Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2017, день Первый (утро)

предыдущий пост

Ловозеро

Уже во второй раз мне предстояло ехать со станции Оленьей (которая нынче называется - Оленегорск, как и расположенный рядом город, который младше станции на 50 лет!) на Восток по Ловозерской дороге, и уже во второй раз мне совершенно не удается сделать нормальный старт. Видимо, это связано со слишком ранним приходом поезда - в полчетвертого утра, организм еще спит. К тому же - ночь была бессонной, я, едучи без первоначального плана, до трех часов мысленно пересчитывал и "перешивал" маршрут, вместо того чтобы принять нужную дозу напитка и уйти в глубокий анабиоз.

К тому же и дорога поначалу имеет несколько ощутимых подъемов, следующих один за другим. Кстати, в этот раз утром светило яркое солнце, но - было довольно холодно. Я несколько раз останавливался, что-то перекусывал, пил чай, время шло, а числа на дорожных столбах, указывающих расстояние до Ловозера, уменьшались весьма и весьма незначительно. Я подумал - да может и Бог с ним, с Ловозером - поеду сразу в Ревду? Но в Ловозере побывать нужно было обязательно, сходить в Музей народа Саами, пообедать в местной столовой блюдами местной кухни, да и вообще поглядеть на коренных жителей Кольского и поболтать с ними.




В пятом утра стоял такой туман, что я с трудом разобрался, как проехать через реконструируемую развязку с трассой "Кола". К счастью на ловозерской дороге машин очень мало, и ехать можно было не опасаясь, что тебя кто-то подшибет в тумане. Скоро,километров через 15, дорога закатилась на уровень метров 300, и я наконец оглянулся назад полюбоваться красивой панорамой с несколькими "слоями" разнообразных гор, включая и рукотворные - высоченные шахтные отвалы Оленегорского ГОКа. Но вместо этого привычного зрелища увидел внизу какую-то странную сиреневую мглу.



Но солнце, вставшее еще в три часа ночи, уже светило ярко и начало немного меня согревать. Правда, чувствовалось, что здесь - не просто Север, но Север очень холодным летом, потому что на видневшихся километрах в 30 южнее меня невысоких северных склонах Хибин снег лежал от вершин и чуть ли не до подножий. Что-то будет в холодной Ловозерской тундре?



А пока внизу в долине меня ждало какой-то яркое белое сияние. Разумеется, это - просто туман, но возникало порою ощущение, что я лечу на самолете над облаками.



Вообще-то въехав в это сияние, мне пришлось изрядно сбросить скорость - "сияние" сплошь состояло из мелких водяных капелек, которые начали оседать не только на одежде, но даже и на велосипеде, за три-четыре километра езды по туману я основательно промок и замерз, так как солнце сквозь него не просвечивало. Поэтому когда на середине пути дорога проходила возле базы ВКС России ("Протоки"), и тумана там, наверху, вроде как и не было, я решил откупорить стратегический запас и подкрепиться уже по-взрослому. Тем более - одежда мокрая, какая езда!



И вот после отдыха я как-то весьма шустро рванул вперед, и, часам к 10, уже был на окраине поселка Ловозеро! Архитектурными доминантами данного населенного пункта являются два "чума" (это - Саамский культурный центр и магазин сети "Дикси"...), да еще купол храма Богоявления. Ну и - вышка сотовой связи, теперь без нее никак. Даже в поселке оленеводов...



Поселок совсем небольшой, хоть и является районным центом - всего около 2 тысяч жителей, почти половину из которых составляют саами, а вторую половину - коми. Ну и еще представители других народов, включая русских. Кстати, многие здесь, в "нижних тундрах" в Пскове, почему-то наивно полагают, что саами - это чукчи. Вовсе нет! Саами - вполне европейцы, хотя, конечно, расовые отличие заметны, особенно - когда вокруг много народа. Но совсем явно отличает их разве что маленький рост, однако в большей степени это характерно для старшего поколения - люди пожилые и по росту, и по комплекции там похожи скорее на детей, даже - не на подростков. Но молодежь - роста вполне среднего, с весьма симпатичными (не без легкой экзотики) лицами, и все очень доброжелательны и дружелюбны к чужакам.

Если кому интересно - вот наиболее яркая и известная представительница народа саами, певица Мари Бойне. Это запись 1997 года, где она выступает со своим интернациональным бэндом на фестивале "Джаз-балтика".



Кстати, сама Мари Бойне часто выступает на Кольском, и даже несколько лет назад отыграла большой концерт на Саамских Играх в Ловозере - так что поселок этот, в культурном отношении, будет даже покруче, чем некоторые наши города в "средней полосе"...

Подкатив к Саамскому культурному центру, я припарковался и расспросил у прохожих, что тут к чему - мне первым делом нужна была столовая "Тундра" и Музей Саами. Все это оказалось совсем рядом, на той же улице (Советской). Вот как выглядит Культурный центр, там внутри какие-то мастер-классы по народным ремеслам плюс выставка изделий, но все это как-то ориентировано на зимнее время, да еще редакция районной газеты со стандартным названием "Ловозерская Правда", на русском языке. Кстати, одна из старейших газет в Мурманской области - уже 80 лет не меняет своего названия!



В столовой я взял уху из местных рыб, котлеты из мяса местных селькохозяйственных животных, компот из местных ягод и какой-то уж совсем в данном контексте "некошерный" салат оливье... Получилось все на удивление дешево (200+) и сытно, после чего я отправился в музей. Располагается он в неприметном здании 50-х годов постройки, обшитом ярким синим сайдингом. Вход - 25 рублей.

Экспозиция, конечно, не слишком богатая - начинается от каменных топоров, которыми саами пользовались еще лет 400 назад, и заканчивая нашими днями. А точнее - 60-ми годами прошлого века. Ну и еще всяческие реконструкции, например, вежа - летнее жилище пастухов.



В центре - большой фрагмент скалы с петроглифами II тысячелетия до нашей эры. Точно такие же я видел в местечке Заварлуга в Карелии ( http://ak1961.livejournal.com/2351.html ).



Неудивительно - народ саами представляет собой реликтовые остатки древнейшего, еще "доиндоевропейского" населения Европы, и даже язык саами, формально входя в финно-угорскую семью, сильно отличается от родственных языков, и примерно треть его лексики не показывает никаких связей с изученными живыми и мертвыми языками, как финно-угорскими, так и индоевропейскими.

Осмотрев экспозицию, я разговорился с женщиной-смотрителем и узнал много для себя нового. Например, та же Мари Бойне в своих интервью, говоря о норвежцах, называет их не иначе как "угнетатели", и оказывается, что похожие обиды на "титульную нацию" есть и у наших кольских саами. Ситуация, как я понял, для малочисленного народа (их не более 2 тысяч на Кольском) критическая, язык постепенно забывается и деградирует, чему немало способствовали действия властей за последние 70 лет. Еще до войны для саами была разработана азбука на основе латиницы, потом ее, с целью экономии (на пишущих машинках и типографских шрифтах - компьютеров-то еще не было...) перевели на кириллицу, а в 50-е годы - вообще упразднили, и детей в школах жестко наказывали, если они начинали говорить на родном языке. И вот так выросло два поколения. Сейчас же разработали еще одну, самую новую азбуку, опять же на базе кириллицы, но, как призналась мне женщина, для которой язык саами - родной, она нередко пытается прочесть слово, написанное этой новой азбукой, и никак не может его "опознать". К тому же язык саами делится на кучу диалектов, носители которых с трудом понимают друг друга, совершенно отсутствует научно обоснованная грамматика, и, таким образом, немногочисленная литература на родном языке оказывается понятной лишь односельчанам. Печально!

И еще один момент. С середины XIX века на Кольский стали активно переселяться коми-ижемцы. И процесс этот идет и в наши дни! Причем коми, изначально обладая более развитой культурой, в плане материальном "обходят" саами и становятся доминирующим народом в районе. "Они, конечно, люди предприимчивые, но еще и - наглые! Нам до них далеко..." - посетовала женщина, и добавила, что последние лет 70, с началом индустриализации Кольского полуострова, очень многих жителей отдаленных поселков, чьи территории отчуждались под строительство заводов и электростанций, переселяли именно в Ловозеро. Так что, по ее словам, "у нас в Ловозере теперь так же, как у вас на Руси после монголо-татарского нашествия". Весьма спорная аналогия, но - мысль смелая! Вскоре я убедился, что так оно и есть.

После посещения музея я отправился кататься по поселку. Впрочем, кататься там особо и некуда - там фактически две улицы, петляющих возле протекающей через поселок реки Вирмы, все берега которой уставлены лодочными гаражами - там у каждого есть моторная лодка!



И вот возле гаражей меня встретила компания из мужчины и двух подростков, предложившая мне купить у них морошку. Морошка мне была не нужна, но внешность у всех троих была потрясающая - настоящий индейцы! Орлиные носы с горбинкой, темные глаза, скулы, прямые черные волосы, причем - довольно длинные у всех. Я не выдержал, спросил - "...простите, а вы из какого племени?" Оказалось - это ненцы! Я тогда спросил, много ли их здесь, они ответили, что теперь уже да, немало - в поселке процентов 10, если не больше. Ненцы начали переселяться на Кольский с полуострова Канин лет 200 назад, сначала жили они отдельно от саами, но с началом индустриализации основная часть из них была постепенно переселена в Ловозеро.

Я поблагодарил ненцев за интересный рассказ и поспешил вниз по реке к озеру Поповскому, через которое протекает Вирма перед впадением в озеро Ловозеро - третье по величине на Кольском после Имандры и Умбозера. По дороге в чьем-то дворе я как раз и увидел старый чум, фото которого и стоит в начале этой главы. Вообще чум никогда не был традиционным жилищем саами. Они, строго говоря, не являются буквально кочевым народом - просто летом переходят на летние пастбища, где живут в шалашах-вежах, а зимой возвращаются в свои полуизбушки-полуземлянки. Чумы ("куваксы") их научили делать ненцы, для которых кочевничество было традиционным образом жизни. Ну а коми научили местных более эффективным технологиям оленеводства и специфическим методам шитья одежды из оленьих шкур.

Вот красивая лесотундровая рощица возле озера Поповского, где проходят Саамские игры и прочие массовые гуляния.



Я же намеревался искупаться в довольно теплом озере. Правда, везде были понатыканы таблички - "купаться запрещено" - но в большей степени мешали не они, а полчища комаров. Пришлось довольно долго искать продуваемое место, чтобы комфортно искупаться. За озером синелись восточные отроги Ловозерской тундры, и что-то снегу на них было многовато.



После купания я прокатился еще немного - до озера Ловозера. Там, на территории геофизической обсерватории "Ловозеро", я увидел палатку и сидящего около нее человека, сильно покусанного комарами. Оказалось - "автостопщик" из Беларуси! Потом мы с ним еще раз встретимся...

А вот и Ловозеро -



Теперь надлежало вернуться километров на 20 к Западу и свернуть на Юг, в сторону поселка Ревда. Правда, у меня был еще помечен пункт программы - "посещение руин аэропорта", но, к приятному удивлению, аэропорт оказался вполне себе действующим!



Свернув с Ловозерской дороги, я сразу же увидел хорошо знакомый силуэт ущелья, через которое мне предстоит идти на перевел Эльморайок и дальше на Сейд-озеро.



А скоро увидел и припорошенную снегом Ловозерскую тундру.



В 2014 году верхушки были скрыты облаками, но снега-то не было - сравните - https://fotki.yandex.ru/next/users/akmsu1961/album/467791/view/955066?page=1

Ну и часа в четыре я уже был на северной окраине Ревды. До центра оттуда - километров 7, и еще столько же - до Карнасурта.



следующий пост
Tags: кольский полуостров, ловозерская тундра
Subscribe

  • Дожить бы...

    Там можно и навсегда остаться. Главное - ущелье пройти. А дальше, в долине, если опять Ангел встретит, то уже не будет ни страха, ни боли. И…

  • Велотуризм. Запасное колесо.

    На Крайнем Севере ничего не пропадёт понапрасну, все пригодится! Если кому интересно, то вот время и место

  • Ангелус Силезиус, цитата, знакомая с юности...

    „ Капля, попадая в море, становится морем. Душа, соединяясь с Богом, становится Богом“ © Фраза эта, как я всю жизнь наивно…

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Дожить бы...

    Там можно и навсегда остаться. Главное - ущелье пройти. А дальше, в долине, если опять Ангел встретит, то уже не будет ни страха, ни боли. И…

  • Велотуризм. Запасное колесо.

    На Крайнем Севере ничего не пропадёт понапрасну, все пригодится! Если кому интересно, то вот время и место

  • Ангелус Силезиус, цитата, знакомая с юности...

    „ Капля, попадая в море, становится морем. Душа, соединяясь с Богом, становится Богом“ © Фраза эта, как я всю жизнь наивно…