфраструктурой должны были быть законсервированы. Однако при "торжестве дерЬмократии" все стали тупо набивать карманы, пустив оборудование на металлолом. Очень надеюсь, что этим действиям будет дана принципиальная оценка и виновные понесут самое суровое наказание.



Ну а мне предстояло теперь двигаться на юго-восток. Дорога была асфальтовая, но вот вокруг - всемирный потоп. Поскольку ночевать негде, то я собрался к вечеру добраться до Великого Новгорода - еще примерно 80 км. До заката оставалось почти 5 часов, и я успевал доехать и до города, и до Рюрикова Городища.

Въезжая в деревню Клепцы, входящую в агломерацию Тесово-Нетыльского, я услышал очень громкий и красивый лирический баритон, распевавший частушки с весьма, как мне показалось, антисемитским содержанием. Запомнил я две строки -
"Ты подохнешь как корова толстоза-да-я
Рыжая ты морда горбоно-са-я!!!"

На лавочке возле избушки сидел дед, одетый a la russe, а ватнике и валенках, несмотря на жару, и пел свои куплеты. Я подумал - а не заняться ли сбором фольклора? Включил на телефоне диктофон и подкатил к калитке. Но тут я совершил ошибку - я решил дополнительно "простимулировать" деда, сказав - "Здорово, отец! Хорошо поешь! Выпить хочешь?" На что дед ответил - "Вот еще говна не хватало! Катись на***!!!" И сразу же запел громче прежнего:
"Вот еще говна-то не хва-та-ло мне,
Рыжая ты морда горбоно-са-я!!!"

Я не совсем понял, как такие высказывания касалось меня, но - предпочел промолчать и отправиться по указанному дедом адресу. Между тем жара не спадала, ветер дул встречный, и я как-то начал уставать. За день я выпил, не считая утреннего чая, литр кефира, литр пива, еще литр кефира, а потом купил еще литр сока и присел отдохнуть на остановке, где уже находился в ожидании автобуса некий вполне трезвый мужчина. Он-то мне и сказал, что не надо ехать в Новгород, а можно заночевать на Волхове возле деревни Котовицы. Я уточнил - а есть ли там сухие места - на что этот мужчина, дачник из Питера, клятвенно меня уверил, что там сухо и чисто.

В итоге, выкатившись километров через 10 на трассу М-10 "Россия" в районе деревни Подберезье, я не поехал в Новгород, а отправился по трассе к Волхову, на восток.



Вообще трасса М-10 как-то "оглушает". Фуры мчатся колоннами с огромной скоростью. Я бы запретил туда выезжать на велосипеде. Впрочем, никто и не выезжает. Кроме меня... Правда, где-то за полчаса к трассе можно адаптироваться, что и произошло на этот раз. Правда, через эти полчаса я уже проехал еще 10 километров и уже был в Котовицах. Разумеется, все берега были затоплены, и я малой скоростью двинулся на юг, к городу.



И тут на горизонте, неподалеку от Кречевиц, я увидел горку с кладбищем. Вспомнив вчерашний опыт, я немедленно отправился туда. Ну и вот - опять! Только теперь уже возле совсем свежих могил...



Все вокруг было тихо и спокойно. Река - рядом, под горкой. И хоть вода была и не чиста, но я все же искупался в Волхове, отужинал и лег спать вскоре после заката.



следующий пост
Tags: новгородская область, тёсовская узкоколейная железная дорога, узкоколейка
Subscribe

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments