Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

Велопоездки на Псковянское - попытка седьмая, через вершину на Запад, апрель 2017, день второй

предыдущий пост

Вечер трудного первого дня прошел великолепно - охапка подаренных поленьев помогла нам высушить промокшую одежду и согреться, да и ночью было не очень холодно. Алексей встал пораньше меня, я же, сидя в палатке, слышал, как к нам в гости пришел большой местный пес-хаски, сначала он беседовал с Троем, после подошел его хозяин и беседовал с Алексеем. Все было предельно мирно и дружелюбно. Когда запахло кашей с тушенкой, я наконец высунул нос из палатки и весьма оптимистично смотрел на окружающий нас мир.




Второй день должен был включать посещение объектов, изучение которых и являлось целью нашей экспедиции - горы Кочебуж и дороги, соединяющей озера Селкино и Псковянское.

Для начала нужно было собраться и провести необходимую инвентаризацию имущества. Погода стояла хоть и пасмурная, но - без дождя!



Поднявшись наверх, мы быстро нашли знакомую уже дорогу, которая, пока шла по вершинам холмов, была даже довольно сухой - можно было ехать, а не тащить велосипеды по грязи.



Вот в ту ложбину, что слева на фото, заросшую лиственными деревьями, и я выбрался утром из джунглей в свою первую поездку в те не самые простые и довольно запутанные места. Справа вверху, на гребне глинистой гряды - деревня Высокое, в которую мы и приехали вчера вечером.



Теперь надо было продвигаться в сторону Селкина и как-то найти проход на Кочебуж, с разных сторон которого я побывал несколько раз, но пока ни разу не поднимался на вершину. Я раньше изначально собирался подняться по южному склону - чтобы не делать лишний крюк, но, как уже случилось со мной однажды пару лет назад, через два километра на одной из развилок случайно свернули на Запад, куда шла накатанная охотниками на внедорожниках колея - в отличие от полузаросшего "правильного" направления. Дорожка эта как раз, как я помнил, хоть и вела "в никуда", но точно обходила Кочебуж с северной стороны, и в этот раз, при отсутствии листвы и травы, сама "гора" с залежами снега на северном склоне была очень хорошо видна.



Более того, мы нашли даже вполне вменяемую тропу наверх. Собственно, "гора" - это по псковским меркам гора, относительный подъем не превышал метров 15-20 и забраться туда не составляло ни малейшего труда.



Первым интересным объектом, который мы там обнаружили, был огромный валун - почти на самой вершине. Чем-то он напомнил мне сейды Кольского полуострова.



Неудивительно, ибо, если верить табличке, родом тот валун из Скандинавии -



Тут небольшое отступление. В Пскове в ограде хлебокомбината сделана красиво оформленная торговая витрина - "Горячий хлеб", а рядом - нацарапанная "от руки" бумажка - "Горячий хлеб - это название магазина!!!" Примерно такой же содержание в термине "Псковский Модельный Лес". Это - проект местного отделения WWF (World Wild Fund for Nature), запущенный в самом начале 2000-х годов.Самый известный компонент проекта - "Экологическая Тропа". Даже такая брошюра была издана, и даже - с какими-то картами. Причем - в брошюре (которую никто не видел, по ходу дела, и даже в интернете я ее не нашел) буквально сказано было, что тропа включает в себя деревню Высокое, гору Кочебуж, исток Псковы и (цитирую!) - "ожерелье озер". Правда, длина "тропы" указана вовсе некорректно - 2 км 800 метров - а это как раз до Кочебужа. Дальше к западу от Кочебужа никаких "артефактов" от WWF я лично не видел, а ведь до прочих указанных объектов еще километров 10, и дороги весьма и весьма относительные.

Впрочем, задача у них была, видимо, вполне конкретная - "освоить грант", это было с блеском проделано, в чем нам и предстояло лично убедиться. Но для начала я слегка ностальгически отдохнул на валуне, принесенной ледником откуда-то из краев, расположенных рядом с моей родиной.



Чуть дальше к вершине обнаруживались остатки какого-то незавершенного строения вроде сруба, окруженного канавками. Что там намечалось - гостевой дом или языческое капище? Надо бы спросить у выживших руководителей Псковского отделения WWF...



К сожалению, спросить уже не удастся - уже лет 10 как Псковское отделение не подает признаков жизни, да и сами западные кураторы WWF, похоже как, уже не интересуются такой вот "мелочевкой" и осваивают куда более "рентабельные" проекты, вроде воспрепятствования процессу российской нефтедобычи в Арктике, хотя - надо поискать кого из былых местных "активистов", порасспрашивать - например, вот для чего это они, экологи, забили шкворень дюймовой толщины в живое дерево?



Собственно, как я знаю по фотографиям и рассказам коллег, именно на это вот штыре и висела главная табличка -



Теперь ее уронило ветром и она лежала на земле лицом вниз. Рядом нашли еще одну -



Разумеется, мы по мере своих сил очистили их от грязи и снова повесили на полагающие им места. Кроме того, рядом нашли некую закладку, типа "message in the bottle", пачку упакованных в герметически закрывающуюся банку записок от посетителей этого места, самая поздняя была датирована 2013 годом. Мы не стали их разворачивать, чтобы не попортить (все-таки они были слегка влажными), закрутили банку покрепче и положили на то же место.



Потом вернулись на развилку и поехали дальше в сторону Селкина. Дорога в верхней точке была покрыта снегом и глубоко промерзшая - а всего-то 200 метров высота...



Собственно, дорога оттуда в Селкино - в очень плохом состоянии. Старые гати местами сгнили, кое-где есть до сих пор не разобранные после зимы завалы, а, самое неприятное - видны всякие "побочные" ответвления. Летом или осенью их совсем не замечаешь из-за листвы и уверенно продвигаешься по "генеральному направлению", а тут мы случайно свернули немного не туда, и почти уперлись в озеро Среднее, которое есть ни что иное, как непроходимое болото. Но, в целом, "крюк" получился не фатальный и вскоре мы выбрались на настоящую, уже знакомую мне и неоднократно пройденную дорогу. Качеством она особым тоже не отличалась, но, по крайней мере - была вполне отчетливо заметна.



А там уже совсем скоро - и урочище Селкино.



Тут мы решили составить план дальнейших действий, для чего и организовали небольшой "симпозиум". Как известно, этим термином древние эллины обозначали некое возлежание за пиршественным столом, сопровождавшееся рассуждениями на актуальные для участников темы. В качестве "пиршественного стола" мы использовали небольшой камень с плоской верхушкой, лежавший сразу возле колеи.



Выпив по рюмочке и закусив бутербродами с тушенкой, мы решили оставить велики прямо здесь и идти дальше налегке. Трава на урочище, которая осенью, как помните, была выше головы, оказалось сожжена, и потому все старые дороги читались без всяких проблем.



Еще по самой первой поездке в те края, так не зафиксированной "в анналах", я, слегка заблудившись, нашел вполне приличную брошенную дорогу, которая совершенно была не видна ни со стороны бывшей деревни, ни со стороны какой-то неоднократно мною хоженой "новодельной" дороги, ведущей, в итоге, в сторону Княжиц. Я тогда, в июне 2013 не склонен был к подробным изысканиям, ибо поездка была однодневной, и главное было - поскорее выбраться из дебрей. Но как понял уже дома из анализа карт, это был фрагмент дороги, обозначенный на "генштабе-250", именно той, что вела напрямую к истоку Псковы. Она имела также брод через Селкинскую речку, но гораздо выше того, которым пользуются сейчас - буквально в полукилометре от ее истока из озера Селкина.

Найти дорогу в этот раз не составляло ни малейших трудностей. И она и в самом деле вышла на брод, на месте которого была построена бобровая плотина, довольно чахлая на вид, потому первым по ней пустили Троя.



Потом я, вооружившись палкой для опоры, аккуратно переправился на тот берег, а за мной - и Алексей.



А дальше - о чудо! - была реально хорошая дорога. Одно "но" - она должна была, по карте, метров через 30-50 после плотины повернуть налево, однако мы не заметили поворот и пошли вперед.



Собственно, я уже понимал, что дорога пошла куда-то не туда, но повернуть не представлялось никакой возможности. Давненько там не ступала нога человека...



Потом дорога уперлась в болото, на котором оказалась старая прогнившая гать. Как еще никто из нас ноги не переломал...



Самое забавное - посреди болота гать повернула налево под углом ровно в 90 градусов и пошла, в общем, в нужную сторону. Закончилась же она на холме, где пристыковалась к искомой нами дороге в точке N58°15'55,8" E28°34'16,3" Теперь, если идти направо, то мы гарантированно через примерно километр выходили к истоку, но - из-за высокого уровня воды не пошли. Тем более что были уже на это дороге осенью, в точке N58°15'56,1" E28°33'44,8". Нам важнее было узнать - где же начало этой дороги, то есть - поворот непосредственно возле бобровой плотины, потому двинулись по ней налево и правда - вышли опять к плотине! Странно, что прозевали поворот - очень уж привлекла нас дорога прямо, без завалов и луж.

В "водохранилище" у плотины мы сначала устроили омовение ног, а после - хождение по водам...







Ну и теперь о самом главном - как найти это дорогу даже без GPS-навигации. Хотя - лучше все же с ней. Реально существующая дорога не обозначена на "генштабе" и идет параллельно Селкинской речке до указанной на картах дороги из Княжиц на Пковянское. Не без моего участия год назад она была нанесена на OSM, а выглядит (в нужном нем месте) вот так.



Если встать на ней в точке N58°15'49,1" E28°34'33,0" и очень внимательно посмотреть направо, то можно увидеть хороший ориентир - две елки. Нужно пройти метров 15, слева от них - а дальше дорога станет видна даже летом. Так что если есть желающие размотать этот клубок до конца - желаю удачи!



Ну а теперь нам нужно было вернуться в Селкино. Дорога в низком месте заросла березками, но колеи можно использовать как тропинки.



Ну а наверху - все вполне проходимо.



Пейзажи после пожара, конечно - мрачноватые...



Особенно жалко, что обгорел старый дуб - главный ориентир и символ этого места. Но, как сказал Алексей. дуб еще вполне способен и ожить, да и горит он, судя по сквозному дуплу, далеко не в первый раз.



А вообще удивляет капитальность строений в такой глухой и маленькой деревне - фундаменты сделаны из обтесанных гранитных блоков!



Пора было возвращаться за велосипедами. Проходя по мостику через протоку между озерами Средним и Селкиным, несколько удивился - они расположены (были когда-то) почти на одной высоте, метр всего разница уровней, а тут - на метр выше дороги вода поднята дамбой! Судя по характерной архитектуре, это - результат деятельности бобров. Насколько капитально это их гидротехническое сооружение и не рухнет ли дамба в критической ситуации, смыв мостик?



Ну вот, цель выполнена. Пора было начинать возвращение домой.



Для начала - попрощаться с Секлкиным и потом проползти километра 4 до деревни Пожигово, а дальше можно будет и ехать. Сначала по проселку, потом - по знакомому уже шоссе "Новоселье - Середка". Остановились мы ночевать на сей раз на озере Княжицком - оно заболоченное и с неудобными подходами, но там меньше вероятность нарваться на рыбаков в выходной день. Я ничего не имею против рыбаков, просто - хотелось покоя и тишины.

следующий пост
Tags: кочебуж, лужская возвышенность, псковянское, селкино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments