Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,

Na rowerze do Stare Wasiliszki (и обратно на всем, что движется) - Первый день

предыдущий пост

Псков - Себеж - возера Асвейскае

Сначала мы планировали, как и с коллегой bokomarus довольно давно, шесть лет тому назад, ехать на автобусе до Опочки, чтобы избежать трассы Е-95, с ее весьма плотным траффиком, но, изучив расписание автобусов, я решил сразу ехать до Себежа - тогда мы успевали и город посмотреть, и вовремя заночевать уже за границей, на озере Освейском.

На автовокзале произошел неприятный курьез - только-только мы привели велики в транспортное положение и разместились со всей поклажей на второй платформе, как подъехали полицейские в брониках, касках и с калашами, оцепили как раз нашу платформу и велели всем отойти на 50 метров. Все это живо напомнило мне прикольные сцены "со стражниками" из последней постановки оперы "Борис Годунов" в Мариинском театре, которую "наваял" какой-то заезжий англичанин, не помню его имени. Народ, правда, отнюдь не "безмолвствовал", а громко пытался выяснить, в чем же дело - оказалось, возле урны лежал набитый чем-то подозрительный пакет, и полиция проявила бдительность. Потому садились мы с большим опозданием, в какой-то микроавтобус, где-то возле автозаправки, с матами и нервами.

Но - как бы там ни было, а в четвертом часу уже сидели, как Мисаил и Варлаам в том же "Борисе Годунове", в "корчме у литовской границы" и с аппетитом обедали. Как там было - "Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли; всё нам равно, было бы вино.... да вот и оно!..."

Надо сказать, что произошло это 15 июня 2017 года, в первый "сухой" день после двух недель дождей. И чистое небо в Себеже нас радовало гораздо больше, чем сытный обед. Мы решили немного покататься по городу, который заметно похорошел с тех пор, как я видел его в последний раз. Первым делом поднялись на "Замковую Гору", где недавно появился памятный знак в честь 600-летия Себежа. Это - не герб, просто красивый орнамент, немного напоминающий стилизованное изображение креста.

Сверху открывается интересный вид на старые кварталы Себежа - типичное еврейское "местечко" XIX века, с разнокалиберными домишками, и "улицами", лишенными всяческой планировки. Там до сих пор - вполне населенное место!

На Восток от Замковой Горы далеко в Себежское озеро врезается длинный узкий мыс, и там - тоже несколько вполне обитаемых домиков! Хорошее место, тихое - на этом мысу. Опять же - озеро прямо у порога!

Там же, на горе - храм Троицы, сначала построенный как католический костел, что выдает его характерная барочная архитектура. Датируют здание 1649 годом и уверяют, что это старейший на территории России костел, внешний вид которого сохранился практически неизменным со дня постройки. Ну а в "перестройку", в 1989 году, в здании этом освятили православный храм.

Сам храм был закрыт, и мы лишь осмотрели старинный поврежденный колокол, установленный у входа, а Даня даже постучал в него. Кто знает историю этого "артефакта" - напишите, буду благодарен.

А вот и "дорога к храму", нынче она называется "улица Пролетарская".

Кстати, в Себеже есть традиция указать на табличках двойные названия - старое и современное. Вот, например, улица Советская когда-то была улицей Рыбацкой, а в этом здании нынче размещается редакция районной газеты. Что там было раньше - нам выяснить не удалось, ибо в редакции никого не оказалось и дверь была заперта.

Скатившись с Замковой Горы, мы посетили городской парк на берегу озера - теперь это не заросший бурьяном берег с осыпавшейся набережной, а настоящий красивый городской прибрежный парк, дети катаются на роликах, и вообще - красота!

Ну и, конечно же, посетили памятник знаменитому уроженцу Себежа - Зиновию Гердту.

Так время постепенно подошло к 5 вечера, а ехать нам предстояло еще 40 с чем-то километров, и, сверив карту с показаниями местных жителей, мы отправились в путь. Рельеф там не самый простой для езды с грузом.

Сразу за городом находился "временный" погранпост, у нас спросили - "вы - россияне?" и, получив утвердительный ответ, открыли шлагбаум, даже не попросив показать паспорта. Теперь главное было - не сбиться с пути, потому как времени до заката оставалось не так уж много. Километров через 10-15 мы увидели стационарный пограничный переход, над зданием развевался российский флаг, но само оно было совершенно пустым, все помещения - запертыми, и мы не даже останавливаясь проехали под аркой на "нейтральную полосу", где метров через 150 увидели такой вот дорожный знак.

Ну и несколько изменилось - в лучшую сторону - дорожное покрытие, даже на картинке это заметно. По гладкому асфальту мы быстро докатили до Освейского озера, однако с местом для ночлега возникли проблемы - в отличие от нашей страны, в Беларуси нет закона о "Свободном Береге", и все подходы были огорожены частными владениями. Так мы постепенно добрались почти что до самой Асвеи, но в деревне Вяликае Село местные жители нам подсказали, где можно свободно спуститься к воде. Удалось это не с первого захода, но Даня проявил инициативу и нашел-таки местечко, где можно поставить палатку, и нашел спуск к воде.

Берега там очень заболоченные, но в нашем месте имелись мостки метров 40 длиной, в конце которых была площадка, с которой можно было даже купаться, что я немедленно и проделал, пока солнце совсем не скрылось за горизонтом.

Озеро это - второе по величине в Беларуси, после озера Нарочь.

следующий пост
Tags: #czeslaw_niemen, muzeum niemena w starych wasiliszkach, беларусь, велотуризм

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…