Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде в Новгородскую область, путешествие четвертое - от Ладоги до Ильменя (второй день)

предыдущий пост

Утром второго дня часов в 5 встало солнце и несколько согрело окружающий меня мир, причем часам к восьми утра даже тент на палатке просох сам собой - видимо, вследствие сухого северного ветра, который и правда - несколько стих по сравнению с тем, что наблюдалось вечером. Но это было временное явление, потому следовало торопиться и по-быстрому ехать дальше на север.

Выколупав пакетик с кашей изо льда в котелке, я вывалил его содержимое на жестяную тарелку, добавил остатки тушенки и, используя тарелку в качестве сковородки, разогрел себе завтрак. Только вот чаю попить не пришлось - настолько была мутная от глины вода! Но это - не беда, скоро город Новая Ладога, а уж там будет, где чаю попить, и даже с булочками.

Я быстро свернул палатку, выбрался из заболоченного луга на трассу и покатил вниз по реке.




Новая Ладога, основанная Петром Первым, оказалась и в самом деле - вполне себе городом. Конечно, это не бог весть какая "седая древность" - вот Староладожский канал, начатый еще при Петре, для безопасности судоходства - он позволял пройти из Волхова в устье Невы, минуя Ладожское озеро с его частыми штормами, в которых, по словам историков, гибло около тысячи грузовых судов в год. По каналу же их можно было провести совершенно безопасно, причем вдоль канала с обеих сторон были обустроены дороги для организации конной тяги. Сейчас, конечно, их не осталось, да и сам канал был построен и с грубыми ошибками, и с наглыми "распилами", о чем сохранились в архивах суровые распоряжения Государя Императора относительно наказания нерадивых подрядчиков.



Потом канал многократно перестраивали, устраняя ошибки проектировщиков, до середины 19 века, когда решили, что построить новый канал будет проще, чем без конца ремонтировать старый. Однако на самом деле Староладожский канал был окончательно "списан" с баланса уже только в советское время, лет 50 назад.

А в настоящее время функционирует Новоладожский канал, начатый в царствование Александра Второго, и еще совсем недавно, до последнего (по времени) крушения Империи на Новоладожском даже существовала пассажирская линия "Ленинград - Новая Ладога". Новый канал идет параллельно старому, буквально в сотне метров от него, чуть ближе к Ладожскому озеру.



Для прохождения судов там обустроены так называемые "наплавные" мосты - один его конец отделяется от причального устройства, и мост ставится возле берега, а после прохождения судна возвращается на свое место. Как я и предполагал, мосты охраняются. Я, помня свои попытки сфотографировать шлюзы Беломорканала, первым делом обратился с просьбой к сотруднику охраны, но что мне было отвечено, что охрана для того тут и поставлена, чтобы, кроме прочего, и подобные попытки тоже пресекать. Но, как опять же сказал охранник - "вон там есть точка, с которой мне тебя будет не видно. Фотографируй, только быстро!"



Переехав мост, я попал в рыбацкую деревню Креницы, к которой от озера был прокопан канал метров триста длиной.



Южный берег Ладоги попадает в Приильменскую низменность, и очень отличается от скалистого северного, карельского берега. Местность, правда, вовсе не болотистая - просто заросший травой влажный песок, по которому можно и пешком идти, и на машинах ездить. Но - до озера не дойти, упираешься в речку Волховец, проток Волхова (странно, что так же называется и проток у истока!). Стоявшие там рыбаки сказали - "да крикни кого, кто на лодке поплывет, они тебя и переправят на тот берег, а там и до самого озера дойдешь. Там все тростой заросло, но - тоже вполне сухо и даже тропинка есть!"



На мой вопрос - "а обратно?" мне ответили, что точно так же - крикнешь, и всякий тебя перевезет. Заманчиво, но - очень холодно, ветер с Ладоги вновь усилился и был совсем ледяной, поэтому я просто попытался на зуме сфотографировать проход к озеру за Волховцем - а на озере-то, похоже как, шторм! Не просто же так каналы строили!



Кстати сказать, такие же каналы отсюда идут и на сотни километров к востоку от Новой Ладоги - до рек Сясь (откуда можно проплыть на Волгу через Тихвинский канал) и Свирь - которая непосредственно соединяется с Онежским озером и - через Беломорканал - с Белым морем! Фантастическая водная система существовала в былой Российской Империи! Хотя - почему существовала, она и сейчас вполне действует.

За такими вот размышлениями меня и застали идущие по берегу канала рыбаки и попросили разрешения меня сфотографировать. Я согласился, попросив взамен лишь снять меня на мою же камеру. Вот таким меня увидели рыбаки...



К обеду я уже вернулся в Старую Ладогу. Там все так же, как в "новом" Старом Изборске. В не самом лучше смысле - "так же". Крепость 16 века на слиянии Ладожки и Волхова, восстановлена по принципу "евроремонта", правда - не вся, только одна стена с тремя башнями, та, которая в стороне, противоположной от большой реки.



Прилегающая территория, кроме частных домов, перегружена какими-то забегаловками с помпезными названиями вроде "Князь Рюрик" и разного рода новодельным кичем, как вот эта бронзовая фигурка сокола - символа княжеской власти. В перышки сокола туристы засовывают монетки...



Ну и, конечно - апофеоз! - недавно установленный памятник Рюрику и Олегу. Я не специалист по монументальной скульптуре, но у меня он почему-то вызвал смех. Туристы же бурно обсуждали - who is who, ибо никаких поясняющих табличек не наблюдалось. К дискуссии подключился и я, высказав предположение, что тот, кто "в военной форме" - Рюрик, ибо он все же природный князь и воин, а в "гражданке" со свитком - Олег, ибо он, очевидно, в большей степени был "политик". У кого еще есть какие мнения?



Вход в крепость платный - 20 рублей. Но это - просто на территорию, зато на все экспозиции - от 150 и выше. Я пренебрег "экспозициями", и даже не из жадности - просто времени не было. Забравшись на смотровую площадку, сфотографировал "общий вид".



Ну и немного о "реставрации". Для строительства стен использованы блоки из местного песчаника, напиленные современной абразивный дисковой пилой. Однако, 16 век... Строили бы уж сразу из силикатного кирпича - и дешевле бы вышло, и долговечнее...



Впрочем, ничего страшного - пройдет какое-то время, и все это придет в должный вид - какая разница по сравнению с вечностью? Я же решил заняться решением насущного вопроса - где-бы пообедать, и, подумав, пошел в магазин "Магнит", купил коробку кефира и булочку. Надо было ехать дальше - до города Кириши. Ветер теперь дул в спину, расчетная дистанция около 70 километров - то есть суммарно за день получалась привычная для меня сотня с хвостиком, времени еще только третий час - я попрощался со Старой Ладогой и по знакомой уже дороге покатил в сторону Волховской ГЭС.



По пути заметил интересный памятник летчикам истребительного полка, во время войны защищавших от немецких авиационных налетов Волховскую ГЭС, которая с 1942 года работала и давала ток в блокадный Ленинград через кабель, проложенный по дну Ладожского озера. Памятник выполнен в виде стилизованного, совершенно "кубистического" самолетика, и вызывает ассоциации с работами Пикассо соответствующего периода его творчества. Хотя такой вот "формализм" в данном случае, возможно, продиктован был лишь скудостью денежных средств, что заставило скульптора использовать столь простые формы и готовые компоненты. А вообще - клевый памятник, мне понравился больше, чем тот, что в Старой Ладоге...



Ну а вот и Волховская ГЭС, старейшая в России действующая электростанция, первая из построенных по плану ГОЭЛРО в 1921 году, тогда - главный источник электроэнергии для Ленинграда. Удивительно, что в войну был лишь небольшой перерыв в работе в 1941 году, но - Волховский фронт был одним из немногих, устоявших перед натиском врага, и даже ГЭС через полгода после начала войны продолжила свою работу.

Слева от машинного зала расположены судопропускной и рыбоходной шлюзы, жаль, с этого берега их плохо видно.



Воды в Волхове было очень много, и открыты почти все 12 водосбросов - зрелище впечатляющее.



Собственно, теперь я понял, почему вода ниже плотины такая мутная и откуда в реке столько пены.



А дальше надо было попробовать доехать до города Кириши и где-то заночевать. Кириши - город не маленький, центр химической промышленности, с начала 60-х в Киришах работает один из пяти крупнейших в Европе нефтеперерабатывающих заводов. Когда-то это была "ударная комсомольская стройка", но, по правде говоря, значительную часть строителей представляли "осужденные условно с привлечением к труду на стройках народного хозяйства", тогда же появилось жаргонное уголовное словечко "химия", означавшее именно что "отбывание наказания без лишения свободы".

Ночевать же там было негде - все подходы к реке нереальные, весь лес вокруг - сырой и заболоченный. Как-то интуитивно я подошел к мосту, за которым и начинался город, и нашел пологий спуск к самой воде, причем - асфальтированный, и более того - асфальт плавно уходил под воду. Очевидно, это было сделано для того, чтобы к реке можно было подъехать на машине с лодкой.

Не лучшее место для ночлега, но - народу никого, пешеходов на мосту не видно, да и солнце уже садится - я нашел травянистую площадочку для палатки и стал устраиваться на ночлег.



следующий пост
Tags: волхов, кириши, ладога, новгородская область
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal