Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2014 (продолжение)

предыдущий пост

День Второй

Всего проехано 60, из них пройдено пешком рядом с великом - 40, да еще с километр велик пронесен на руках :)

Дождь шел ровно 12 часов, как по расписанию. Мня это не слишком расстроило - все равно нужно было как-то отлежаться и дать отдохнуть ногам, тем более что дорога предстояла сложная и незнакомая. Я собирался отправиться в Кировск, в Хибины, в обход Умб-озера, где шли параллельно старый проселок и разобранная железнодорождорожная ветка. Если верить старому железнодорожному атласу, расстояние между станциями Ревда и Кировск было всего-то 98 км, но "железка" давно уже не действовала, и была разобрана в 2007 году, проселок же и в лучшие времена был малопроходимым. Опять же - дождь, потому я, валяясь в палатке и рассматривая карты, решил пройти этот маршрут за два дня, заночевав где-то возле Умб-озера. Правда, это будет глушь, по всей дороге не будет никаких поселений, кроме заброшенной деревни Пунча (как раз посередине), надеяться там можно только на себя. В каком-то смысле этот переход был опаснее, чем прогулка на Сейд-Яврр, тут тебя хоть как-то зарегистрировали, для того, чтобы, если не вернешься, позвать спасателей - все же туристический объект, как-никак, региональный заказник - но старая дорога на Кировск уж никак не туристическая, и там вообще никого нет и вряд ли кто будет.

Примерно в полдень я выполз наружу за водой, и от берега озера сфотографировал свою стоянку, возле "уранового рудника"



Вообще, место вполне симпатичное, не думаю, что за ночь "на грунте" я поймал дозу (надо пересчитать :) ), а когда взглянул в сторону ущелья, по которому добираются до перевала Эльморайок, то понял - совершенно правильно сделал, что пошел вчера. Сегодня там атмосферная ситуация явно "нелетная"



Я быстро собрался, упаковал еще влажную палатку и покатил в Ревду, в магазин - пополнить припасы на двое суток. Там подъехал какой-то мужчина на огромном, старом, помятом и совершенно ободранном, до металла, когда-то дорогом внедорожнике (характерное явление для тех мест), и рассказал, что дорога на юг вдоль Умб-озера называется у них "дорогой 1000 ручьев", но проехать в принципе можно, а те места, где совсем затоплено, можно обойти по насыпи, где еще сохранились мосты. Посоветовал мне остерегаться медведей, которых в тех краях великое множество, а также предложил обменяться с ним номерами телефонов, чтобы, если я не вернусь в контрольный срок, который сам же и назначу, он сообщил куда следует. Я посмеялся, поблагодарил, сказал, что это уж лишнее, и поехал на юг. Потом уже я понял, что предложение мужчины из помятого джипа было вполне правильным - почти два дня я шел без всякой мобильной связи, глушь! На прощанье мужчина еще сказал, что километров через 60 будет поворот на запад и дорога уже будет "хорошей", а еще через 20, на мосту через реку Умба - так и вообще будет асфальт.

Километров 10 от Ревды тоже еще был асфальт -



.....как раз до очередного "уранового рудника", после дорога свернула направо и превратилась в проселок



А еще через пару километров появился ручей - первый из обещанной тысячи



Тут я решил наконец пообедать, просушить палатку, и обул специально по такому случаю взятые старые дырявые кроссовки - чтоб вода вытекала. Дольше - еще ручьи, через каждые 30 метров, и вдоль, и поперек, и наискосок - какая там тысяча, их явно больше....



Все это было проходимо, глубина по щиколотку, но еще через километр впереди послышался шум падающей воды, и ручей уже доходил до колен, пришлось поднимать груженый велик и перетаскивать его на руках, чтобы не залить подшипники. Потом, через полкилометра, та же ситуация, потом опять - слева текли настоящие водопады, пересекали дорогу и низвергались направо вниз, в Умб-озеро. Где-то я это уже видел, однако....





Собственно, причина такого своеобразного гидрологического режима в том, что дорога проходит по склону, примено 250 метров над уровнем моря, справа (к западу) - Умб-озеро, слева - склоны Ловозерской тундры, откуда постоянно и течет вода, пересекает дорогу и дальше - в Умб-озеро. Потому и заблудиться там невозможно - дорога проходит по узкой, километра в полтора, лесной полоске между тундрой и озером, и так на протяжении километров 30. Вот и получается "дорога 1000 ручьев", тоже - местная достопримечательность. Правда, озеро редко где видно между деревьями, как и тундру. Просто приходится где медленно ехать, а где просто идти с велосипедом по воде, но вот крупные потоки с водопадами быстро стали утомлять, и я попытался перебраться на "железку". Она тоже оказалась не в лучшем виде. При "тоталитаризме" ее строили рабы, жертвуя своими жизнями, а при "демократии" (в 2007 году) свободные люди порезали ее на металлолом, набивая свои кошельки. Шпалы там не убраны, потому идти с велосипедом проблемно, местами и насыпь уже размывается, и мостики тоже, а кое-где под откосами валяются остатки подвижного состава, которые "свободные люди" не успели порезать на металлолом, а теперь уже их и не смогут вывезти.



Я долго метался между насыпью и проселком, пока в голову не пришла светлая мысль - надо ехать или идти по обычной дороге, пока не услышишь метров за 150 шум падающей воды, и тогда сразу же искать лазейку на "железку", и, перейдя речку по мостику, опять сворачивать на проселок. Идея сработала, и к вечеру Ловозерская тундра осталась позади, а с ней - и тысяча ручьев, дорога стала опускаться вниз и очень скоро попросту утонула в болоте, пришлось окончательно пересаживаться на железку и идти по ней, было уже примерно 9 вечера, дождь не начался, но опускался изрядный туман.



Болото так и тянулось до речушки Пунча, около которой неожиданно вынырнула из болота дорога и к тому же приобрела вполне человеческий вид, причем до поворота на запад, то есть до "хорошей" дороги оставалось километров 15-20, по карте трудно рассчитать. Тут нарисовалась и деревня Пунча - это были два дома, один в состоянии почти руинированном, другой же - со следами недавнего ремонта, и даже картошка в огородике росла, но не было ни людей, ни собак, однако главное - на дороге были множественные следы шин, то есть дальше, видимо, можно было и ехать. Я попробовал было рвануть до поворота на запад, но быстро утомился на песчаных горках, а тут еще и увидел слабую колею вниз - явно к Умб-озеру. Там через полтора километра нашел старую рыбацкую стоянку, и так как вечерело, решил тут и заночевать. Попробовал искупаться в озере, и вода была не очень холодной, но появилась знаменитая заполярная мошкара, казалось, что на тебя просто что-то сыпется из мешка, бесконечно. К счастью, репеллент помог, мошка рябила в глазах, однако не садилась на кожу. В общем, купание пришлось отменить, просто помыть руки-ноги и лицо, и развести костер - на предмет медведей. Совершенно чудесным образом я, спускаясь к озеру, заметил у дорожки несколько больших, размером с дыню, кусков то ли антрацита, то ли жировика (не слишком разбираюсь в сортах каменного угля)



не знаю, кто, откуда и зачем их сюда приволок, видимо - лежат со времен железной дороги, когда еще паровозы ходили - но я раскрошил один кусок, насыпал в костер, и когда антрацит разгорелся, то сначала с соответствующими почестями кремировал свои "водоходные" кроссовки, а потом уложил на раскаленный уголь мокрый пенек, который использовал на ужине в качестве стула. Этот "дымогенератор", по моему замыслу, должен был отпугивать крупных животных, ведь вокруг, на полсотни километров, не было, кроме меня, ни одного человека.



следующий пост
Tags: кольский полуостров, умб-озеро
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments