Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Na rowerze do Stare Wasiliszki (и обратно на всем, что движется) - Четвертый день

предыдущий пост

Маньковичи - Свирь - Михалишки

Утро четвертого для было просто великолепным - развешенные на заборе одежки высохли, хозяйка принесла нам к завтраку зелени со своего огорода, а любезный хозяин сделал Дане прекрасный подарок, столь своеобразный, что взять и запросто рассказать о нем я тут просто не могу...

Мы собрались, упаковались и через несколько минут уже были на шоссе Р45, ведущего от Полоцка к границе с Литовской Республикой. Качество покрытия было великолепным, обочины (как потом выяснилось - это велодорожки!..) - асфальтированными, одна беда - было очень жарко и дул очень сильный западный ветер, а шоссе шло почти точно по параллели на Запад, и ветер этот был встречным.

Первоначально я планировал в этот день доехать до города Ошмяны, но понимал, что при таких вот погодных условиях 115 км, возможно, и не осилим. Плана ночевки на этот день у меня тоже не было. Оставалось верить и надеяться.




По дороге встречалось немало деревень, в некоторых из них работали магазины, несмотря на воскресный день, мы останавливались купить напитки и отдохнуть, но как-то не хватало "генерального" привала, с обедом. И тут мы увидели такое вот название, кто умеет читать по-белорусски, поймет, что это - "Константиново".



Константиново - довольно большое село, с костелом, кладбищем и магазином, на дверях которого была пришпилена кнопкой бумажка, что сегодня он работает только до часу дня. Но местные жители сказали - ничего страшного, чуть дальше будет еще большее село, Комарово, и там даже кафе есть, называется "Камяница". И в самом деле, через несколько километров мы увидели вот такой вот поворот направо от шоссе.



Кстати, именно там я и заметил, что практически во всех населенных пунктах сделаны дамбы, шлюзы и водохранилища на маленьких речках В деревнях они очень скромные, в городках - покрупнее, а в больших городах - так вообще имеют статус "озера". В Комарове же это был, скорее уж - пруд.



Мы накупили всякой снеди и устроились обедать на крыльце магазина, рядом с которым находилось кафе, где местные жители, в основном - мужчины, активно потребляли спиртное, но песен не орали, не матерились и под себя не мочились. Сегодня же праздник - воскресенье! На той стороне дороге находилось какое-то не очень старинное каменное здание с католическим крестом и какой-то то ли иконой, то ли картиной над входом. Попробуйте посмотреть оригинал фото на большом увеличении (просто кликните по картинке)- что же там изображено? По моему так просто пекарь с булками? Или я не прав?



Один из заседавших в кафе внимательно поглядел на нас, очень нетвердой походкой подошел и спросил - ""Прывытанэ, хлопцы, а вы - паляки?". Я весьма удивился такой постановке вопроса, но решил его еще больше удивить и ответил так - "I dlaczego tak myślisz, Pan? Jestemy Rosjane a teraz idziemy na rowerach do Stare Wasiliszki. Jest to miejsce narodzin wielkiego artysty Czeslawa Niemena. O nim wiesz co, Pan?" Но этой моей тираде "пан" совершенно не удивился и только спросил, где же это находится - "Старые Василишки", и когда узнал, что в Щучинском районе Гродненской области, то сказал - "довго яшчэ вам туды ехаць на ровэрах". Оказывается, по-белорусски "велосипед" точно так же, как и по польски - "ровэр", "rower". Только ударение в белорусском делается на последнем слоге.

Ехать действительно было "довго яшчэ", к тому же в наших планах стояло купание в озере Свирь, а это - крюк от шоссе в сторону, противоположную Комарову, километров 5-6. Поселение Свирь именуется "городским поселком", не очень понимаю что это такое - в общем, село как село, церковь (католическая) плюс единственная улица с традиционными названием "Советская" (еще бывает - "Ленина"...)



Улица эта весьма кривая, в 300 метрах от "центральной площади" с костелом круто сворачивает к озеру и далее идет строго по береговой линии, продолжаясь как шоссе куда-то в южную сторону. Если бы не дорожные знаки, я бы никогда и не догадался, что это - главная улица.



А озеро - довольно большое, километров 6-7 в длину, вытянутое по меридиану. Дома на улице Советской расположены лишь на одной стороне, на другой же - берег озера, довольно заболоченный, но буквально через каждые 30 метров жителями проложены капитальные мостки для купания. Вот я готовлюсь прыгнуть в воду.



Потом, пока Даня мыл голову и отдыхал, я отправился в центр за сигаретами. У большого кургана, где раньше располагалось какое-то средневековое укрепление, сидели два колоритных персонажа. Один - постарше, смуглый, с седой бородой и похожий на цыгана, другой - помоложе и белобрысый, смахивающий больше на литовца. Я выяснил у них, где магазин, купил пачку сигарет (она у них стоит 1 рубль), вернулся, вновь подошел к ним и угостил закурить. Который постарше сказал что он не курит, ибо он старообрядец, а помоложе - взял сигарету, ответив, что он - католик, и ему вера не запрещает.

Мы немного посидели и поболтали о всякой всячине. Оказалось, что католик со старовером не просто так сидят в тени, а распивают из горлышка нечто с этикеткой "портвейн", и предложили мне. Я вообще-то не пью "портвейн", но, чтобы не обижать, решил пригубить - и удивился! Это оказался настоящий портвейн, без кавычек - молдавский. Его там продают во всех магазинах. Но главное - религиозная терпимость! В какой другой стране мира вы увидите вместе, втроем - православного из лона господствующей Церкви, старообрядца и католика, дружно распивающих из горлышка, из одной бутылки, молдавский портвейн?

Ну и еще о религии. Когда выбирались обратно на шоссе, то увидели возле одной из деревенек вот такой крест. Они там - возле каждой деревни, и все - уникальные, на вкус или самих жителей, или - приходского ксендза. Это все очень наивно, но - очень трогательно, до слез. И ведь все люди, живущие там, берегут свои святыни, ухаживают - но все это столь хрупкое, что я с ужасом представляю себе каких-нибудь упоротых "либералов", вроде наших ("ваших") "пусей райот" и прочих "художников-акционистов", что же будет, появись они в Беларуси!? Но, к счастью, батка, пока жив, этого не допустит. Потому там за него все и голосуют...





Ну а мы снова поперли по шоссе под встречным ветром. До Вильнюса оставалось совсем чуть-чуть - была бы виза...



Тут мы выехали из Минской области (а начинали, как помню - в Витебской) и въехали наконец в Гродненскую. Это внушало оптимизм, но дело шло к вечеру, ехать устали, а ночевать было негде. Закралась шальная мысль - а не вернуться ли в Свирь, но это была минутная слабость, решили ехать дальше и часам к 9 вечера подъехали к селу Михалишки, стоящему на речке Вилия, литовцы же почему-то называют ее "Нярис" (Neris).

Поскольку места были незнакомые, а время поджимало, мы с Даней разделились - я поехал вниз, а он - вверх по реке в поисках места, договорившись не отъезжать более трех км от шоссе и встретиться на нем же. В конце концов место нашел Даня, от реки было далековато, но - поверхность ровная, да и выбирать особо не приходилось. На другом берегу находился весьма привлекательный пляж, но ехать через мост и поселок уже не очень хотелось.



следующий пост
Tags: #czeslaw_niemen, muzeum niemena w starych wasiliszkach, беларусь, велотуризм
Subscribe

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments