Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

Велопутешествие по Карелии, 2014 - Беломорск

предыдущий пост

Ранним утром  Беломорск встретил ярким солнцем, сильным ветром и совершенно пьянящим запахом моря, от которого просто кружилась голова.

Сам город, его центральная часть, расположен на десятке островков в дельте порожистой реки Выг, которая недалеко отсюда разделяется на несколько проток и с огромной скоростью бежит по скалам в море

belomorsk2.JPG


belomorsk1.JPG

belomorsk3.JPG

Мне предстояло там провести чуть более 12 часов, и начать хотелось с хорошего завтрака. Город, надо сказать, совершенно не туристический - не было там ни иногородних экскурсантов с фотоаппаратами , ни гламурных велотуристов в ярких шлемах и велотрусах, но не было и никакого "общепита", открытого в столь ранний час, потому я использовал самый простой вариант - заглянул в кафешку на автозаправке при выезде из города, тем более что мне было по пути.

Первым пунктом после завтрака у меня стояло посещение заповедника петроглифов 7 тысячелетия до нашей эры. Это было актуально сделать как можно быстрее, поскольку в дождь никаких рисунков на камнях не разглядишь, да и утреннее солнце обещало дать хорошее и нужное в таком деле боковое освещение. Никаких проблем с "навигацией" я не испытывал - все, к кому бы я ни обратился, охотно мне помогали найти любое нужное место.

Скала с петроглифами - явление знаменитое, памятник культуры ЮНЕСКО, находится в месте с названием Залавруга - это самое крупное собрание наскальных рисунков в окрестностях Беломорска. Вход туда бесплатный, но, как правильно все сделано - на машине туда не проехать, мостик через одну из проток реки Выг даже пешеход проходит, только проявив изрядную ловкость, я же как-то умудрился протащить по нему груженый велосипед. Правда, на обратном пути рюкзак все-же с багажника снимал

petroglifs1.JPG

Сама скала, откопанная полвека назад - размером с футбольное поле, там сделаны дорожки для посетителей, но, так как время было раннее и я там был один, то сотрудник разрешил мне ходить прямо по камням с рисунками, где хочу, и  даже провел интересную бесплатную экскурсию. Конечно, для съемки нужно специальное освещение и специальная оптика, но кое-что на память я сфоткал

petroglifs2.JPG

petroglifs3.JPG

petroglifs4.JPG

После осмотра петроглифов ближайшим ко мне объектом был Беломоро-Балтийский Канал, один из крупнейших судоходных каналов в мире, 280 километров, построенный мене чем за 2 года - где там книга рекордов Гиннеса? Собственно, 280 - это только до Онежского озера, но там дальше уже было судоходство и раньше.

Вот канал между 18-м и 17-м шлюзами - больше напоминает спокойную лесную реку. Собственно, это и есть река, под названием Шижня - восточная протока реки Выг. Канал не таков, как показывают его строительство в антисоветской кинохронике - зеки с лопатами и тачками что-то копают и таскают, это, на самом-то деле, гениальное инженерное сооружение - состема водохранилищ на реках и озерах водораздела между Белым морем и Онежским озером, высота - больше 150 метров над уровнем мирового океана. здесь река Шижня поднята тремя шлюзами (19, 18 и 17) на высоту метров 30, до поселка Выг-остров, где начинается дельта. А тут - река как река

belomorkanal1JPG1.JPG

Мне сразу сказали, что к шлюзам лучше близко не подходить. Только попадаешь в поле зрения - как охрана сразу же реагирует, и требует убрать фотоаппарат. И даже имеют право отнять - временно. Так оно и есть. Я даже сам предлагал охранникам отдать свой фотоаппарат во временный обмен - лишь бы пройти к шлюзам, но - в ответ вежливый отказ. Даже фотографировать издалека нельзя (но если очень хочется, то можно)

Вот плотина и шлюз номер 17 - перепад уровней метров 8, или чуть больше
belomorkanal_lock_171.JPG

Вот очень красивый шлюз номер 16 - первый после Выг-Острова. Сталинская классика!

belomorkanal_lock_161.JPG

И так на протяжении всего-то нескольких километров - сразу целых три плотины и система дамб. Русло реки Выг, конечно, несколько изменено. Вот то ли кусок старого русла, нынче сухого, то ли карьер, где брали гранит для дамб. А может, и то и другое сместе...

mine.JPG

Там рядом одна с другой находятся две действующих гидроэлектростанции - Выгостровская и Беломорская, и я, зайдя в магазинчик в поселке Золотец и пополнив припасы, устроил обед под сливной плотиной Выгостровской ГЭС. За моей спиной, за дамбой, была 10-метровая стена воды, а мне было тепло и сухо на камнях. Видите котелки и горелку в правом нижнем углу?

levee.JPG

А еще, будучи на 18-м шлюзе (куда меня вообще и близко не пустили), я заметил метрах в 300 какое-то циклопическое сооружение, оказалось, это разводной железнодорожный мост через канал, дорога - на Вологду и Архангельск. Правда, чтобы туда попасть, пришлось объехать километров 10 - то запретная зона, то бездорожье. Вообще ландшафт Беломорской низменности чем-то напомнил мне тундру, хотя до настоящей тундры было еще километров 500 в сторону Севера

В итоге к этому мосту я выбрался - там разводится один пролет, он оснащен массивным противовесом, и находится мост в населенном дачном поселке под те же названием Шижня. Я подошел к колючке не слишком близко, метров на 10, стараясь держаться около забора ближайщей дачи, и, в общем, не "борзеть". Никто из охраны навстречу мне не вышел, я уж подумал - может, никого и нет. Достал фотик, и тут, словно из под земли - из спрятанного где-то громкоговорителя - загремело - "Запретная зона, съемка запрещена!". Я буквально поднял руки вверх. Там продолжили - "Убрать камеру!!" Я немедленно зачехлил фотик и снова руки поднял. "Молодец!" - похвалил меня невидимый охранник, и замолчал. Я постоял минут 5, покурил - тишина, и двинулся обратно. Метров со 150 все же на зуме сфоткал мост, прячась за каким-то сараем

belomorsk_bridge.JPG

Дальше поехал вниз по Шижне (то есть Беломорканалу) до последнего, 19-го шлюза. Там места населенные, есть даже что-то вроде речного порта

belomorsk_port.JPG

Вообще дороги до шлюзов кошмарны - они выложены бетонными плитами, сделано это было несколько лет назад, когда проводили реконструкцию, и необходимо было подвести тяжелую технику, так что скорость была небольшой. Поселок у 19 шлюза практически заброшен, хотя - там единственный автомобильный  разводной мост на восток, шоссе на Архангельск.

belomorsk_old_house.JPG

Вот так выглядит последний, 19 шлюз, со стороны материка -

belomorkanal_lock_19(from_canal).JPG

А вот сам канал, уходящий на юг

belomorkanal_beginning.JPG

А это - вход в канал, 19-й шлюз, со стороны Белого моря. Отсюда можно проплыть через всю Россию куда угодно - хоть в Грецию, хоть в Иран, хоть в Африку. Чудо!

belomorkanal_lock_19(from_sea).JPG

Время приближалось к 15-00, накатано было уже полсотни километров, а ведь нужно было еще и город осмотреть, и в Белом Море искупаться.

Необходимо было проехаться по городу Беломорску и найти место на море, где можно искупаться, ну или по крайней мере помыться перед поездом. Это оказалось не так-то просто - берега в районе Беломорской Низменности заболоченные, причем не просто заросшие болотной травой, а реально - трясинистые, как и настоящие наши болота

belomorsk_seashore.JPG

Я попытался исследовать эти места поподробнее, оказалось, что зона трясины примерно соответствует перепаду воды в приливах-отливах, высота которых в тех местах около метра, но на мелководье это превращается в сотни метров от берега. Довольно точно зону трясины отмечает полоса всякого морского мусора, который выносится приливами и прибоем на твердый грунт

belomorsk_seashore1.JPG

Подходы к морю - только на каменистых мысах, возможно - даже искусственно насыпанных

belomorsk_seashore2.JPG

В общем, решил я еще раз посмотреть город, а заодно купить что-то на ужин и разузнать, где же можно искупаться в море. Продукты (пиво и колбасу) я купил в "Пятерочке"  (там она тоже есть), а по поводу купания - меня направили в морской порт. Это через весь город, и дальше на запад километров 5-6

Старые, не разрушенные в войну кварталы Беломорска наполнили мне мой родной Мончегорск - не тот, где мы с Сергеем были в прошлом году, а тот, из которого я уезжал 40 лет назад. Время как будто остановилось. И это, наверное, хорошо!

belomorsk4.JPG

Но, конечно, самые красивые места там - на островах. Я бы хотел там жить!

belomorsk_islands.JPG

А сам морской порт тоже находится на острове, далеком - примерно в километрах двух-трех от берега, туда ведет насыпная дамба, и проезд на автомобиле - платный. Я хотел спросить - а на велике как? - но ворота оказались заперты, а дежурного не было, или он спал, что ли.... Да мне и не нужно было в порт.

Было уже 6 или 7 вечера, отлив - максимальный, для купания не самое лучшее время, но я нашел подходящее место на обнажившихся скалах, приготовил пиво-колбасу, разделся и зашел в воду вот здесь, как раз напротив порта на острове -

belomorsk_port1.JPG

Но увы - шел я и шел, скользя по камням, но море было по колено - а вроде как трезвый еще :)

belomorsk_seashore4.JPG

Пришлось вылезти, собрать одежду и перебазироваться на более перспективное место. Но пока я шастал туда-сюда, погода начала портиться, с моря задул очень холодный ветер - короче, зашел я по пояс, и понял, что пора и на вокзал.... До вокзала там километров 7, пока приехал, пока то да се - начал накрапывать дождь. Пришлось спешно чехлить велосипед и забираться в зал ожидания, а там три парня-водника, увидев меня, радостно завопили - "Коллега!! Лисапедист!!!" - и налили мне стаканчик из пятилитровой канистры со спиртом. Я стал отказываться, типа "по медицинским показаниям", но они слушать ничего не желали, и приготовили мне закуску - разрезали батон вдоль (!!!) и намазали на него целую банку паштета. Разумеется, весь сразу я не съел, и мне налили еще стаканчик, и тогда я тоже почувствовал, что история наша приближается к завершению и мы на самом деле пишем последние её страницы. Предстояло проехать 15 часов в поезде "Мурманск - Санкт-Петербург", по пути в Петрозаводске воссоединиться с коллегами и потом еще провести день в Питере.

Интересно, а водники со своей 5-литровой канистрой дожили до своего поезда?
Tags: белое море, беломорканал, беломорск, карелия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments