Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Na rowerze do Stare Wasiliszki (и обратно на всем, что движется) - Третий день

предыдущий пост

Новый Погост - Шарковщина - Поставы - Маньковщина

В третий день мы проехали более сотни, причем часть - по грунтовке. "Грунтовка" была вынужденной - почти вся наша поездка проходила по территориям, граничащим с Литвой и Польшей. Погранзона (официально) в Беларуси довольно строгая, на деле же свободное перемещение почти не ограничено, по крайней мере - нас ни разу никто не остановил, хотя пограничников мы видели иногда. Надо сказать, что с обеда предыдущего дня дня мы продвигались по территории т.н. "Западной Белоруссии", которая занимает почти половину территории современной Беларуси - это земли, оккупированные Польшей в 1922 году в результате распада Российской Империи. Позже, в ходе Второй Мировой войны, а затем по ее окончании, границы несколько раз корректировались - часть польских территорий отошла к Литовской Республике (со столицей - городом Вильнюс, бывший Вильно), часть - к Белоруской ССР (собственно Западная Белоруссия), к Польше же отошло 3/4 территории Восточной Пруссии (Германия), а в 1946 к ней же - Белостоцкая область и часть Гродненской области Белорусской ССР. Таким образом граница приобрела очень уж витиеватую линию, вдоль которой теперь надо было ехать весьма аккуратно.

Впрочем, утром мы об этом еще не задумывались - надо было решать проблемы с моей покрышкой. Да еще к тому же утром я обнаружил, что у меня отвалилась подошва на левом ботинке, так что "переобувки", как оказалось, требовал не только велосипед.

Ну а проснувшись, я первым делом ужаснулся тому срачу, который мы устроили вечером, ставя лагерь и ужиная в темноте - в Беларуси так не принято!




Мы быстро собрали мусор в пакет и начали искать место, где его можно выкинуть. Как нам сказали жители, ближайший мусорный контейнер есть возле православного кладбища, куда мы и отправились. Вообще деревня Новый Погост изначально - русская и православная, первый католический костел (деревянный) там появился только в самом конце 16 века, гораздо позже, чем каменный храм Святого Николая.



Жители нам рассказали, что сегодня, в субботу, в местечке Шарковщина состоится большой базар, и там можно будет купить все, что нам потребуется. Шарковщина была нам вполне по пути, оставалось до нее километров 15, и я надеялся, что колесо мое доедет. Что же касается в кровь разбитой левой ноги (по причине "дематериализации" подошвы ботинка) - так это ерунда, заживет!

Жара на третий день стояла страшная, и мы поторопились добрать до городка до полудня и там немного посидеть в тени - руки и ноги сильно обгорели от солнца. Это нам вполне удалось, я наменял денег в отделении банка и отправился на базар. Проблемы большой я не предвидел - у меня колеса 28 дюймов, подойдет любая от советского "дорожного". Ассортимент оказался скудным - питерская покрышка за 12 рублей, и какие-то левые, с глубоким протектором (который мне нафиг не нужен) - по 20. Разумеется, взял я питерскую, плюс какие-то китайские кроссовки за 20 рублей, все это переобул, и мы пошли в кафе обедать в прохладном помещении с кондиционером.

Там я решил порасспросить местных мужчин о дороге. Я планировал ехать на запад по асфальту до деревни Козяны, а там, опять же по асфальту, до города Поставы, там купить чего-либо к ужину и оправиться ночевать к деревне Маньковщина, возле которой на карте была обозначена какая-то речка, а на спутниковом снимке отчетливо виднелась плотина и небольшое водохранилище. Надо сказать, что с водоемами в этой части страны вообще проблема - рек как таковых очень мало, в основном - заболоченные ручьи среди широколиственных лесов, ночевать там негде.

Люди в кафе порекомендовали не ехать на запад - от деревни Козяны, где будет перекресток и нужный нам поворот на Юг, останется всего около километра до литовской границы, и на перекрестке частенько дежурят пограничники. Поэтому нам показали на карте какой-то довольно путаный объезд, который я не понял до конца, но поставил точку в том месте, где нам надлежало свернуть с шоссе. А дальше, сказали - "разберетесь"...

Оставив Даню посидеть в парке в тени, я немного прокатился по городку. Шарковщина, как и предыдущие города Дрыса и Миоры, не просто входили в установленную при Екатерине Второй "полосу оседлости", но и фактически были населены до войны в основном евреями, которых, после "третьего раздела" Речи Посполитой в 1795 году, в Российской Империи приписали к мещанскому и купеческому сословиям, таким образом они не могли покупать землю и селиться в деревнях. В Шарковщине до войны еврейское население составляло более 80 процентов.

Не знаю - много это или мало, 80 процентов, но в первый месяц войны эвакуацию провести не сумели, и все они погибли, разместившись на крохотном клочке земли в овраге на южной окраине, на левом берегу реки Дзисны.



Сейчас там находится мемориал и установлен памятный знак, такие есть почти во всех тамошних городках.



Часа в три выехав из городка по нужной дороге, наткнулись на маленькую придорожную часовню c явно католическим убранством, но православным крестом на крыше. Дальше начнется территория, населенная в основном католиками, в значительной части - этническими поляками. Для поляков, почти половина которых проживает за пределами своей страны, католичество - не просто религия, но и еще и своеобразная национальная идентификация, но об этом - чуть позже.



Доехав до нужной "точки поворота", мы увидели указатель на деревню Оболонь и знак "аварийный мост". Мостик через Дзисну был действительно хлипкий, но на легковушках по нему как-то проезжали, а с мостика два парня вполне успешно ловили рыбу.



К реке были подходы, мы там искупались, помылись (перед пыльной грунтовкой...) и поехали дальше. Я не стал распутывать клубок дорог, и решил, что просто поедем на Запад по дороге вдоль левого берега, и как раз выедем на шоссе километрах в 10 от "пограничного перекрестка". Дорога была заброшена (очевидно, это та же самая дорога, только - старая), и возле нее мы нашли заброшенный католический, как говорят поляки, krzyż, с золоченым распятием.



Давненько там никто не живет и немногие проезжают, однако через километров 10 дорога неожиданно стала вполне приличной и накатанной, и вела при этом в нужную нам сторону.



Вообще дистанцию третьего дня проехали легко - ветер был если уж не попутный, то по крайней мере - боковой, и не сильно нам мешал. Скоро выехали на асфальт и повернули на юг - до города Поставы оставалось 16 км, и минут через 40 уже были там. На часах даже можно время рассмотреть - примерно 8-45.



Поставы (Postawy, Pastovys, Паставы) - производит впечатление крупного города, хотя население всего 20 тысяч человек. При поляках там размещался уланский полк, при СССР - полк истребительной авиации. Сейчас ничего уже нет, но памятник авиаполку остался, самолет МИГ-23 - почему-то с опознавательными знаками ВВС Республики Беларусь. Собственно, авиабазу ликвидировали отнюдь не из соображений "поцифизма" - просто ВПП была ориентирована с Востока на Запад, и боевым самолетам приходилось бы неминуемо взлетать и садиться над территорией Литовской Республики...



На выезде из города стоял большой православный поклонный крест в честь равноапостольного князя Владимира - не могу сказать, какое князь имеет отношение к этому месту. Нам же оставалось совсем немного, километров 10, до ночлега.



Маньковичи оказались совсем маленькой деревней, подходов ни к речке, ни к "водохранилищу" не нашлось, но хозяин одного из домиков вышел к нам с косой, скосил траву на пятачке возле своего забора, показал, где у него колодец и пожелал нам приятного отдыха.

следующий пост
Tags: #czeslaw_niemen, muzeum niemena w starych wasiliszkach, беларусь, велотуризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments