И вот 8 апреля около 11 утра я понял - сегодня закрывается зимний сезон! Поехать было решено вверх по Пскове, поездка планировалась не очень большая, 70-80 км, по хорошо знакомому маршруту, до деревни Пески, с возвращением вдоль полотна железной дороги "СПБ - Рига" до Торошина и дальше домой по трассе Е-95.
В черте города лед уже полностью сошел с реки. Да и воды было сравнительно немного. Помню, лет пять назад все мосты выше вот этого, в деревне Козий Брод, были снесены ледоходом. Но в Козьем Броде он сделал весьма качественно, потому - устоял, хотя перила в средней части и были разбиты льдинами. А в этом году - никаких проблем!

После моста, соединяющего Козий Брод и Лисьи Горы, дорога какое-то время петляет по дачным поселкам, а потом в нужном месте (которое нужно знать...) ныряет в лес. Разумеется, там еще был снег, но пока еще совсем немного. Казалось, так и дальше будет, и поездка станет просто увеселительной прогулкой.

Дорожка бежала по левому берегу реки, и скоро я увидел, что лед выше города еще не прошел - напротив деревни Черняковичи, сразу ниже моста (его можно увидеть вдали) - настоящие ледовые заторы.

А вот и сам мост. Однажды мы с другом уже "закрывали зимний сезон" и сидели на этом мосту над нетронувшимся льдом. Причем лед поднялся так высоко, что сидя на настиле, ногами можно было до него достать. Была тогда и шальная мысль покататься на велике по этому льду. Только вот уже не помню - катались или нет? Надо у него спросить..

Ну а выше моста и в этот день лед оказался нетронутым. По всему выходило, что ледоход как таковой прошел только в нижнем течении реки!

Выше моста дорога была не очень-то накатана, снег был довольно глубокий и совершенно белоснежный, прошу прощения за тавтологию. Разумеется, я решил заглянуть на бывший пляж существовавшего когда-то (при "кровавом режЫме") пионерского лагеря, летом там у меня одно из любимых мест для купаний, совмещенных с велопрогулками - около 13-15 км от дома. Дорожка на пляж, кстати, асфальтированная - опять же наследие проклятого прошлого. Но сейчас она была завалена снежными сугробами.

Чуть выше по течению, перед пляжем, на реке есть небольшой порог и островок посередине. Течение там очень быстрое, но в этот раз я увидел изрядный ледяной затор.

А вот здесь на самом деле - двухметровый обрыв, под которым и находится чистый песчаный пляж. Вода поднялась до самой кромки обрыва, затопив тропинку, по которой с него можно спуститься к берегу.

Странно - ведь обычно в конце апреля река уже вполне проходима вброд, вот - документальное свидетельство. Интересно, спадет ли вода через пару недель? А пока же я направился на железную дорогу, к бывшей станции Черняковицы. Там, на мосту - традиционное место обеда. До Питера - 260 километров. До Риги (в другую сторону) - примерно столько же.

Дальше дорога пошла крутиться по дачным поселкам вдоль правого берега. Вот здесь, как это ни смешно, река течет в глубоком овраге, метра три, если не глубже. А сейчас - все замерло и ни звука не раздавалось из-под нескольких слоев ледяных глыб, смешанных со стволами унесенных ледоколом деревьев. Но лед стоял очень прочно!

Тут, наконец, и закончился зимний сезон. Я переоделся и направился по лесным дорожкам в сторону села Торошино. Дорожки же оказались совершенно ледяными, и я подумал - а не рано ли переоделся? Впрочем, становилось все теплее и теплее, да и русский человек, по натуре своей - оптимист, и обычно полагает, что худшее позади и вот-вот наступит счастливое будущее.

В Торошине тоже начали строить светлое будущее - детскую площадку на некогда заросшим бурьяном пустыре. Правда, в связи с половодьем работы пока приостановили, но полагаю, что к майским праздникам завершат. Вот какой глобус там установили! И в центре Европы - флажок. Что там на нем написано - то ли Москва, то ли Торошино - не разобрал издалека.

В недавнем проклятом прошлом в Торошине был прекрасный железнодорожный вокзал, с кассами, буфетом, залом ожидания и переговорным пунктом. Теперь - лишь пустая коробка с заколоченными дверьми и окнами. Все, на что сподвиглась новая власть - поставить навес с вывеской. В прошлом году, вроде как...

Теперь мне предстояло покинуть Торошино и отправиться в Захолустье. Это - вовсе не метафора. Так называется деревня - Захолустье. Но до нее еще надо добраться, я же решил для начала заглянуть в Копаи в гости к своему приятелю, прекрасному знатоку всех здешних лесов и болот, который в свое время вывел меня на правильный путь. Живет он, как местные выражаются, "в дурдоме". Поясняю - его дом находится рядом с интернатом для "психохроников". Ну, там учреждение вовсе не "закрытое", психбольные могут гулять по окрестностям, и даже иногда подрабатывают у местных на огородах и на заготовках дров.
А приятель мой как раз и занимается заготовкой дров. Ну и попутно - восстановлением автомобильной и тракторной техники. Там у него столько всего во дворе, что впору музей открывать. Фотографий правда, не публикую - конфиденциальная информация!
Река выше Торошина была свободна ото льда. Впрочем, я даже не знаю - а замерзает ли она по настоящему? Тут уже начинаются склоны Лужской Возвышенности, из-за перепада высот скорость течения весьма велика.

А вот снега в лесу было еще очень много, ехать не получалось, и я катил велосипед по снежной каше. Причем кто-то там уже прошел до меня, тоже - с велосипедом! Но по этому поводу не стоит обольщаться. Неоднократно уже случалось (коллега
А тут еще навстречу шла группа охотников, и сообщила, что мост через "канаву" затоплен. Канавой они называют циклопический магистральный канал, по которому полвека назад "спустили" озера Среднее и Ширицкое из Крипецкого массива. Причем вода ушла вместе с рыбой. И с тех пор рыбы, ведомые генетической памятью, каждую весну пытаются пробиться из Псковы вверх по магистральному каналу. А на берегах его стоят "рыбаки" с острогами - чудовищное зрелище! Но в этот раз "рыбаков" что-то не было видно.

Собственно, "мост" (то есть насыпь над трубами) затоплен был совсем не фатально, где-то по щиколотку. Я даже разуваться не стал - тряпочные кеды как намокнут, так сами и высохнут! А канал, да - переполнен совсем.

Разумеется, дальше никаких "следов на снегу" уже не было. Даже - следов черта на велосипеде не было. А был какой-то климатический парадокс - представьте себе человека, который, одетый в шорты и футболку, изнывая от жары и обливаясь потом, тащит велосипед, по колени проваливаясь в пропитанный водой снег! Знал бы я, что так будет - ни за что бы туда не отправился!

Но там - всего-то пара километров до Захолустья, и скоро я уже увидел его единственный дом сквозь голые ветки деревьев. И тут меня ждал сюрприз! Чтобы попасть в Захолустье, надо перейти речку Ширицу. Точнее - то, что от нее осталось. Раньше эта речка, вытекающая из озера Ширицкого, была вполне себе речкой, по после постройки упомянутого "магистрального канала" и осушения озера превратилась в ручеек, который я пару лет назад, в начале апреля, просто - перешагнул!
А тут я увидел разлив метров на сто. И обойти его было совершенно невозможно. Но и вернуться назад уже было тоже - невозможно!

Я решил - все равно ноги мокрые, потихоньку пойду! Глубину было трудно оценить, поскольку под слоем воды был лед. И вот случилось то, что и должно было случиться - где-то как раз на "фарватере" льдина подо мной подломилась, и я провалился почти по пояс. И даже не успел поднять велосипед - задняя его часть погрузилась до багажника. А на багажнике в сумке лежали сухие штаны!
Выбравшись, я начал выжимать одежду, выливать воду из тапок и как-то приводить себя в порядок. Переодеваться опять в "зимнее" я не стал, справедливо рассудив, что за несколько километров до конечной точки все высушу "на себе". К тому же я помнил, что перед Песками тоже был ручей, весьма заболоченный, который никак невозможно обойти, и морально был вполне готов переходить его вброд по пояс.
Но там, как оказалось - построен мостик! Как же мало нужно для счастья...

В Песках меня поприветствовал единственный местный житель, зовут его Виктор Николаевич, ему далеко за 70, но человек смелый и серьезный - несколько лет назад, пока мы еще не были знакомы, вышел навстречу с топором! Вполне разумная предосторожность. В этот раз он мне сообщил, что мостик через Пскову цел, но вот на противоположном берегу изрядный кусок дороги затоплен. Впрочем, меня уже это не слишком волновало. Главное - реку перейти!

Ну вот, почти и все. В шестом часу я снова был на железной дороге и отправился снова в Торошино. Но не проехал и километра, как у меня порвалась цепь! Расклепалось одно звено - ремонт бы занял минуту, но я не взял с собой "выжимку". Пришлось класть велосипед на рельсы и заклепывать цепь с помощью щебня из насыпи. Первый раз я ее "заклепал" не слишком хорошо и проехал совсем немного, потом - уже не торопясь и более тщательно. В итоге доехал до Торошина, выехал на асфальт и направился в сторону трассы Е-95. Но, увы, слишком оптимистично крутил педали на подъеме, и за сотню метров до трассы цепь порвалась окончательно. Я завис в поселке Подборовье, до дома - больше 20 километров.
Ужасная история, не буду дальше рассказывать...
Journal information