Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде в Новгородскую область, путешествие четвертое - от Ладоги до Ильменя (последний день)

предыдущий пост

Вообще-то по первоначальному плану я предполагал вернуться 10 мая, в среду - именно в этот день идет очень удобный международный автобус-экспресс "Новгород - Таллинн" через Псков. Отходит он в 7 вечера, в пути - всего два часа, по хорошим дорогам. Но - только по средам и воскресеньям! А сейчас наступало утро вторника, 9 Мая. Я собирался отпраздновать в Новгороде, заночевать, как в предыдущие две поездки, на Сиверсовом канале возле Рюрикова городища, посетить Свято-Юрьевский монастырь - да вот погода угрожающе портилась.

Потому решено было попробовать именно 9 мая устроить "эвакуацию" на "простом" автобусе "Новгород - Псков". Отходил он, как я помнил, не раньше 3 дня - значит, на автовокзал необходимо прибыть не позднее 14-00. Ехать - километров 70-75, задача совершенно детская, но встать надо пораньше.

Около 6 утра я закатил горелку внутрь палатки, разогрел кашу с тушенкой и чай и раскупорил приобретенный в Чудове эликсир. Снаружи мороза не было - пара градусов выше нуля, можно ехать!




Гравийка побежала по холмам вдоль реки, ветер дул ледяной, но - пока что светило солнце, и пока что действовал эликсир, и ехалось весьма даже весело. На противоположном берегу стали показываться весьма живописные современные жилые поселки, ничего общего не имевшие с унылыми деревнями, которые пока еще наблюдались на моем берегу. Собственно, через 6 км будет мост, и у меня появится альтернатива - выехать на левый берег и, отъехав от него километров на 10, двигаться по трассе М-10, или же - продолжить поездку вдоль правого берега.



Вскоре на длинном острове посреди реки появились развалины какого-то явно старинного здания "казенной архитектуры". Очевидно, я подъезжал к деревне Селищи - месту дислокации одного из крупных "военных поселений" середины 19 века.



И в самом деле, скоро мне предстали весьма живописные руины в классическом стиле. Это - остатки казарм и манежа первого в истории России "военного поселения", где в 1818 году был дислоцирован Гренадерский полк, уже тогда носивший имя графа Аракчеева.



Вообще словечко "аракчеевщина", запущенное чуть ли не в те самые времена, означает нечто совершенно ужасное, символ "казенщины" и "военщины". Все, наверное, было не столь однозначно - солдаты военных поселений имели хорошее питание и медицинскую помощь, в 45 лет выходили "на пенсион", а дети их учились в школе с 8 до 14 лет, после чего уже обучались военному делу, и немалое количество этих "детей военных кантонистов" впоследствии вышли из солдат в офицеры, получив не только чин, но и - дворянство.

В русской армии 19 века были известны даже генералы, вышедшие из детей кантонистов, начинавшие службу рядовыми в военных поселениях. Разумеется, это были случаи исключительные, но - не такие уж и редкие. А если учесть, что в тогдашней армии число действующих генералов не превышало полутора тысяч, то полтора десятка, вышедших из "нижних чинов", составляли весьма существенный процент.

Как знать, если бы Николай Первый не отставил от должности Аракчеева и не назначил куратором военных поселений выскочку-немца Петра Клейнмихеля - то и история Империи могла бы пойти другим путем. А пока - вот они, руины Великой Империи. В наличии и в свободном доступе...





Фасад здания смотрел на Восток, в сторону, противоположную Волхову. Дорога к парадному входу, правда, заросла и заболотилась - так сколько лет-то прошло!



Перед фасадом располагался огромный плац 200х50 метров, окруженный рвом и двойной липовой аллеей. Все пока еще можно увидеть. При желании, конечно...



Я же торопился вперед и не уделил должного внимания этому историческому объекту. Я предпочел ехать вверх по реке, тем более что после Селищей начался хоть и плохонький, но - асфальт, и будет он (как обещали) до самого выхода на Вишерский канал. Места пошли довольно обжитые, а на реке появились плавучие пристани - значит, там есть реальное пассажирское судоходство, до сих пор! Это радовало.



А вскоре передо мной показалась и созерцаемая в каждую поездку в Новгородскую область (уже четвертый год как!) "стройка века" - возводимая "платная" трасса М-11. Странно, что за четыре года я как-то не увидел существенных изменений, хоть и проезжаю ее постоянно в разных местах.



Это так долго, как я понял, строят многоуровневые развязки.



Да и ближайший мост через Волхов еще так и не закончен.



Потом наконец я пересек и действующую трассу М-10. В том месте река уже разделилась на несколько рукавов (а значит - скоро исток!), и я увидел на одном из берегов купола соборов Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря, который расположен уже фактически в черте города - в микрорайоне Кречевицы.



Совсем рядом должен быть поселок Савино, непосредственно выходящий к магистрали вдоль Вишерского канала, по которой я ездил уже три раза до этого дня. Кстати, с поселком этим, точнее - с его названием - у меня связаны теплые детские воспоминания. Когда я был маленький и жил с родителями в Мончегорске, то всех детей старались на лето отправлять к родственникам в "среднюю полосу", как говорят северяне. Туда же, "в среднюю полосу", ездил и мой школьный друг, и мы с ним в течение всего лета, из своих деревень, переписывались. Прекрасно помню его адрес - "г. Новгород, пос. Савино, Лаврентьевым (Васильеву Сергею)".



Письма без проблем доходили! Сегодня такое уже вряд ли возможно, Савино стал очень большим поселком с улицами, новыми пятиэтажками, какими-то предприятиями. Но если сейчас те Лаврентьевы (или - Васильевы) читают это мое сообщение - то пусть отзовутся! Ведь почти полвека прошло...

Ну а дорога наконец-то вышла на 12-километровую финишную прямую - дамбу, ведущую через Водный Мир к мосту через речку Волховец - к границе Великого Новгорода. Ветер дул встречный, а впереди над городом формировался какой-то пугающий "катаклизм".



Но все прошло как по маслу! В пол-второго я был у кассы и покупал билет на автобус, который отходил ровно в четыре - у меня оставалось время заглянуть в "Жар-Птицу", купить пирогов на дорогу и начать упаковывать велосипед, забравшись под навес на посадочной площадке.

И в этот момент хлопьями повалил снег!

Ибо нельзя миновать того, что непременно должно случиться...

Следующий пост
Tags: Новгородская область, новгород, селищи
Subscribe

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments