Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде в Новгородскую область, путешествие четвертое - от Ладоги до Ильменя (третий день)

предыдущий пост

С вечера я решил основательно утеплиться - достал из рюкзака и развернул велосипедный чехол, сделав из него что-то вроде внешнего покрытия на спальник. Но это не слишком пригодилось - ночью температура, конечно, ушла в "минус", но это был не мороз, а так, "заморозок" - только чай в кружке покрылся корочкой льда. Рядом шумела трасса и светили фонари на мосту, но - никого не было, в смысле - "двуногих без перьев", как выражался великий греческий философ Платон, и это радовало.

Кстати, палаточка моя стояла фактически на асфальте - когда я, поставив ее, стал натягивать растяжки, то обнаружил, что колья не втыкаются - там всего один сантиметр то ли дерна, то ли просто - мха. Искать новое место и переставлять было лень, и я втыкал колья параллельно поверхности - как ни странно, но все устояло. Впрочем, высокая насыпь, ведущая к мосту, прекрасно защищала от ветра.




В третий день предстоял довольно серьезный прогон, из двух этапов - до обеда надо было доехать до города Чудово (это уже Новгородская область), а до ночлега - до деревни Селищи, откуда до Новгорода была гарантированная дорога.

До Чудова она, впрочем, тоже была вполне гарантированная - 50 км до трассы М-10 "Россия", и там еще примерно 11-12 до города. Ветер, правда, как-то перестал быть попутным, да и погода очевидно портилась, а попасть под дождь без шанса развести костер - перспективка была неприятная.

Примерно на полдороге до трассы я заметил какой-то населенный пункт, с пятиэтажками, трубами и вышками. Что-то я не помнил по карте, чтобы здесь было нечто подобное - предстояло выяснить хотя бы его название!



Впрочем, выяснилось все очень быстро еще до того, как я въехал в поселок - вот здания частного аэродрома Кусино. Там много чего - собственно аэродромные службы, гостиница "Авиатор", еще что-то - целый авиа-городок. Только самолетов что-то не было видно. Наверное, погода нелетная!



В Кусино от трассы М-10 довольно часто ездят, но дорогу, увы, совсем не ремонтируют. С каждым километром ямы на асфальте становились все глубже, а машин - все больше, пока километров через 15 я не попал в настоящую пробку. Я объезжал "пробку" по обочине, но делать это надо было очень осторожно - вся обочина усеяна железными обломками разного размера и разной степени зазубренности. Не одна подвеска там рассыпалась, и не мало матерных слов было сказано водителями...



А вскоре выяснилась и причина "пробки" - машины поднимались на виадук через железнодорожную линию "Санкт-Петербург - Москва", причем на самом виадуке покрытие практически отсутствовало, и я поднимался быстрее машин, обгоняя и фуры, и легковушки. Но вообще, если честно - такое вижу впервые! И это - менее чем в километре от трассы М-10, к которой через пару минут уже подъезжал.



Отсюда по трассе совсем близко до Новгорода, но я намерен ехать не по трассе, а по Волхову, от которого удалился километров на 20 к западу. Теперь нужно было прибыть в Чудово. Кстати, трасса М-10 оказалась не в лучшем состоянии - едущие одна за другой фуры промяли в асфальте глубокие колеи, и на 10-километровой дистанции дорогу в двух местах ремонтировали гастарбайтеры с восточных окраин бывшей Великой Империи. Они приветствовали меня, чуть ли не взяв лопаты "на караул" - так удивились!

Город Чудово оказался каким-то непонятным цыганским анклавом, из которого хотелось поскорее выбраться. Основные пункты программы - обед в привокзальной "кулинарии" плюс заход в "Магнит" - были выполнены с максимальной оперативностью, и в третьем часу я уже покидал город по Грузинскому шоссе, из всех фоток сделал на память только одну - вокзал, и то на выезде и с неудачного ракурса.



Теперь мне надо было доехать до села Грузино (вообще - грУзино, от слова "груз"), где еще до войны находилась усадьба их светлости графа Алексея Аракчеева, с дворцово-парковым ансамблем, который все считали не менее как "жемчужиной русского классицизма". Я, конечно, знал, что там в войну камня на камне не осталось, но все же нужно было побывать. Опять же - выехать на Волхов. А пока что дорога шла по насыпи через какой-то бесконечный Водный Мир, официально называемой рекой Кересть. Странно, что "река" была по обе стороны от дороги...



Вообще та часть Приильменской низменности когда-то была частью теперешнего озера Ильмень, и говорить там о "реках" можно только очень условно. Два поселения - собственно Грузино и, чуть раньше, поселок Краснофарфорный (бвш. Батановка) находятся на островах, к которым ведут насыпи. Вот - насыпь на Краснофарфорный пристыковывается к основной дороге.



А вот так выглядит окраина поселка, где некогда работала одна из крупнейших в России фабрик по производству художественного фарфора. Где оно теперь все, куда подевалось...



Там наконец-то будет мост через Волхов -



А сразу за рекой, на правом берегу - уже Грузино. Приехали!



В былом упомянутом мною дворцово-парковом ансамбле (смотрите в википедии) имелся и собор Андрея Первозванного - именно тут апостол установил первый на земле славян поклонный крест, когда путешествовал из Крыма в Рим по водному пути через Ладогу. Впрочем, эту историю занесли в летописи только в 12 веке по непосредственному указанию Владимира Мономаха. Что, однако же, никоим образом и не отменяет, и не доказывает ее правдивости.

Сейчас там, на площади возле стандартной железобетонной коробки Дома Культуры, стоит памятный крест, а чуть дальше, на берегу, небольшой деревянный храм Андрея Первозванного.



Еще один, последний артефакт - абсолютно и стопроцентно подлинный. Это постамент памятника Государю Императору Александру Первому, установленный лично графом Аракчеевым в своей усадьбе, на свои средства. Вообще Аракчеев был известен и своим абсолютным бескорыстием, и тем, что отказывался от любых наград, как почетных, так и собственно денежных. Он был не "пиарщик", а выдающийся военный инженер - последнее поколение русской гладкоствольной артиллерии, начиная с 1805 года, все было устроено по стандарту, который так и назывался - "аракчеевский". Еще ему приписывают совершенно негуманную (и неудачную в итоге) идею армейской реформы, с созданием т.н. "военных поселений", но это - неправда. Идея была не его, а Государя Императора, граф же Аракчеев, как военный министр, лишь со всем своим старанием и тщательностью воплотил ее в жизнь.



После Грузина предстояло проехать примерно 50 км по дорогам, которых на Генштабе как-то нет, но - есть, и вполне отчетливо, на всех спутниковых снимках. По ним я и направился дальше. Дорога петляла, ветер усиливался, я и как-то начал уставать. К тому же томила некая неизвестность - а что там, дальше?

А дальше опять была ж-д "Санкт-Петербург- Москва", по которой, пока я доставал фотоаппарат, со свистом прошелестел "Сапсан". Вот уж действительно, два мира - летящий по рельсам "Сапсан" и я, со скрипом продвигавшийся по раздолбанному лесовозами проселку!



Дорога между тем снова подошла к Волхову, но ночевать было фатально негде. Не доехав километров 5-6 до запланированной точки, я нашел подходящее место для ночлега - рядом был мост через речку, впадающую в Волхов, и - остатки старого моста с остатками старой дороги, чуть ниже основной. Эти остатки старой дороги и давали единственную в округе ровную площадку, к тому же - действующая дорога располагалась чуть выше и хоть немного, но защищала от совершенно ледяного ветра.

Я почувствовал какое-то изнеможение из-за постоянного ветра и холода, надел штаны и свитер, положил под спину снятый с багажника рюкзак и почти час просто сидел и отдыхал. Потом, конечно, поставил палатку (с первого захода на сильном ветру - опыт сказывается!), вывалил вещи из рюкзака с наветренной стороны - для утепления, сварил ужин и лег спать с мыслью завтра добраться на Новгорода и уехать домой.

Ветер немного разогнал облака, и заходящее солнце на пару минут осветило дома зажиточных поселян.



следующий пост
Tags: Новгородская область, грузино, чудово
Subscribe

  • Дожить бы...

    Там можно и навсегда остаться. Главное - ущелье пройти. А дальше, в долине, если опять Ангел встретит, то уже не будет ни страха, ни боли. И…

  • Велотуризм. Запасное колесо.

    На Крайнем Севере ничего не пропадёт понапрасну, все пригодится! Если кому интересно, то вот время и место

  • Ангелус Силезиус, цитата, знакомая с юности...

    „ Капля, попадая в море, становится морем. Душа, соединяясь с Богом, становится Богом“ © Фраза эта, как я всю жизнь наивно…

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments