Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Category:

Река Пскова от устья до истока - подвесные мосты

Интересно бывает наблюдать, как эволюционируют (или - деградируют...) конструкции подвесных мостов, если двигаться от устья Псковы, то есть - от города, к истокам этой реки на Лужской Возвышенности. Подвесных пешеходных мостов через Пскову на сегодня существует, по моим данным, 12 штук. Ровно дюжина... И у каждого из этих мостов - не только свой неповторимый облик, но и своя индивидуальная судьба.

Самый первый в этом рассказе, самый нижний в течении реки, и , конечно же, самый известный - мост в черте города, возле храма св. Николая в Любятове. Самая капитальная и долговечная конструкция, которой ни разу не коснулись льдины даже в самые сильные половодья. Этот мост сделан на совесть, и - на века. Тут чувствуется солидный государственный заказ...




Второй расположен в деревне Паневик. Когда-то это была действительно деревня, даже грибы росли прямо на улицах, но теперь здесь зона жилой застройки для солидных господ, и мост несколько лет назад тоже сделали солидный - он, конечно, не столь масштабен, как мост в Любятове, но, по крайней мере, столь же надежен - новую версию тоже ни разу пока не смывало весной, чего нельзя сказать об остальных.



Третий, в деревне Козий Брод, чудом устоял в половодье 2013 года - льдины прошли над настилом и лишь полностью перебили перила, которые, однако же, были очень оперативно заменены и мост до сих пор как новенький. Собственно, по теперешнему "генплану" Козий Брод - как раз граница городской черты. Мост этому статусу вполне соответствует.



А вот четвертый мост находится уже в "сельской местности", недалеко от деревни Голубово. В 2012 его смыло совсем, разнеся конструкцию в щепки, летом на старые тросы установили новый настил и перила, но его снесло на следующий год. Тогда все же были заменены несущие тросы, и в результате в 2014 льдинами только были разбиты элементы перил, которые так и не восстановили. Впрочем, этот мост теперь уже (или - пока еще?..) не "стратегический", решили - и так сойдет.



Правда, в прошлом году наконец-то подтянули тросы с "верхней" стороны и привели настил в горизонтальное положение - а то после половодья 2014 он стоял под углом градусов в 30, что, в совокупности с отсутствием перил, делало проход по нему в зимнее время весьма проблематичным. Да и сегодня я там передвигался с осторожностью.



Пятый мост, в деревне Черняковичи, не сносило ни разу, но я прекрасно помню, как мы однажды, перед ледоходом, сидели на настиле и касались ногами льда, и даже собирались спустить на лед велики и покататься... Безумство храбрых! Вообще странно, что лед тогда поднялся так высоко - летом там до воды несколько метров, даже голова кружится.



На правом берегу расположена водомерная станция. Раньше берег был весь расчищен от кустов и в землю были вкопаны стальные метки, указывающие уровень воды. Нынче - все в упадке...



Шестой мост находится в дачном массиве Черняковицы. Он очень высокий - сами смотрите, как оно выглядело первого августа сего года -





Однако почти всякий год весенняя вода калечит его. Вот фото 2013 года - настил на середине моста разбит льдинами. Видимо, место там узкое, потому вода и поднимается на несколько метров, а выше мост уже не подтянуть - потому его почти каждый год ремонтируют.



Седьмой мост находится в селе Торошино. Им почти не пользуются, однако именно он соединяет цыганский анклав на правом берегу с основным поселком. Однажды весной его не просто снесло, но - скрутило в спираль. Но ведь - починили же...



Собственно, эти семь мостов - обычные, как везде. Но вот восьмой, в деревне Пески, представлял из себя подлинное чудо инженерной мысли - он был не вантовым, то есть подвесным, а арочным!!! Еловые бревна толстыми концами были укреплены на берегах, под углов градусов в 30, а верхние тонкие концы были соединены посередине. Жаль - у меня не осталось ни одной фотки того старого моста, только видео, где коллега bokomarus демонстрирует экстремальное вождение велосипеда по нему.



В начале апреля 2015 года я поехал кататься в те края и, уже вечером, с ужасом увидел, что мостик рухнул от старости.



Впрочем, при внимательном осмотре выяснилось, что он просто "вывернулся наизнанку", но - вполне сохранил функциональность. Я даже смог перетащить по нему велосипед - очень уж не хотелось лезть в глубокую холодную воду в начале апреля.



Пески - деревня не самая населенная, и мостик простоял в таком виде целый год. В июле 2016 его начали ремонтировать и делать обычный - вантовый, но тогда, год назад, только натянули тросы и установили трапы, а переходить же (с велосипедом!) пришлось по той же вывернутой наизнанку конструкции. Второй раз я уже на такое бы не решился.



На а весной 2017 года мостик уже был готов - фото сделал коллега bokomarus, вот его рассказ



Девятый мост всегда был вполне себе капитальным и соединял две части большого села Палицы Стругокрасненского района, как раз возле деревянного храма Георгия Победоносца. Опоры там - бетонные, сама речка протекает по довольно глубокому оврагу, там половодье, поскольку это верховья, не особо ярко выражено, и потому мостик этот существует много лет уже спокойно и без всяких экстремальных приключений.

10.JPG

О существовании весьма "экстремального" десятого моста вообще мало кто знает! Он расположен чуть выше деревни Кубасово, река там широкая, течение бурное, однако же километром ниже имеется брод возле нежилой деревни Сверчиха, которым все и пользуются. И даже - зимой, как и я однажды. Впрочем, зимой-то брод вполне проходим - чуть выше колен, как летом, а вот весной и осенью воды много, и возникает потребность в альтернативной переправе. К ней ходят по едва заметной тропе. Да и сам мост - не для слабонервных...





Одиннадцатый мост, возле деревни Заходцы - вообще настоящее чудо! Это, как и предыдущий, десятый - вантовый мост, подвешенный на деревьях! Но там так все заросло, что вполне уже можно снимать приключенческий фильм "про джунгли". Впрочем, там и есть - джунгли, которые постепенно поглощают остатки как деревни, так и дороги.









Двенадцатый мост находится уже в самых верховьях реки Псковы и связывает деревни Колядуха (где всего один житель и дюжина домов) и Плесково (где всего один дом и ни одного жителя). В этот раз я, конечно, и не планировал так далеко забраться, потому вот фото середины апреля 2016 года. Надеюсь, мост стоит, хотя тогда я там и провалился в щель, сломав доску настила и чуть не сломав ногу...



Ну и сразу скажу - можно сесть на велосипед и проехать в один день по всем 12 мостам! Правда, вернуться засветло вряд ли получится. Да и дороги лесные надо хорошо знать...
Tags: велотуризм, мосты, река Пскова
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments