Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2017, день Пятый

предыдущий пост

Дорога

Еще вечером четверого дня, перед закатом, когда ветер немного стих, со склона над палаткой послышалсиь тяжелые шаги и человеческие голоса. К палатке подошли двое и спросили - "..есть тут кто живой?" Я выглянул наружу и увидел двух мужчин лет 40 чрезвычайно зачуханного вида. Они были весьма сильно пьяны, но упрямо тащили на спинах тяжелые рюкзаки. Это оказались туристы-"пешеходники", из подмосковного Фрязино, и ходили они не Сейд-озеро, а - по вершинам, несколько дней, стартовав возле Ловозерских болот. Последнюю ночь и последний день они провели на высоте 800 метров, и я очень удивился - как же их не сдуло? Они рассказали, что всю ночь, все утро и половину дня они провели стоя в палатке и держа руками дуги, саму же палатку загрузили балластом - крупными камнями, что их и спасло. Очевидно, это был весьма сильный стресс, но у них при себе имелась еще почти полная двухлитровая бутылка со спиртом. Они сходили к озеру, набрали воды, и продолжили свой "пир победителей". По моему так они и спать не ложились - утром они сидели возле палатки с ополовиненной бутылкой и продолжали эмоционально обсуждать события последних суток.

Я утром с ними немного поболтал и угостился домашнего производства табачком. Ребята рассказали, что в самую первую ночь их палатку порвал медведь - они оставили в тамбуре котелок с кашей, и ночью проснулись от того, что кто-то рвал тент и гремел крышкой котелка. Разумеется, они спросонья так заорали, что зверь сразу же убежал, оставив только следы. Я усомнился насчет медведя, достал блокнотик и, нарисовав им на бумажке следы, спросил - "...такие?". Разумеется, это была росомаха, которую с испуга можно и за медведя принять - тамбур палатки был располосован когтями до полной непригодности для дальнейшего использования.

Так за разговорами время подошло к полудню, дождя не было, да и ветер, хоть был и изрядный, но все же позволял двинуться в путь. Скоро я выехал на Ловозерскую дорогу и не спеша поехал на Запад, периодически подкрепляясь шоколадом, утоляя жажду водой из придорожных ручьев и иногда оглядываясь назад, на знакомый и уже ставший родным силуэт.




Ехать в этот день мне предстояло не очень далеко, километров сотню с небольшим, до Мончегорска, где я планировал поужинать, переночевать и наутро приступить наконец к реализации второго этапа своего путешествия - поиску начала дороги на Вайкис у восточного края Монче-тундры. Но дорога получилась непростой - ветер дул юго-западный, практически все время - встречный, а был он весьма не слабый, к тому же с течением времени только усиливался. Примерно на полпути я еще раз обернулся назад - в ясную погоду очень далеко видно!



Я вообще-то рассчитывал прибыть в Мончегорск часам к 5 вечера, поэтому не запланировал дорожный обед, рассчитывая продержаться на шоколаде. Но действительность оказалась суровой - встречный ветер стал настолько сильным, что я уже не мог подняться на сопки в седле, приходилось преодолевать подъемы пешком. Время шло, от шоколада уже тошнило, а останавливаться и готовить обед я не хотел - и так уже цейтнот! Тогда я решил не упираться, а завернуть к вокзалу Оленегорска, там на "площади" раньше была какая-то тошниловка с названием "Закусочная "Дорожная", где предлагались прошлогодние плесневелые пиццы и пиво, но - была микроволновка. Путь хоть пицца, зато горячая! Однако доехать туда тоже была задача не из простых, но в как раз пятом часу я наконец поднялся на последний перевал перед Оленегорском, откуда видны циклопические шахтные отвалы местного ГОКа, а за ними, на горизонте - горный массив Хибины, запланированный "третий пункт" моего маршрута.



От этого места километрах в пяти-шести находится знаменитая авиабаза "Оленья", где дислоцируются стратегические бомбардировщики - мы с bokomarus в 2013 году даже видели их, находясь в Оленегорске - не со станции, а из самого горда, который расположен на возвышенности. Я же на этот раз в город заезжать не собирался - это был бы крюк километров 10, а время и так поджимало. Зато отсюда мне прекрасно был виден поселок Высокий, где живут летчики и прочий персонал авиабазы. Кстати, именно отсюда была доставлена и сброшена на остров Новая Земля 30 октября 1961 года знаменитая "Царь-Бомба" (она же "кузькина мать"...).



Когда уже подъезжал к вокзалу, около одного из зданий увидел совсем крошечную вывеску: "Столовая номер 5, работает круглосуточно". Вот так сюрприз - знал бы я про это заведение, не поехал бы в пять утра голодным! Если что, имейте в виду - находится она метрах в 250 восточнее вокзала, как раз напротив компрессорной станции. Проголодавшись, я набрал там первое-второе-третье-четвертое, и, разумеется, объелся, после чего пришлось посидеть на лавочке, так что по трассе Р-21 «Ко́ла» в сторону Мончегорска я выехал уже после шести вечера. Возле перекрестка с дорогой на Оленегорск вспомнил, что у меня совсем нет хлеба, но делать крюк не хотелось, и я попросил поделиться этим незаменимым продуктом дорожных рабочих, отдыхавших возле своего вагончика. Разумеется, мне сразу же выделили половину буханки - северяне никогда не откажут человеку в помощи. Но вот дорога дальше стала проблемной - ее как раз реконструировали (очевидно, расширяли), и обочин не было совсем, с края асфальта уступ сантиметров 15, машин много, а встречный ветер мотал меня из стороны в сторону так, что ехать становилось небезопасно. Опять же - рельеф там сам по себе хоть и не очень тяжелый, но в сочетании со встречным ветром у меня не получалось ни подняться наверх в седле, ни толком разогнаться на спусках. Так что половину дороги прошел пешком, солнце клонилось к закату, а ветер только усиливался. Впрочем, нельзя роптать - дождя-то не было, и то хорошо.

Наконец, за последним перевалом я увидел на горизонте огромную синюю тушу Монче-тундры, на которую были, как одеяло, нахлобучены облака, а на боках лежал снег, что бывает только в самое холодное лето.



Минут через 10 я уже подъезжал к мосту через реку Монча. Река это весьма короткая, состоит из двух проток примерно по километру каждая - первая из Монче-озера в озеро Лумболка и вторая из Лумболки в Монче-губу озера Имандра. Разумеется, я с очень трепетным чувством любовался видом моего прекрасного города (он как раз за Лумболкой).



Первоначально я собрался было заночевать на берегу Монче-озера, но это оказалось невозможным. Берега озера одновременно и каменистые, и заболоченные. Там есть, конечно, сухие ровные места, но они так продувались ветром, что поставить палатку было весьма проблемно. Пока я раздумывал над решением, над Монче-озером уже начался закат.



Вариант был только один - ночевать на берегу реки Монча, с подветреной стороны трассы M-12, насыпь которой слегка отсекала ветер. Я спустился на левый берег, но места подходящего было не найти. Тут подкатили на "Ниве" какой-то питерец с женой, спросили -"... а скоро ли стемнеет?", я пояснил, что ночи как таковой пока нет, только сумерки, а вот солнце взойдет в четвертом часу. Тут питерец, поняв, что я вроде как "местный", стал расспрашивать о месте для палатки. Я честно ответил, что и сам не знаю, но, по крайней мере, вода чистая есть. Тут я запрыгнул на камень, зачерпнул кружку воды из речки, выпил сам и предложил питерцу. Он слегка смутился - "... а разве можно?" Так чего же нельзя, из Монче-озера воду для города берут, и даже не хлорируют (ну, раньше так было...). Питерец отпил воды, похвалил ее качество и опять спросил про место для ночлега. Я сказал ему, что сейчас пойду попробую поискать на противоположном берегу, и, если найду что-то лучшее, чем здесь, то ему помашу руками.

Разумеется, на другом берегу было практически то же самое, потому я "просемафорил" питерцу "отбой", а сам поставил палатку в колее, оставленном на холме то ли трактором, то ли вездеходом - неровно, неудобно и криво, но, по крайней мере, продувается минимально.

Потом сходил к речке за водой для ужина и еще перед сном успел полюбоваться красивыми атмосферными явлениям - как на Западе, так и на Востоке от моей стоянки.





следующий пост
Tags: кольский полуостров, мончегорск, оленегорск
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments