Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде в Новгородскую область, путешествие пятое - к Западу от Волхова (день Первый)

предыдущий пост

Ну вот и настал очередной Май, пора было опять собираться в Новгородскую область! Я уже там столько всего обкатал, что возникли некоторые проблемы с разработкой маршрута. Ведь это путешествие было уже пятым в моей Новгородской Эпопее (а если считать поездку от Валдая на Селигер, которую разработал коллега bokomarus еще в 2013 году, так и вообще - шестое!)

Конечно, Новгородская земля весьма обширна - почти как суммарная площадь Бельгии и Нидерландов - но северо-восточные районы я отложил на потом, до лучших времен, а сейчас задумал просто прокатиться немного от Луги до Новгорода какими-нибудь совсем уж "непрямыми" путями, так чтоб хватило на два-три дня.

Дизель из Пскова шлепает до Луги почти 4 часа и приходит туда уже после полудня. Ну - зато можно выспаться, вагон пустеет километров через 20 от Пскова и более-менее снова заполняется только перед самой Лугой. Дачники! Я же - из другой категории пассажиров...




Есть на свете город Луга,
Петербургского округа,
Хуже не было б сего
Городишки на примете,
Если б не было на свете
.....
Ну и так далее - Пушкин! Наверное, я не проникся духом этого города, но мне он тоже как-то давно уже не нравится и вызывает весьма негативные ассоциации и воспоминания. Вот и в этот раз центр показался мне шумным, суетливым, а главное - переполненным каким-то, простите, слишком уж "разнопородным" и не всегда симпатичным (на мой взгляд) народом, потому захотелось отсюда поскорее выбраться.



Река Луга в этих местах совсем заболоченная и предельно извилистая, течение очень медленное - равнина! Пишут, что название происходит от слова lauga, которое на языке проживающего в этих краях исчезающего народа водь (ва́ддялайзыд, vaďďalaizõd) означает что-то связанное с болотом и топью. Похоже, я начинаю догадываться, почему известная возвышенность в Псковской области, далекая и от города Луги, и от реки Луги, тоже называется Лужской - видимо, по той же самой причине.

Довольно красивый вид на центр, парк и храмовый комплекс (Собор Воскресения Христова и Храм Великомученицы Екатерины) открывается только с правого берега Луги. А там уже - и окраина!



В сторону Новгорода по Луге идет "проспект" с помпезным названием "Комсомольский", на котором еще сохранились столетней давности деревянные дома, которые пощадила Война. Самое удивительное, что они до сих пор стоят, хотя никто за ними и не следит, и даже стены не покрашены. Зато - увешаны спутниковыми тарелками.



Проехав развязку с трассой Е95, мне надлежало свернуть налево, на северо-восток, и ехать до поселка Оредеж, недалеко - километров 30 от развязки. Погода неожиданно наладилась, спешить мне было некуда, и я спокойненько катил по не самому хорошему асфальту, глазея по сторонам. И вот возле деревни Бетково я увидел такой памятник... Я понимаю, что иронизировать над памятниками павшим в Войне нехорошо, как бы это памятники не выглядели. Но такой вот "экспрессионизЬм" меня несколько озадачил. Или я просто ничего не понимаю в современной монументальной скульптуре? Памятник этот, посвященный односельчанам-фронтовикам, поставили сами жители деревни Бетково, за свой счет. Интересно, а им понравилась работа скульптора, и не потребовали ли они от него вернуть аванс?



Поселок Оредеж назван по имени реки, которое на языке еще одного местного коренного исчезающего народа, ижоры (inkeroin, их иногда путают с карелами) наверное, что-то означает - но никто так и не знает, что же именно. Сам поселок оказался совсем маленьким! Но - туда ходит прямая электричка из Санкт-Петербурга. Причем Оредеж - конечная станция. Да и сама контактная сеть заканчивается за сотню метров не доходя до станции... Вот эта электричка на Питер, контактная сеть и высокая платформа - все по настоящему!



А вот и вокзал на станции. Он совсем новый, просто сделан как копия старого, "николаевского".



Из аутентичных архитектурных памятников могу отметить целую улицу деревянных домов начала ХХ века, выстроенных в очень характерном и узнаваемом тогдашнем "железнодорожном" стиле. Впрочем, в "тогдашние" времена работники железной дороги были элитой, и дома для них строились весьма добротно. Разумеется, водопровод и прочие удобства в них отсутствовали - время было такое. Сейчас эти дома возле станции Оредеж, по словам жильцов, признаны аварийными, и много лет власти тешат людей обещаниями переселить их в новые квартиры. Женщина, с которой я там беседовал, так и сказала - "Обидно, всю жизнь мы отдали железной дороге, а старость проводим в доме с проваливающимися полами, коптящими печками и текущими потолками".

А ведь можно их отреставрировать и сделать архитектурными памятниками! Только "придомовое озеленение" как-то окультурить, конечно. Ибо "при царском режиме" железнодорожники картошку не сажали - им хватало зарплаты на то, чтобы ее купить.



А еще в Оредеже есть новодельная деревянная церковь, которая как-то сливается с продовольственным магазином. Мне поначалу даже показалось, что тут что-то к чему-то пристроено. Но, при внимательном рассмотрении, оказалось, что промежуток все-таки есть.



Ну а оттуда оставалась несколько километров да первого запланированного к посещению объекта - Оредежских пещер возле деревни Борщево. Я как-то слабо себе представлял, где нужно поворачивать налево, и не только проскочил деревню Борщево насквозь, но и махнул дальше на пару километров, пока понял, что слишком уж разогнался. Пришлось включить "нафигатор" и уже добираться по его указаниям. Я повернул на какой-то глинистый проселок и вскоре выехал к руинам непонятно чего (довольно поздней постройки, судя по силикатному кирпичу и железобетонным перекрытиям), около которых надлежало сворачивать направо по берегу реки Оредеж.



Кстати, тут река Оредеж превращается в озеро Антоново, а дальше - возвращается к прежнему статусу. На противоположном берегу оз. Антонова, в дер. Торковичи, в середине XIX века купец 1-й гильдии, коммерции советник Абрам Моисеевич Варшавский открыл стекольный завод, просуществовавший аж до "угара НЭПа". Собственно, искомые мною пещеры и есть не что иное как штольни, в которых добывался кварцевый песок для стекольного завода.

Несколько непонятно, почему завод и подземный карьер расположены на разных берегах довольно широкого озера? Какая-то, однако, логистическая нелепость! Однако за почти столетие существование завода были прокопаны более 15 километров горных выработок. Так что там запросто можно заблудиться! Что-то подобное я видел в прошлом году в окрестностях Старой Ладоги, только там пещеры совсем уж низкие и мне с моим ростом пролезть можно было только на карачках. Здесь же меня встретили высоченные многометровые своды.



Местами потолки уходили вверх настолько, насколько фонарь мог "пробить".



Ну а вообще там - лабиринт. И одному там ходить несколько страшно - а вдруг фонарик сломается?



А эти вот белые клубы - вовсе не дым "из преисподней", а - пар от моего дыхания...



Да если даже фонарик и не сломается - все равно легко заблудиться. Потом, конечно, выберешься, вопрос только - когда!



А еще в пещерах спят комары. Наверное, они еще с осени не проснулись - холодно там!



Часам к шести вечера я наконец вылез на свет Божий, сам уже изрядно закоченевший. А хорошо тут - на поверхности!



Пора было двигаться дальше. У меня вечером - самая езда, я погнал на восток со скоростью 24-26 километров в час и к семи проезжал мимо какого-то, как мне показалось, города - на холме примерно в полукилометре от дороги возвышался обширный квартал пятиэтажек, а главное - я увидел характерную красную вывеску с яблоком, магазин "Пятерочка", и повернул туда - за кефиром. На кассе стояла группа местного молодняка, не по-детски затаривающаяся пивом, водкой и углем для мангала. Я догадался, что пацаны отправляются на пикник, и решил у них расспросить про место для ночлега - там кругом глинистые мокрые холмы и болота, и заночевать в палатке - проблема.

Ребята пояснили, что километров через пять я увижу "большой перекресток", и там для меня найдется и озеро, и сухое место на горке. На самом деле на горке находилось кладбище и разоренный храм XIX века постройки (судя по архитектуре). Но таки да - место совершенно сухое!



А вот с "озером" возникли проблемы. Мало того, что до него от горки идти метров 300, так оно еще и совершенно заболочено. Я, разумеется, зачерпнул котелок, но в нем плавали какие-то дафнии. Или - не дафнии, но в общем, тушенку в кашу можно было бы и не класть...



Однако пробило восемь вечера, и пришлось ставить палатку на горке возле кладбище и варить кашу с дафниями. Впрочем - ничего страшного в этом нет!

следующий пост
Tags: луга, новгородская область, оредеж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments