Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Na rowerze do Stare Wasiliszki (и обратно на всем, что движется) - Девятый день, последний

предыдущий пост

Полоцк

В 4 ночи мы благополучно сели в пустой "дизель", и я наконец-то сумел немного поспать под монотонный голос машиниста, который по-белорусски объявлял остановки и то, с какой стороны "цягуна" будут открываться двери. В полвосьмого поезд остановился на станции Молодечно, довольно далеко от вокзала, но - нос к носу со следующим "дизелем", на Полоцк - двери были открыты и машинист сказал нам - да залезайте!

Оставалось только сходить на вокзал и купить билеты. Народу было много, но кассиры работали настолько проворно, что я не отстоял и пяти минут. Пойдя на привокзальную площадь в магазинчик, столкнулся с такой вот симпатичной девушкой, у которой была сумка на колесиках и кот. Чуть было не сказал - "добрай раница, пани!"

Ну а там еще четыре часа здорового сна - и как раз к обеду мы прибыли в Полоцк, город, где уже и мне, и Дане приходилось бывать, и который был почти своим. Недалеко от памятнику великому русскому просветителю Симеону Полоцкому нашли уютное кафе с названием "Спатканне" (насколько я понимаю родственный польский, это означает "встреча"), отрыли навигатор на смартфоне и стали искать "дорогу к храму", то есть к Софии Полоцкой, так, чтобы проехать, а не тащить велосипеды с грузом по лестнице, как это проделывали в прошлый раз с коллегой bokomarus.

Это совсем рядом, на высоком берегу Западной Двины, где когда-то раньше был замок.

Это первое каменное строение на территории Беларуси. Историки предполагают, что первоначально храм был выстроен в византийском стиле, потом его много раз перестраивали, и "по планам", и без таковых, пока в 18 веке во время войны со Швецией диверсанты не подорвали пороховой склад в притворе храма. Потом его просто отстроили заново, в стиле "виленского" барокко. А в 1812 году французы, будучи весьма просвещенными и утонченными европейцами, устроили в храме конюшню.

Сейчас там располагается Музей истории архитектуры Софийского собора и концертный зал камерной и органной музыки. Вот этот орган чешская фирма «Rieger Kloss» установила еще в советские времена, а я в прошлую поездку даже его слышал - хоть в музее был выходной, но охранница нас тогда пустила на пару минут послушать, как там репетирует какой-то органист.

В этот раз у нас не хватило белорусской мелочи на два билета, а терминал "глючил", потому Даня пошел туда один, я же сидел на обрывистом берегу и отдыхал, пытаясь вспомнить, где же тут находится такой замечательный музей военной техники под открытым небом - вроде как на левом берегу, да и на OSM там был обозначен довольно размашистый "Парк культуры и отдыха".

Когда Даня вышел из музея, мы с ним двинулись вверх по реке, рассчитывая посидеть на лавочке где-нибудь на набережной - там все очень похоже на Псков, собор, два моста, река. Нашли на карте некий неизвестный мне объект - монастырь бернардинцев, решили его посетить, поставили OSMand на голосовые подсказки и двинулись по обозначенным бирюзовым цветом велодорожкам на улицу Юбилейную и мост, ведущий на Задвинье.

Навигатор быстро провел нас по каким-то небольшим улочкам и громко объявил - "Вы прибыли в монастырь бернардинцев!" Мы посмотрели по сторонам - что-то непохоже...

Я сказал - наверное, это где-то дальше! Только двинулись, как навигатор громогласно объявил - "Вы покинули монастырь бернардинцев!" Дурдом, однако...

Я задал навигатору новую цель - "парк культуры и отдыха", и через минут 10 мы, действительно, увидели какую-то невысокую каменную лестницу, заросшую травой, а дальше - какие-то заросли, через которые шли дорожки из потрескавшегося асфальта. Запустение было полное. Вдоль дорожек стояли столбы, на которых, судя по всему, лет 20 назад даже были фонари - но остались только ржавые крепления.

Странно было наблюдать такое безобразие в столь ухоженной стране, как Беларусь. Но ведь я же видел прекрасный парк, с памятником советским воинам, с танками и прочей техникой времен войны! И тут до меня дошло - я видел все это в Витебске, а не в Полоцке! Надо ж было так перепутать... Теперь предстояло как-то выбираться отсюда, и вскоре, ориентируясь по самым широким дорожкам, мы вышли к небольшому одноэтажному зданию с вывеской "Музей боевой славы", возле которого на постаменте стояла одинокая старая гаубица. Впрочем, в этом месте все было окультурено, трава скошена, скамейки-фонари и прочее - наличествовали.

Музей сегодня был уже закрыт, но охранник рассказал нам, что Парк этот был как-то очень уж неудачно заложен еще в 1967 году и практически сразу же полностью был заброшен, кроме небольшого участка возле Кургана Бессмертия, где мы сейчас и находились. И если подняться на курган, то оттуда будет хорошая дорога до шоссе Полоцк - Минск, и вообще там, "наверху", все как полагается в Беларуси - вычищено и ухожено. А этот "парк" - просто досадное исключение, подтверждающее правило.

Груженые велосипеды как-то без труда затащились на курган, и там мы увидели, что все в 1967 году было сделано совершенно правильно - даже центральная аллея несостоявшегося парка выходила точно на Софийский Собор.

И правда, вскоре мы уже ехали по шоссе и приближались к южной окраине Полоцка, которая скорее походила на окраину большого города, нежели "райцентра". Ничего удивительного - Полоцк один из старейших русских городов. Старше не только Москвы, но и Пскова.

На вокзале Полоцка, недавно отремонтированном, все надписи - только на белорусском языке. Впрочем, проблем-то никаких - надо выучить не более полудюжины простых новых слов, чтобы все понимать. И все таблички сделаны такие красивые - белые шрифты на синем фоне. На русском же - только корявые красные надписи на широких белых подоконниках, сделанные через трафарет.

Наверное, это такой вот "тролинг". Кто-то рассказывал, что на северо-востоке Норвегии в общественных сортирах сделаны надписи - "на унитаз ногами не вставать" - исключительно на саамском языке. Очень надеюсь, что эти чертовы подоконники на вокзале в Полоцке все же приведут в "политкорректный" вид.

А нам же осталось только упаковать велосипеды и ждать проходящего через Псков автобуса Минск - Санкт-Петербург, который прибывает в Полоцк после 11 вечера. Ну и - попрощаться с танцующими журавлями на вокзальной площади.

Ну вот, собственно - и всё! Всем спасибо, все свободны...

КОНЕЦ. Ну и ПРОДОЛЖЕНИЕ - Велотур в Беларусь, июль 2018
Tags: #czeslaw_niemen, muzeum niemena w starych wasiliszkach, беларусь, велотуризм

• Дожить бы...

Там можно и навсегда остаться. Главное - ущелье пройти. А дальше, в долине, если опять Ангел встретит, то уже не будет ни страха, ни боли. И…

• Велотуризм. Запасное колесо.

На Крайнем Севере ничего не пропадёт понапрасну, все пригодится! Если кому интересно, то вот время и место

• Ангелус Силезиус, цитата, знакомая с юности...

„ Капля, попадая в море, становится морем. Душа, соединяясь с Богом, становится Богом“ © Фраза эта, как я всю жизнь наивно…

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…