Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

Вверх по правому берегу Черехи, середина мая 2017

Собственно, левый берег на том участке (практически до Славкович, где река поворачивает почти на 180 градусов) изучен уже, можно сказать, наизусть. Финалом стало изучение старинных бродов, и пора было бы мне, наконец, перенести свой исследовательский интерес на правый берег. С одной стороны, там довольно обжитые места, но - есть участок совершенно непонятный, и дороги, указанные на картах, требовали весьма тщательной верификации - джунгли-то наступают! Неумолимо...

Начать я решил с брода между Староньей и Твердуновым. Брод я проходил много раз, но он совсем не простой, и, "не зная броду", я бы не рекомендовал "соваться в воду" - сначала там надо идти практически параллельно берегу, и только возле порогов поворачивать налево. Летом там глубина - чуть выше колен. Если, конечно, соблюдать указанный маршрут прохождения.

И вчера, 23 мая 2017, все выглядело вполне традиционно и благолепно.





Первый раз я попытался проехать "левым берегом" еще давно, довольно теплой зимой 2015. Как ни странно, но лесные дороги (точнее, их выходы в "цивилизованный" мир) оказались тогда совершенно заснеженными, и я попытался было пройти брод, чтобы поехать домой по левому берегу. Я даже разделся, и, как тюлень, нашел уже было и дорожку чистой воды между льдинами, но понял, что вода высокая, и потому за один "проход" мне одежду и велосипед не перетащить, а на два "прохода" мне уж точно может не хватить ни внутренних, ни внешних ресурсов - во фляжке булькало всего грамм 150 вискаря, а в кармане замерзали жалкие остатки шоколадки.

Да и выглядел брод, по сравнению с маем месяцем, как-то слишком уж сурово. И я тогда позорно повернул обратно....



Ну а в этот раз я, сфоткав брод, немного вернулся обратно от реки и повернул на уже прмеченную той зимой дорогу. Оптимизма мне добавлял тот факт, что в упомянутой по вышеприведенной ссылке "осенней" поездке я заметил шикарную накатанную проселочную дорогу вниз по реке по правому берегу от брода возле Плоской Луки (точнее - Бухарова, что на правой стороне), и такая вот шикарная дорога просто никак не могла идти "в никуда", потому я смело двинулся вперед по той дороге, что пока была в наличии.



Разумеется, все было не так гладко - вот, например, на последнем фото дорога (точнее, колея) идет не точно по карте, а рядом с "официальной" дорогой, которая несколько заросла. Но это - мелочи, главное - можно ехать, а не тащить велик на себе. Даже когда дорога выходила из леса в поля, она была вполне отчетливо видна, а, главное - можно было ехать!



Потом, конечно, дорога стала ухудшаться, но колея была вполне отчетлива, и даже завалы были разобраны. Все было прекрасно, пока эта самая колея не свернула к северу от дороги, указанной на карте - см. метка "Развилка 1".



Я поначалу решил, что это просто - очередной объезд проблемного участка. Тем более что никакой дороги в указанном на карте направлении я как-то не заметил. Зато справа отчетливо были видны домики полуживой деревеньки Гусак. Но пройти туда было никак невозможно - мешал какой-то заболоченный луг. Вот знать бы заранее, сколько там "бездорожья" - если 100 метров - так и без проблем, а если - вообще в "никуда"??? Я продолжил ехать по колее, пока не понял, что она, сделав полный круг, закончилась на охотничьей "огневой позиции" для охоты на кабанов.

Приплыли! Я выключил навигатор, чтобы экономить заряд, достал карту и компас и решил продвигаться в сторону деревни Чутково, куда, как я знал, вел от Порховского шоссе некий асфальтированный проселок - хорошо знакомое всем наследие кровавого советского режЫма.

Собственно, где-то рядом была на карте и дорога из Чуткова в Гусак, но это, как я справедливо предположил - скорее уже феномен картографии, а не реальной действительности. Впрочем, шел я по руслу маленькой речки, а как я уже неоднократно повторял - брод на ручье будет (для опытного глаза) заметен даже через сотни лет после того, как сама дорога окончательно зарастет!

Так оно и случилось. Не знаю, можно ли на фото разглядеть "брод", но для меня в реальности он был более чем очевиден.



И сразу за бродом мне предстали руины дома, когда-то явно принадлежавшего зажиточному крестьянину.



Дороги, впрочем, не было никакой, вся земля вокруг оказалась ископана кабанами, и вообще было непонятно - куда теперь идти. Но тут я услышал отчетливое рокотание мотокультиватора, и, обойдя "руины", увидел "фермера", который этим самым "культиватором" вспахивал свое "поле", а рядом с сараем сидели его жена и собака.



Ну - раз фермер, да еще и с культиватором, женой и собакой - значит, я вновь попал в цивилизованный мир. Правда, "фермер" оказался как-то совсем неприветлив, но - дорогу показал. Я вновь включил навигатор, и совсем скоро уже стоял на "официальной дороге", метка "Развилка 2". Собственно, между ними - всего-то 500 метров "разрыва дороги" (я обозначил гипотетический трек синим цветом), к тому же проходил "разрыв" по вполне преодолимому пешком полю возле деревни. Очевидно, зарос только крайний западный участок, метров 20 - там ведь уже и следов дороги было не видно! Или - просто я не заметил? Но с востока пока что все было чисто.



Ну а дальше на восток - вполне себе проезжая дорога!



И там совсем скоро - обещанный асфальтированный проселок...



Быстро докатив до Бухарова (где брод в Плоскую Луку), я поехал по уже упомянутому в начале накатанному проселку вниз по реке, и - через километр с небольшим достиг конца пути. Это оказалась кладбище на урочище Прощаньки, и дальше дорог вообще не было никаких. Раньше (в 14 веке) в Прощаньках был "погост" - что-то вроде "сельсовета", административный центр тогдашнего времени, потом - просто церковь с домами духовенства и кладбищем. В конце 19 века вместо обветшавшего деревянного храма свв. Бориса и Глеба была поставлена кирпичная церковь, уничтоженная во время гонений на русских христиан в 20 веке.



Собственно, вот этот холм битого кирпича - наверное, оно самое и есть.



До основной дороги, по которой я ехал вверх по реке, отсюда было не более километра, и на карте Генштаба были обозначены ведущие к ней проселки и тропинки, но в реальности же все абсолютно заросло и стало непроходимым.



Я вернулся в Бухарово, сфотографировал брод - на противоположном берегу ориентир, белый камень - и поехал домой. Отсюда до Карамышева было всего 12 км, и все - по асфальту! Чудеса...





Tags: велотуризм, река череха
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments