Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Осенние исследования велосипедных дорог, или Gone With the Wind...

Последнее время, изучая прогнозы погоды перед планируемой поездкой, я уже перестал обращать внимание на такие мелочи, как "осадки" и "температура" - гораздо актуальнее учитывать скорость и направление ветра, а также их изменение в течение дня. Идеальный маршрут - тот, в котором ветер все время дует в спину. К сожалению, несмотря на весь доступный мне "хайтек", почти всегда получается с точностью до наоборот.

!6 ноября я решил воспользоваться свободным днем и проехать по дороге, которой нет даже на той карте, где есть все то, чего нет - на Генштабе 250. На самом деле, конечно, дорога есть. Первый раз мы совершенно случайно обнаружили ее с коллегой bokomarus лет 10 назад, просто приняв ее за другую дорогу, и каково же было наше изумление, когда мы подкатили к броду в Сверчихе и потом - к нашему с ним "ОПО" (Особо Посещаемому Объекту) - деревне Запорово.

Потом, году в 2013, летом, я не без труда и не с первого захода прошел по этой дороге, изрядно попутавшись в ответвлениях, наезженных лесорубами. Потом выяснил у коллеги sandyanf, что вроде как из Сверчихи пока идет колея в нужную сторону. Потом, непосредственно перед этой поездкой, долго анализировал спутниковые снимки - какие-то огрызки дороги там были видны - и расставлял на "нафигаторе" метки на развилках.

Короче говоря, выехал я часов в 10, и предстояло мне, перед началом исследования, сначала преодолеть те же 40 с небольшим до Троицкой горы, что и месяц назад. Ветер был почти попутный - по крайней мере последние 10 километров...

Вот, кстати, по пути стоит красивая деревенька с каким-то совсем уж "неправославным" названием - Голдино. Последняя перед Троицкой Горой...

Вообще в этот раз 40 км по грейдеру меня как-то утомили. Дорога крутилась туда-сюда, и ветер нередко становился встречным. Грейдер местами совершенно раскис от дождей, и колеса увязали безбожно. Опять же - местность "всхолмленная", но это ничего - местами даже напоминало родной Кольский полуостров. В миниатюре, конечно же...

Разумеется, в Троицкую я прибыл довольно поздно для этого времени года - уже миновал час дня. Хотя - там ничего не меняется, скоро уже сниться это место начнет...

Опять же - обед в остановке. Ну - стенки хоть от ветра защищают! Готовил я традиционного "цыпленка в собственном соку". Интересно бы спросить у изготовителя - а что же, собственно-то, представляет из себя "собственный сок" цыпленка? Мне правда - очень даже интересно было бы узнать!

Подкрепившись соком цыпленка, я быстро доехал до места, где кончается асфальт и где я в прошлый раз повернул направо - в Затерянный Мир. По пути мне встретился обитатель приграничного с Затерянным Миром поселения - деревни Черемша, и он даже меня узнал! И - дал весьма толковые консультации по поводу поиска дороги.

Как-то в прошлый раз я даже не посмотрел в сторону деревни Ганькино, а тут оказалось, что ее почти уже и нет! А ведь всего 4 (четыре!!!) года назад здесь вовсю кипела жизнь.

А вот и начало дороги, по которой я как-то отправился в путь 4 года назад. Что-то будет дальше? Четыре года - срок ничтожный, по историческим меркам, но, как известно, у нас за это время столько порой всего происходит, что даже устаешь удивляться.

Вопреки ожиданиям, дорога оказалась не просто вменяемой - а вполне даже проезжей! За все 10 километров до Сверчихи я ни разу не промочил ноги, а это о чем-то говорит. Разумеется, в поле дорожка подзаросла травой, но в "джунглях" вполне даже неплохо сохранилась.

На более открытых местах дорожка вилась вежду склоном холма и заболоченной низиной, почти без луж, а броды через ручьи все были посуху проходимы по левой, "верхней" обочине.

Все было хорошо - но только солнце как-то быстро клонилось к закату, а торопиться мне было нельзя - нужно было и фотографировать, и в карту заглядывать, и с нафигатором иногда сверяться.

А когда солнце заходило за тучи, так и вообще становилось почти что темно, особенно - в "джунглях".

Тут главное сейчас было - не прозевать поворот на восток. Более накатанная колея шла на север, на вырубки, и заканчивалась тупиком (как я помнил), но тут помогли метки - вот мой поворот на восток. Надо только "шлагбаум" обойти.

После "шлагбаума" дорожка шла круто вверх, и там, на горке, должно быть урочище с очень неявными следами деревни, давно уже исчезнувшей безвозвратно. Если это так - то я на правильном пути.

Все правильно - вот это урочище! До него даже дорога на карте Генштаба прописана.

Правда, "следов" жилья я там не увидел никаких. Ни одного "артефакта" не торчало из травы. Разве что вот эти березы - разве могли сами вот так, по линеечке ровно, встать в одну линию? Хотя - березы, конечно, ничего не доказывают. Они слишком недавно выросли, а людей здесь нет уже очень давно. Возможно - со времен Войны, а то и еще раньше.

После урочища дорога, уже не прописанная ни на одной карте, нырнула в лес. Рельеф начал меняться - дорога поднималась на длинную песчаную гряду, похожую на циклопическую рукотворную насыпь. Все напоминало о том, что приближается Лужская Возвышенность.

Слева и справа от гряды располагались обширные малопроходимые болота, так что дорога шла по единственному возможному пути.

По пути встретился мостик через ручей с заросшими мхом (и очень скользкими) бревнами, и вообще - после своего поворота на север дорожка все сужалась и сужалась, а молодые елки уже теснили ее обочины.

Но было уже близко! Скоро дорожка вывернула на опушку, и за полем можно было увидеть единственный до сих пор не рухнувший дом в деревне Сверчиха - месте, мне очень хорошо знакомом. Там еще был ориентир - многовековой дуб, но он, увы, пал в неравной борьбе со временем. Колея почему-то не пошла по зарастающей дороге вдоль опушки, а повернула прямо через поле.

Вот, собственно, и этот самый последний дом.

Первым делом я, конечно, пошел по довольно крутому спуску вниз к реке Пскове, к броду, который проходил с десяток раз, буквально - во все сезоны, а последний раз - почти ровно год назад. Как хорошо, что сегодня не надо речку переходить - слишком много воды, посмотрите, насколько залиты колеи, да и течение - не слабое!

На спуске к броду сверху бегут ручьи из родников, и не удивительно, что там за зиму намерзает толстенный ледник. Однажды я был там в первых числах апреля, и воды было - всего по колени! Вот фотка с того раза, сделанная с противоположного, левого, берега.

Пора было подниматься вверх и приступать к выполнению второго пункта программы - поискам подвесного мостика, метрах в трехстах выше по течению. Его даже видно на спутниковых снимках, и кто-то из энтузиастов - пусть признаётся!:) - даже нанес на OSM тропинку к мостику, выходящую на существующую дорогу от Сверчихи в Заболотье и Красиковщину. Но - пока мне надо было подняться вверх, от брода к деревне и забрать оставленный там велосипед.

А вот и остатки той дороги, которую нынче "спрямили" через поле. Выигрыш там - метров 50, но решили, что так удобнее. А участок дороги совсем зарос.

Я нашел на нафигаторе метку, соответствующую тому месту, где к дороге, согласно OSM, пристыковывалась тропа, ведущая на мостик - оставалось до нее метров 500. Однако совсем скоро (кому интересно - в точке N58.04'16,2'' E28.34'29,1''), возле брода через ручей (а кстати, дорога до Заболотью очень сильно нынче подтоплена!) направо от дороги была проложена гать, за которой начиналась какая-то тропинка. Было уже темновато, но - еще можно разглядеть.

Причем тропинка шла совершенно в нужную сторону и имела весьма свежий и востребованный вид.

Разумеется, я вышел по ней к мостику!

Как-то коллега bokomarus показывал мне его фотографию, сделанную с противоположного берега. Если он прочитает это сообщение, то я хочу попросить его показать то фото в комментариях - по-моему так мостик очень сильно изменился с тех пор, и теперь по нему смогут пройти не только профессиональные цирковые акробаты, но и простые деревенские жители!

Я уже писал очерк о подвесных мостах на реке Пскове - этот там не упомянут. Надо будет добавить.

Конечно, безопасно перейти его можно только при известной сноровке и при наличии актуальной потребности. Я все же предпочитаю брод...

Однако времени уже было почти пять часов, темнело, и я двинулся в сторону дома. От деревни Заболотье там будет местами даже асфальтированная хорошая дорога до села Красиковщина, а дальше уже - гравийное шоссе, километров 35 до города. Главное - выбраться из дебрей до темноты.

Но оставалась еще одна задача - найти тропинку к мостику, указанную на OSM. Мне это не удалось. Более того - даже намека на тропинку не было. Я не хочу сказать, что картограф был нечестен или некомпетентен - возможно, я устал и был невнимателен, а возможно, то была старая тропинка, которая заросла после того, как мостик отремонтировали и начали им интенсивно пользоваться.

Тогда я положил велосипед примерно в "точке пересечения", отошел метров на 50 обратно, включил видеокамеру и прошел сотню метров вперед - теперь можно проанализировать видео и попытаться отыскать на нем следы тропинки.

Пока бродил туда-сюда, солнце село, и в Заболотье прибыл уже в сумерках. Вот - отходит от дороги центральная улица деревни. Не обольщайтесь красивыми "елочными насаждениями" - они сами по себе тут выросли, без участия человека, а за ними - пустые брошенные дома...

Ну - я почти дома! Скоро уже Красиковщина - чуть больше 40 по кратчайшему пути! Но, проехав по раскисшему грейдеру 12 км от Красиковщины, я резко изменил курс и повернул на запад, к трассе на Гдов, через Верхолино. С грустью оглянулся на вот этот дорожный указатель, и отправился фактически в противоположную сторону. Потому что там будет асфальт, а в Верхолине еще и - магазин, где я куплю маленькую бутылочку темного пива и песочное пирожное. И наплевать, что получится не 23 км, а раза в полтора больше. Хватит на сегодня приключений.

Ну и если кому интересно - вот карта и ссылки на треки.

Tags: велотуризм, ганькино, запорово, красиковщина, сверчиха, троицкая гора

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…