Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2017, день Третий (вечер)

предыдущий пост

Сейд-Озеро

Собственно, сразу за перевалом Эльморайк, к Югу от него, и начинается территория регионального заказника - там запрещена хозяйственная деятельность и охота, но разрешен любительский лов рыбы и туризм. На тропе установлена соответствующая вывеска (см. фото ниже). Кстати, увидев табличку, я сразу вспомнил слова женщины-саами о том, что зачастую, глядя на написанное слово, она не может понять, что же оно значит. Среди кольских саами наиболее распространены два диалекта - "коллта" и "кильдин". На одном из них слово "озеро" - это "яввьр", на другом - "яврр". И то и другое вполне напоминает эстонское "ярв" и финское "ярви". Видимо, автор "вывески" решил диалекты совместить, и получилось "явврь". Понятно, что тут для лингвистов - еще море работы... Кстати, коллта-саами - родной язык известного русскоязычного писателя Аскольда Бажанова, который как раз и жил здесь, в Ревде, и даже какое-то время работал на горно-обогатительном комбинате (то бишь, по мнению glamorous bastards, на "урановом руднике"...).

Как же поражает и удивляет тот факт, что сегодня по "сети" (и не только) гуляет масса глупых и неграмотных страшилок, типа "ужасы Ловозерской Тундры". Читая их, до сих пор удивляюсь, как это люди, никогда не бывавшие в тех краях, совершенно не понимающие, что есть "тундра", и вообще не разбирающиеся в географии даже на уровне 8 класса, пишут такие вот "статьи". Особенно мне доставляет фраза - "Альпинистов привлекал пик Ангвундасчорр, но покорить его не удалось никому. Более того, одно из восхождений закончилось гибелью двух опытных альпинистов" - и это при том, что никакого "пика" там вообще нет, а на вершину Ангвундасчорр (1200) можно, при наличии удовлетворительных водительских навыков, без проблем заехать ну хоть на "уазике" по существующей геологической дороге. Из всех "ужосов" реально разве что подвеску поломать на камнях, но от этого, насколько мне известно, еще никто не умер. Хотя, конечно, туристы порой погибают в тех местах, более того - на простом перевале Эльморайок были случаи гибели людей от переохлаждения даже в летнее время. Тут все дело - в неустойчивой субарктической погоде.

Один мой знакомый, очевидно, страдающий (или - наслаждающийся) психическим заболеванием, перечитал кучу макулатуры про "Гиперборею" и в позапрошлом году как-то набрался храбрости и собрался в Ловозерскую тундру, набил (еще в Пскове) рюкзак продуктами на 10 дней (как будто в Ревде нет дюжины продовольственных магазинов), доведя его до неподъемного состояния, вышел в полчетвертого утра в Оленегорске с поезда и - проспал автобус в Ловозеро! После чего он в тот же день купил билет на обратный поезд и поехал домой... Так вот, он этим летом смотрел на меня как на героя (или - как на человека страдающего психическим расстройством, я не уточнял), и что-то рассказывал про "аномальную зону", где даже деревья растут неправильно. Я не собирался переубеждать упертого фанатика, тем более что деревья-то - вот они!

Ну а я помаленьку спускался в долину, появился густой и теплый лес, как будто все это находилось вовсе не в Заполярье. Я вообще-то понимаю, почему для саами это было именно Сейд-озеро - слишком уж необычна его долина для заполярного климата, это вообще - другой мир. Для саами до сих пор актуальны сейды - жилища духов. Так что Сейдъяврр - это "озеро, где живут духи". Очень даже может быть, что так оно и есть, но я там не только не испытываю никакого страха, но наоборот - ощущаю душевный подъем.

Тропа до озера, вообще говоря, довольно тяжелая - лес чередуется с каменными осыпями, камни - с ручьями и заболоченными участками. Там не очень далеко от перевала - 6-7 километров, но их проходишь не быстрее, чем за два часа. Хотя во второй раз там уже все намного проще, а кто ходит часто - так и вообще не замечает трудностей дороги.

Зато там очень красиво, и в избытке наличествует чистейшая вода - ручьи бегут с гор и нередко образуют небольшие живописные водопады.

Главный ориентир на пути к озеру - огромная, высотой в несколько сотен метров, стена. Это южный склон горы Куйвчорр, "Хребет Куйвы", его видно издалека, а возле самой "стены" лес становится хвойным и приобретает таежную монументальность.

Да и речка Эльморайок наконец-то выходит из-под камней и быстро, с приятным журчанием бежит вниз.

Тропинку часто пересекают небольшие ручьи, впадающие в Эльморайок, но их легко просто перепрыгнуть, или же - перейти по камням, не замочив ног.

Примерно за полкилометра до Сейд-озера (и метров в 30 над ним) там есть удивительный водный объект - небольшое озерко с необычной водой изумрудного цвета. Я его приметил еще в прошлый раз, но тогда так и не сфотографировал.

А там уже вскоре и спуск к западной оконечности озера, немного севернее от впадения в него речки Эльморайок. До этого самого места я и добрался в прошлый раз, искупался в теплой воде и побежал обратно.

В этот раз я, разумеется, пошел дальше. Вот так выглядит озеро с его западного, заросшего тайгой, берега - в длину оно настолько велико, что почти уходит за горизонт.

А вот уже виден и знаменитый Куйва - фигура великана (70 метров в высоты) на восточной оконечности вертикального южного склона горы Куйвчорр.

Про Куйву до сих пор нет единого мнения - как это "сделано". Скорее всего, это сочетание выветривания камня и роста лишайников. А может - и правда, что это злобный бог враждебных пришельцев, которого духи, покровительствовавшие народу саами, загнали в камень и тем самым "обезвредили". Кто были "пришельцы" - не вполне понятно. То ли это были скандинавы (хотя сомневаюсь, чтобы они дошли до этих мест), то ли это отголоски каких-то конфликтов между разными финно-угорскими народами, но до самого последнего времени саами относились к Куйве со страхом и почтением, предпочитая не дразнить его, а всячески ублажать жертвоприношениями. Обычно Куйве подносились оленьи рога, и вроде там что-то белеется на осыпи у подножия, но я туда не пошел. Туда вообще-то довольно далеко идти... Это так на картинке кажется, что рядом!

Упомянутый товарищ, "повернутый" на Гиперборее и прочей эзотерике, уверял (в макулатуре вычитал, не иначе), что рядом с Куйвой на скале есть гигантcкая руническая надпись, что-то аналогичное "Слава КПСС" былых советских времен. Я не обладаю столь утонченным вИдением, как господа Чудинов & Co, которые видят "славянские руны" в пещерах неандертальцев (а теперь даже - в узорах кратеров на Луне и пятен на Солнце), я, скорее уж, увидел бы там некие батальные сцены. Впрочем, сами смотрите.

Там и еще есть - вот, читайте! Потом расскажете, о чем там, но, плиз, без матерных слов (а то у г-на Чудинова и его адептов все время какая-то грубо-эротическая тематика наличествует в прочтении доисторических "славянских рун")...

А еще там есть гигантский скульптурный барельеф, для чего-то сработанный гиперборейскими ваятелями несколько миллионов лет назад, с большим вкусом и художественным чутьем, которого мы, нынешние дикари, напрочь лишены.

Но я все же был озабочен вполне практическим вопросом - я планировал помыться в теплом озере, для чего взял с собой необходимые банные принадлежности. Однако на озере было довольно много народа - на всех трех стоянках возле скалы Куйвчорр находились компании туристов. Суммарно было их не больше 10-12 человек, но для тех мест это - очень даже много. С одной парой я разговорился, и они неожиданно меня "опознали". Спросили - "А вы - Андрей?" Оказалось, они еще два года назад читали мой рассказ о первой поездке на Рыбачий, перепечатанный на сайте NordBike, и более того - именно этот рассказ и вдохновил их к решению поехать на Рыбачий на велосипедах в прошлом году! В общем, я порадовался - я ведь стараюсь для того и писать, чтобы люди, обычные люди, не спортсмены и не профессионалы, поверили бы в свои силы и смогли бы отправляться в такие вот увлекательные путешествия.

Однако "банный день" никто не отменял. И тогда я вспомнил про маленькое изумрудное озеро - оно же мелкое, метра два, наверняка теплое, и народу там нет.

Короче говоря, подошел я к озерку, разделся и стал аккуратно спускаться по камням. Но, увы, ноги устали после ходьбы, я оступился и сразу же окунулся по горло. О ужас - у меня впервые от столь холодной воды сердце на мгновение остановилось! Вода была ледяная - вот уж действительно, аномальная зона, а я тут все насмехался и иронизировал... Как-то выкарабкавшись наверх, немного отдышался, потом все же присел на камень, намылился и - опять бултыхнулся в изумрудную воду. Ну тут я уже был готов, поплескался, вылез и сел обсыхать на солнце. Мытье головы я отложил до вечера - у меня не хватило бы духу окунуться в изумрудное озеро с головой. Что это за странное озеро - я сразу тогда так и не понял, перекусил и двинулся в обратный путь.

Вот эту гору, что в центре, мне надлежало обойти справа и по ущельям опять подняться из долины на перевал.

Погода между тем начинала портиться, и два встреченных мною парня предупредили, что на перевале меня может накрыть туча, а это - небезопасно. И объяснили, как там иногда погибают люди - если на перевале застанет шторм, то легко можно сбиться с пути, ведь видимость будет нулевая! И тогда, если человек устанет, присядет, чтобы отдохнуть и закроет глаза, то может легко заснуть и не проснуться. Хотя, по большому счету - что в этом страшного? Ни боли, ни страха - ну просто идеальная эвтаназия!

Но я успел пройти перевал в хорошую погоду. Около шести вечера я уже видел "урановый рудник", оставалось только очень аккуратно, опираясь на палку, спуститься по курумнику - а там уже буду практически дома!

Едва лишь я добрался до тропы, как навстречу мне попался тот самый "стопщик" из Беларуси, которого я встретил пару дней назад на берегу Ловозера! Встреча была радостной, но я заметил. что парень идет без палки, на что я ему и указал. Он беспечно ответил - "так там выломаю!". Я ему популярно объяснил, что "там" он ничего не выломает, да и вообще поздновато он пошел на перевал, и ветер дует встречный. Я подарил ему свою палку, и пожелал удачи.

Вот он карабкается по курумнику на перевал - можете разобрать человеческую фигурку чуть ниже центра картинки? Больше я его не встречал...

На проходной охранник (уже другой смены) поинтретесовался - не моя ли палатка стоит у озера? Я ответил, что моя, и спросил, не сдуло ли ее. Оказалось - не сдуло, просто охранник решил сбегать к озеру за грибами, увидел палатку и подумал, что в ней кто-то спит. Я тогда и спросил его про озеро с изумрудной водой, а он удивился - "...так ты там купался? Ну ты даешь! Это же не озеро, а ложе горного родника, там вода зимой и летом плюс четыре градуса..."

Ну - я приму к сведению. Я отцепил велик, прикатил его к палатке и начал готовить ужин. Посмотрев в сторону ущелья, я увидел там какое-то грозное атмосферное явление, которое не предвещало ничего хорошего, и сразу подумал про белоруса - ему может понадобиться этой ночью удача!

следующий пост
Tags: кольский полуостров, сейд-озеро, сейдъяввьр

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…