Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

Воспоминания о Соловецких островах - дорога

Так и хочется начать, как в английской сказке - once upon a time, однажды давным-давно...

Одиннадцать лет назад мой друг побывал с семьей на Соловках, и на следующий год решил непременно туда вернуться, а я очень благодарен, что он пригласил меня в эту следующую поездку, которая и случилась в августе 2007 года. У него уже опубликован замечательный рассказ об этих местах, мое же повествование было написано тогда же, но - все эти годы валялось где-то в компьютерных закромах. У меня просто не было сделано фотографий, но Сергей любезно разрешил мне использовать свои, так что автор всех фоток, которые вы сегодня увидите - bokomarus




Я довольно поздно собрался ехать – поначалу не было денег, потом не было билетов, а Сергей так прямо мне и сказал, что все равно поедет, хотя бы даже и один. И тогда мне пришла в голову свежая, вроде бы, мысль, но…

Электрички и менты

С самого начала я обосновал маршрут на – как теперь сознаю –«идее» совершенно неверной – ехать до Белого Моря на перекладных электричках, я думал, что так будет дешевле, но оказалось все наоборот – как ни смешно, но электрички обходятся дороже пассажирского (и даже скорого) поезда. Когда я на «втором» этапе взял билет от Луги до Питера и посчитал расходы – ужаснулся, а ведь еще надо было что-то есть-пить, и по телефону звонить. К тому же мне постоянно звонили по телефону, ну и пока я там в роуминге разговаривал, деньги, положенные на счет, моментально кончились. Но это мелочь, по сравнению с тем, что случилось потом.

В Питере я заехал в гости к своему приятелю Виктору, я с тем человеком познакомился весной по переписке, он живет довольно далеко от центра, за Охтой, возле объездной дороги, у него я посидел где-то до часу ночи, и, так как моя электричка «на север» отходила в пять утра, решил я хорошего человека не напрягать и пересидеть остаток ночи на вокзале (Московском), откуда она, электричка, и шла, на Волховстрой), сел на велик и поехал по Октябрьской набережной, потом по Заневскому и Невскому проспектам на вокзал, подъезжаю часа уже в два ночи, народу – никого, стоит ментовский уазик и два мента. «Мужчина, ваши документы» - ну я-то трезвый, нормальный, даю им паспорт, а в паспорте «заветная» 1000 рублей, на всякий случай. И что вы думаете – пришлось ее ублюдкам отдать, они заявили, что меня нужно отвезти на «наркологическое освидетельствование», я говорю им «Да пожалуйста, куда велосипед-то и вещи грузить?», а они – «Оставляйте прямо здесь, вы же не наркоман, через два часа мы вас обратно привезем, может, и найдете…), вот такие скоты – просто увидели тысячу, и жаба их задушила. Короче, отдал я им эту деньгу, может, подавятся!...

А утром моя электричка пришла в Волховстрой на 30 минут позже и – все, столь долго обдумываемый график сразу сломался! Но мне обязательно нужно было завтра утром быть в Кеми, ведь туда Сергей запланированно приезжал, надо было еще и помочь ему выгрузиться с великом, палаткой и прочими причиндалами, а у меня были котелки и кухня. С горя я в Волховстрое пошел на вокзал и наобум спросил, нет ли билетов на Мурманский скорый – а их уже две недели как все раскупили – но Господь внял моим молитвам, как раз за полчаса до меня кто-то сдал билет! Я его моментально закупил, через полчаса пришел поезд, я закатил вел на третью полку – оказывается, за багаж платить ничего не надо – если колеса у велосипеда отвинчены, то это просто «ручная кладь»!

Вот так мало надо для счастья. Единственное, что я с собой ничего из еды не купил, а в дороге надо провести 16 часов, но опять же Господь смилостивился – рядом со мной в купе ехала очень хорошая компания, два мальчика примерно 18-19 лет, две девушки такого же возраста и мужчина с женщиной (возраста моего). Поначалу я подумал, что это большая семья – тем более что мальчишки оба очень похожи и один чуток постарше, и отношения между маленькими и большими были совершенно доверительные. А оказалось, что это два университетских преподавателя, и их студенты из Екатеринбурга, и они едут на Север, в Печенгу (это за Мурманском, на границе с Норвегией), а все вместе они – это поисковой отряд, и направляются они в экспедицию, вот как! Когда я им о своих злоключениях рассказал, то они меня накормили всякими вкусностями, напоили чаем, мальчишки же помогали мне таскать туда-сюда велосипед и всю дорогу развлекали разговорами о всякой всячине, и даже ночью не легли спать, чтобы помочь мне в Кеми (в три часа!) вытащить из поезда вещи и велосипед и поставить все это добро на вокзале, и напоследок угостили апельсинами – откуда у них апельсины?

Вокзал в Кеми (помните, в фильме про Ивана Васильевича - «Jah-Jah, Kemska Volost!») оказался забит под завязку туристами-водниками с карельских речек и паломниками с Соловков, в общем – совершенно своя компания, от 6 до 76 лет, все прикололись, что я с великом, налили мне водки (прямо в вокзале) и накормили всякими мясными копченостями – компания та все равно уже ехала домой, говорят, «не выбрасывать же» - я немного успокоился, начал забывать неприятности минувшего дня, вытащил из рюкзака «пенку», и, почитав книжку Веры Пановой «Жизнь Мухаммеда», завалился спать прямо на полу. До приезда Сергея оставалось 4 часа…

Кемска Волость

Так вот, завел я будильник на телефоне и завалился спать, а утром, когда проснулся, вокзал оказался пустым – ночью идет масса поездов в южную сторону, и все разъехались по домам, как-то было непривычно пусто и даже одиноко, но тут подкатил Сережкин поезд, и он стал выгружаться с не разобранным великом – но зато упакованным в специальной фирменный чехол, он, оказывается, купил себе такой в Питере – а с чехлом его можно даже в поезде не разбирать. Но, конечно, «ручная кладь» получается весьма увесистая и крупногабаритная.

В общем, мы проверили крепление наших багажников и Сергей стал вспоминать, как же проехать на пристань, в пригородный поселок Рабочеостровск, это километров 12-13 от станции. Удивительно, но, несмотря на усталость с дороги, ехать было как-то очень легко, то ли свежий морской воздух так действует, да и вообще климат в Карелии очень здоровый. Ну и мне приятно было видеть окружающие меня суровые пейзажи и гранитные скалы – я ведь сам с Севера родом, из города Мончегорск Мурманской области, на Кольском полуострове - всего-то оставалось проехать километров 350 за Кемь.

И вот, после получаса езды по одноэтажному деревянному городку мы увидели МОРЕ!!! Я сам раньше только на Черном Море и был? раз десять, наверное – все-таки каждый раз душа радуется! В общем, смотрите фильм «Достучатся до небес». А еще у меня было прямо-таки «дежа вю», долго думал, ошарашенный – потом вспомнил. Недалеко от кемского морского порта снимали «на натуре» сцены из фильма «Остров», там кочегарка, где работает герой Мамонова, деревянная вышка, на которой подвешен был колокол, каменистый берег, заливаемый приливом – это все там! Жаль, так и не успели подойти вплотную посмотреть, ни когда туда ехали, ни когда обратно. Кстати сказать, официально на Соловецкие острова из Кеми ходит только большой морской паром (раз в сутки) под названием «Василий Косяков».

Ну на «Косякова» мы опоздали, и уж подумали, что надолго зависнем, но женщина-буфетчица в заведении, где мы решили перекусить, оказалась по совместительству и диспетчером по морским перевозкам, куда-то позвонила и сказала, что через пять минут туда пойдет частная яхта и может нас захватить с собой, цена та же, что и на пароме – 500 руб с носа. Посудина эта стояла у высоченного деревянного причала, до палубы было метра два с лишним, я поначалу шуганулся, а потом как-то бодро по бревнышкам спустился вниз, принял от Сережи велики и рюкзаки и помог ему спуститься, «капитан» дал нам какие-то веревки, чтоб велики привязать, а то типа «за борт смоет». Ну уселись мы, стали ждать, и тут вдруг на берегу появляется толпа паломников, человек 10, с кучей всяких там мешков-тюков – цыганский табор отдыхает! – и тоже вознамерились погрузиться на нашу яхту.



И тут оказалось, что мы совершенно бессмысленно рисковали свернуть себе шею, карабкаясь по стенке причала – капитан завел мотор и подогнал посудину к нормальной пристани, где вся толпа без проблем погрузилась, основательно перегрузив в сущности, шестиместную яхту. И мы поплыли по морю – а плыть более 60 километров, почти три часа…

Достучаться до небес

Пока плыли по морю, в голове моей постоянно звучала песня “The Song Remains The Same” Led Zeppelin, то ли потому, что там слова такие подходящие к данному случаю, то ли просто потому, что там, в «клипе» (я имею в виду фильм The Song Remains The Same) , Плант тоже по морю на яхте рассекает, под такую во песню -

I had a dream. Crazy dream.
Anything I wanted to know, any place I needed to go

И дальше там моё любимое -

You don't know what you're missing now.
Any little song that you know
Everything that's small has to grow.
And it has to grow!

В общем, everything that's small has to grow, и для этого необязательно, как герой Планта, съесть мухомор – впрочем, про мухомор там, в «клипе» - по моему так просто хиппанский юмор. Вообще я вот чем больше бываю в святых местах, тем больше понимаю, что христианство вообще и православие в частности – это религия очень радостная, и если, как сказал один из умных людей, храмовая архитектура – это «богословие в камне» - то уж чисто внешняя, визуальная разница между тем же православием и западными вариантами христианства очевидна вполне. У нас любой (ну, не любой, конечно, а только лучшие, но ведь о них и речь) монастырский комплекс – это сотворение гармонии из окружающего хаоса, причем гармония есть и в западной архитектуре, и, конечно уж, отнюдь не слабее нашей, но на Западе она более "просчитана", говоря философским языком, спекулятивна,тогда как у нас – откровенно медитативна и где-то порой работает даже и на уровне подсознания. И потом – любой наш монастырский комплекс начинался с крошечного отшельнического скита, и только потом уже, в течение столетий, обрастал постройками и сооружениями безо всякого изначально "просчитанного" генерального плана, просто everything that's small has to grow, ну и так далее, и потом как-то, каким-то загадочным образом получилось, что постройки разных эпох и совершенно разных стилей, созданными мастерами разных поколений и разных индивидуальных вкусов, сконцентрированные на крошечном пятачке, производят впечатление ежиного и неделимого целого – это, кажется мне, и есть православное богословие в камне.



Вот примерно так же и Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь, начатый еще в 15 веке, строился и достраивался еще 400 лет, и когда, после многочасового плавания, на горизонте появляются маковки главного собора Преображения, поначалу мало чего чувствуешь – ну да, очередной «шедевр русского зодчества», но когда поживешь там ну хотя бы одну неделю, и каждое утро будешь его видеть – тогда приходит и понимание, и даже – наверное – какая-то вера, что ли. Но – мы ведь еще не прожили несколько дней, а только-только приехали в Бухту Благополучия и выгрузились с яхты.


следующий пост
Tags: велотуризм, соловецкие острова, соловецкий монастырь
Subscribe

  • The White Man's Redemption Day

    Пометьте сегодняшнюю дату в календаре красным маркером... Свобода!!! UPD1 Южным небратьям я тоже аннонсировал свободу. Я сказал, что теперь они…

  • Бездарно проfuckаная мною велозима...

    Вот уже скоро 2 месяца лисапед пылится на балконе. Давно такого не случалось. То дождь, то ковид, то мороз, то еще чего... А то ли дело - раньше!…

  • Ностальгия

    Не могу отделаться от ощущения, что это - кадр из старого советского фильма. Актера-то узнаете?

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments