Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

Из Пскова в Кронштадт на велосипеде по западной границе (окончание)

предыдущий пост

Я в тот вечер проехал еще километров 25, до деревни Куровицы, и пошел искать место для ночлега на берег Луги. Там почти все места были заняты рыбаками, дымились костры и мангалы, но я нашел хорошее местечко, поставил палаточку и подумал, что сегодня можно не заморачиваться с ужином, а угощусь-ка я вкусной ухой, да еще разными порциями от разных рыбаков. Взял миску-ложку и пошел к ближайшей компании. Они посмеялись - "Весь день стоим - ни одной поклевки. Какая нафиг уха - иди кашу вари!". Облом.... Но тогда я спросил, что если уж все равно не клюет, так я хоть в речке искупаюсь? Рыбаки любезно согласились, только, сказали, "крючки не зацепи".



Так и закончился второй день



День Третий - побережье Финского залива. Будет проехано 124 км под дождем.

Едва я задремал, как по палатке забарабанил дождь, а утром меня разбудил галдеж рыбаков, обсуждавших дальнейшие свои перспективы. Погода окончательно испортилась, и ветер сменился - теперь он стал северо-восточным, а, значит, опять встречным. Вылезать из палатки не хотелось, и выехал я на третий день довольно поздно, часов в 10 утра. Дождь шел мелкий, но - совершенно безнадежный. Надо было как-то добраться до Усть-Луги, пообедать, сориентироваться и подумать уже о собственных перспективах. Я нацепил куртку, замотался в капюшон и в таком виде, задумавшись, проскочил поворот и проехал чуть дальше, спохватившись лишь тогда, когда пересекал железнодорожный переезд возле деревни Лужицы. Возвращаться не хотелось, и я поехал на запад по грунтовке вдоль железки. Там, как я помнил по карте, будет станция Усть-Луга и населенный пункт, который так и назывался - "Поселок станции Усть-Луга". Колея была ржавая, но со следами ремонта - шпалы совсем сгнившие меняли на пока еще полусгнившие. Собственно, поезда там не ходят никакие - знаменитый морской терминал "Усть-Луга" находится не близко от одноименного поселка, на восточном берегу Лужской губы. Станционный поселок оказался полностью разрушенным, железка шла в никуда, а грунтовка вывела меня в деревню Краколье. Кстати, Краколье и Лужицы - места проживания малочисленного финно-угорского народа водь, и хоть эти деревни не попадают в планы строительства терминала (до него далеко), это не помешало главе Эстонии в прошлом году начать очередной троллинг по поводу "угнетения финно-угорских народов в России". И это при том, что в Краколье есть даже школа с преподаванием на вожанском языке.

Скоро я подъезжал к тому самому мосту, за который мне не рекомендовали переходить - на левый берег можно только по пропускам, тогда как на правый - достаточно паспорта гражданина России (ни разу не проверяли). А вот это - старый порт в Усть-Луге, он тоже действует



Тут я решил остановиться, заодно пообедать в рабочей столовой. К сожалению, попал как раз в обеденный перерыв, зато поболтал с портовыми рабочими. Дождь не кончался, а времени уже было много, а проехать предстояло только до Соснового Бора еще около сотни, пришлось подниматься со скамеечки под навесом и катиться дальше. Поехал я по шоссе, вернулся на ту же дорогу, по которой проезжал часа полтора назад, по пути, как раз на той развилке, что я проскочил утром, увидел новый Свято-Троицкий Морской Собор, построенный пару лет назад



Дождь вдруг перестал, я быстро погнал вперед, проехал Лужицы, и увидел грандиозную "стройку века" - тот самый новый морской терминал, один из крупнейших в России. Километров 15, если не больше, по обеим сторонам дороги шла промзона, куча поворотов с указателями - "угольный терминал", "наливной терминал" и т.п., а когда заехал на виадук перед поворотом на шоссе А-121, просто дух захватило - до самого горизонта веер подъездных железнодорожных путей, все новое, все сияет свежей краской - после зрелища разрухи это радовало глаз! Фотографировать, конечно, не стал - промзона не очень интересна, да и в нете навалом картинок. Разобравшись в "развязке", свернул на север, теперь предстояло объехать Кургальский полуостров, а он оказался довольно высокий (как сейчас посмотрел на топокарте, почти 150 метров), да и дождь опять начался - ноги не ехали. Пришлось заглянуть в магазинчик и опять купить виноградный дистиллят и шоколад - тяга восстановилась, и меньше чем через час я уже был на вершине, в большом рыбацком поселке Ручьи, откуда открывались панорамные виды на Финский залив, но, увы, из-за тумана даже корабли было не сфотографировать, что-то не фокусировалось...

Дальше примерно километров шесть-семь - скоростной спуск с уровня 150 на уровень 0, к мысу Кольгомяя, где я решил немного постоять, чтобы согреться, слишком продуло на спуске, заодно подойти к морю. На берегу стояли какие-то большие палатки и рукописная вывеска - "Бар". Меня встретил молодой парень, не совсем трезвый, с дымящейся трубкой в руках, очень удивился, что я на велосипеде и пожелал познакомиться и пообщаться. Он любезно угостил меня виски - "за счет заведения" - что было очень даже кстати, и показал мне на горизонте город Сосновый Бор. Напрямик через Копорскую губу до него было километров 25, и видны были только огромные градирни Ленинградской АЭС, вот они чуть левее центра картинки



По берегу же предстояло ехать почти 40 километров, но, благодаря угощению, энергии вполне хватило на езду без остановок, меньше чем через пару часов я уже подъезжал к этой самой атомной станции. Это огромная промзона, километров на 5-6, по обеим сторонам дороги. Жаль, что шел дождь, надо бы было сделать пару фоток - все-таки весьма нетривиальный объект, но я торопился дальше. Сам город Сосновый Бор мне очень понравился - видно, что проектировали его люди ученые, настоящий город будущего, так как его понимали в те далекие 70-е годы. Там я немного отдохнул, и порасспрашивал местных, где тут можно заночевать, так чтоб и место было сухое, но и вода чтоб была. Мне посоветовали проехать еще километров 10 до озера Шепелевского, названия этого по карте я что-то не помнил, но выехал на Копорское шоссе и покатил вдоль залива. Места там очень красивые - море, песок, сосны, но - воды пресной что-то не видать. Да и дорога оказалась, к сожалению, очень плохая - асфальт в ямах, колейность сантиметров по 15, лужи везде, да и машин не мало, потому как только я увидел озеро - решил сразу же останавливаться. Тем более из-за плотной облачности уже часов в 9 вечера было темновато. Тут мне повезло - дождь взял паузу минут на пять, как раз хватило времени найти местечко и поставить палатку. Скоро я уже валялся внутри, перед входом булькал котелок, а я откупоривал коробочку красного сухого вина - счастье!



День Четвертый - в Кронштадт!

На четвертый день я решил собраться и выехать пораньше, тем более что дождь сильно замедлял движение, а ехать еще было довольно далеко. В седьмом часу я откинул полог палатки, высунул голову и увидел серое небо, просвечивающее сквозь кроны деревьев. Дождя пока не было.

Я пошел к озеру умываться и увидел свое отражение в воде. Четвертый день без зеркала, я понял - люди реально могут забыть, как они выглядят. Умывшись, оглянулся назад - палатка моя стояла почти на самом берегу, как-то втиснутая между большими деревьями.



Было довольно тепло по сравнению с предыдущими днями, это радовало, я быстро собрался и, еще не было и восьми часов, покатил по Копорскому шоссе вокруг озера. Через несколько километров я увидел табличку и подумал - то ли я еще не проснулся, то ли у меня deja vy



По пути я еще собирался посетить форт "Красная Горка", береговую батарею и музей. Нашел я Красную Горку не сразу, туда вела сначала булыжная мостовая, потом какие-то разбитые грунтовки с кучей перекрестков, причем многие дорожки утыкались в ворота с колючей проволокой и надписями "запретная зона" - место там стратегическое для береговой обороны, и хоть артиллерия начала прошлого века и списана, какие-то военные объекты остались. Кроме того, когда форт функционировал, подходы с тыла были заминированы, и, говорят, до сих пор минные заграждения так полностью и не убраны, по разным причинам.

Скоро я вышел на позиции батареи 12-то дюймовых орудий. Сами они демонтированы, есть только остатки фундаментов и укреплений.



Интересно, что для наведения по азимуту там был такой огромный, метров семь диаметром, "транспортир" с делениями, не знаю, что там за шкала



Есть еще куча всяких подземных помещений, но там, в сущности, ничего и нет, и намусорено, потому спускаться вниз я не стал. И вообще, гораздо интереснее для осмотра там вот такие объекты, как этот



Вид с другой стороны  -



Господа туристы упорно называют это "бронепоездами", хотя на самом деле это артиллерийские установки мобильного базирования, ну, как у нас были в 80-90 годах - межконтинентальные баллистические ракеты ("поезда номер ноль"). В отличие от стационарной установки такая вот, на железнодорожной платформе, могла быстро менять позицию и быть неуязвимой для контрбатарейного огня противника. Там стоят две установки, 305 миллиметровая ТМ-3-12, на предыдущей фотографии, и 180 миллиметровая ТМ-1-180, менее мощная, но способная вести круговой обстрел прямо с колес - видите по четыре перекрещивающихся станины с каждой стороны? Разумеется, без них платформу снесло бы с рельс отдачей.



Кстати, ТМ-3-12 вела огонь только со специальных бетонных площадок. Транспортёр заезжал на неё, опорная пятка опускалась на специально предназначенное для этого место. Ж/д тележки убирали и ставили специальные опоры с колёсиками, которые могли передвигаться по круговому погону так, что весь транспортёр мог поворачиваться и наводиться по азимуту.

Я не удержался и забрался на 180 миллиметровую установку



А потом сел на место оператора-наводчика, или как там он называется?



Эти системы были разработаны в середине 30-х годов специально для береговой обороны, причем 305 миллиметровых установок было изготовлено всего три, а стволы были взяты от орудий главного калибра знаменитого линкора "Императрица Мария" (читали Рыбакова в детстве?). Орудия эти, после того, как линкор был потоплен диверсантами в 1916 году, пролежали на дне моря больше 15 лет - и после оказались вполне пригодными для применения! И вообще ТМ-3-12 поражает воображение - огромное орудие на платформе с 16 осями.



Я консультировался с военными историками - нынешние стволы на ТМ-3-12 взяты с угнанного в Гражданскую Войну линкора "Александр III". Те, которые стояли с самого начала (с "Императрицы Марии") были взорваны нашими при отступлении с полуострова Ханко в 1941 году. Однако финны получили от своих союзников 305 мм стволы от украденого "Александра III" и восстановили ТМ-3-12, а после 1944 года, "поменяв политическую оринтацию", передали их опять Совесткому Союзу.

Там еще стоит корабельное башенное орудие 130 мм, пусковая установка крылатых противокорабельных ракет "Сопка" (что-то из конца 50-х), какой-то стенд с информацией. Где-то неподалеку находится частный музей, где в пороховом погребе собраны разные железяки, но я уже не стал его искать, пора было ехать дальше. Для начала надо было выбраться обратно на шоссе А-121. По пути проезжал мимо железнодорожной платформы "Красная Горка", где еще совсем недавно ходили электрички. Как-то быстро все порушилось, увы..



Оставалось уже немного ехать. В поселке Лебяжий пошел пообедать в кафе, на втором этаже какого-то здания, и, спускаясь по лестнице, как-то неудачно оступился. То ли был невнимателен, то ли ноги перешли в другой режим работы, но - упал, в ноге что-то зловеще хрустнуло, из глаз буквально искры посыпались, и подумал, как в том анекдоте - "Ппц, приплыли...". Но Господь милостив, посидел несколько минут, принял виноградного дистиллята для анестезии и поехал дальше. Кстати сказать, в Лебяжьем начинается (ну, в моем варианте - заканчивается) погранзона, и на восточной окраине находится стационарный пограничный пост. Там иногда проверяют, но - выборочно. Я решил на память пост этот сфотографировать, отъехал метров на 25, сфоткал, и увидел, что ко мне идет сотрудник. Разумеется, я не стал убегать. Подошла ко мне девушка в форме ПС ФСБ РФ, и очень вежливо, но настоятельно потребовала стереть снимок. Я не мог ей отказать, немного поболтал с ней о пограничном режиме, выяснил, что мне надо на будущее, и поехал дальше. До города Ломоносов (Ораниенбаум) оставалось ровно 13 километров, а там - уже окраина Санкт-Петербурга

Ну вот наконец, на горзонте показалась и знаменитая дамба, защищающая Санкт-Петербург от наводнений, проходящая через остров Котлин, на которой находится участок КАД, ведущий в Кронштадт. А вот и Санкт-Петербург, западная окраина города



Дальше была совершенно циклопическая развязка на пересечении А-121 и КАД. Кстати, на КАД нельзя на велосипеде - там знак "автомагистраль", и я планировал оставить велосипед где-то рядом с внутренним кольцом КАД и поехать на городском автобусе маршрута 175, который ходит каждые полчаса. Где там остановка, где я его оставлю - я понятия не имел, и собирался "решать проблемы по мере их поступления" ©. Для начала надо было перебраться через КАД, и тут я сильно ступил, завернув куда-то вправо, на какую-то грунтовку. Ну, думаю, это было сделано инстинктивно.



Там оказался какой-то крошечный сюрреалистический нежилой поселочек на холмах с глубокими прудами в ложбинах, и - тупик. Я пополз опять на развязку, по указателям, пешком рядом с великом. Шел я по этим эстакадам, наверное, с километр, а то и поболее, сразу вспомнив сцену из фильма Тарковского "Солярис", где Крис едет с мальчиком на какой-то беспилотной машине и совершенно нет людей.



Сошел с развязки я как раз возле остановки автобуса. Недалеко стояло несколько частных домиков, я постучал в первый из них и попросил хозяйку разрешить мне оставить во дворе велосипед. Дело было часа в два, обратно я собирался около шести. Хозяйка любезно согласилась, и я поковылял на подвернутой ноге на автобус номер 175 ходит каждые полчаса, ехать от "развязки" до центра Кронштадта по КАДу и дамбе, а потом немного по городу - минут 10, билет стандартный городской - 28 рублей. Поездка по дамбе, вообще говоря, впечатляет. Я ведь помню, как только начинали проектировать этот КЗС - Комплекс Защитных Сооружений, в конце 70-х. Много было разных дискуссий, по разным темам, начиная от экологии и кончая экономикой. Согласно Википедии, стоимость только лишь строительства КЗС - более 87 миллиардов рублей, сколько стоит обслуживание - не нашел данных, но сооружение грандиозное. Ну, опять же - и участок Кольцевой АвтоДороги по дамбе. С южной стороны, откуда я ехал, еще есть и подводный тоннель под судопропускным каналом, километра два длиной. Потому и добраться туда можно только на машине, если даже набраться наглости и поехать по КАДу на велике, или пешком пойти - возле тоннеля стоит охрана. Наверное, так надо - для нашей же безопасности.

Вообще в Кронштадте надо, конечно, брать экскурсию и никуда не торопиться - увы, не мой случай! Я же просто погулял по центру города. Там еще надо много работать и работать, чтобы сделать его туристическим центром. Впрочем, его и открыли для туристов всего несколько лет назад. Самое известное место - Якорная площадь с "Морским" Собором Святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя русских моряков.



Вообще сам городок красивый, "классический", как и Санкт-Петербург. Улицы, суда по табличкам, имеют двойные названия - "историческое" и "советское", так что путаницы не возникает.



Вот местный Обводный Канал, его как раз чистили спецтехникой. Правда, пакгаузы в состоянии ветхом - странно, что МО, владелец зданий, до сих пор крышу не смогло починить. Надеюсь, со временем это исправят - не просто же так чистят канал!



Вот знаменитый памятник адмиралу Макарову, погибшему в бою с японцами, великолепная работа скульптора Леонида Шервуда - совершенно в духе начала прошлого века, Jugendstil.



Ближе к Петровской гавани расставлены орудия, некогда охранявшие крепость. Тоже - чудо техники далекого времени. Ядра весом 60 фунтов (это почти 30 кило) выстреливались на дистанцию больше 4 км. Кстати, одна из этих пушек была протаранена на автомобиле каким-то придурком нынешней весной. Впрочем, пушечка-то весит более 6 тонн, так что машину тот персонаж себе испортил, а орудию начала XIX века - хоть бы что!



От Арсенала я прошелся в Петровскую Гавань. Подвернутая нога что-то стала сильно болеть, и несколько попортила прогулку. В гавани стоял с десяток прогулочных судов, толпились очереди туристов - новые времена! И некоторые даже с "палками для селфи" :(
Я не стал толпиться с туристами, а прогулялся по причалу до маяка



До сих пор Кронштадт - база военного флота России



С дальней точки причала открывается вид на многочисленные островки и водопропускные сооружения северной части дамбы



В шестом часу я вернулся автобусом "на материк", поблагодарил хозяйку домика за приют для моего велосипеда, и стал думать, как же мне теперь добираться домой. Два фактора заставили меня скорректировать первоначальные планы - это травмированная нога и вновь начинавшийся дождь.

Первоначально я планировал по возвращении из Кронштадта немного вернуться назад, в Большую Ижору, и поехать в Гатчину по "Южному Полукольцу", трассе А-120, которая частична проходила по некогда закрытой военной "бетонке" с прямыми участками километров по 10 - там планировались запасные ВПП для военной авиации, и там вроде как осталась куча ныне заброшенных объектов ПВО. Да Гатчины там километров 40, или чуть больше - как раз доехать к вечеру, хоть бы и на одной ноге. Но погода сильно портилась, я и поехал в сторону центра города. До Балтийского вокзала там километров 25, наверное - час с небольшим. Но, как пишут продвинутые пользователи, "это Питер, детка" - пока ехал по Ломоносову, было еще как-то терпимо, но когда выбрался на Ораниенбаумское шоссе в сторону Петергофа, начались проблемы. Шоссе там очень узкое - наверное, с петровских времен, чтоб две кареты разъехаться могли, обочин практически нет, а машин - вереница. Причем водители грузовиков меня старательно обгоняли, а вот господа частники, видимо, считали себя высшей расой, гнали на большой скорости впритирку с моим рулем, при этом каждый второй начинал дико бибикать сзади. Я слетел с дороги раз, второй, третий, и, доехав до Петродворца, попал в первую пробку. Дело было в пятницу в семь часов вечера.

Тут я подумал - а в чем проблема? До платформы Ленинский Проспект, где "расходятся" линии электричек, осталось километров 15, электрички из Петергофа идут каждый час, билет будет стоить рублей 50 - зачем париться в пробках и здоровьем рисковать? Я повернул обратно, докатил до платформы Старый Петергоф, и поехал домой "на перекладных". Итого получилось на "своих" колесах 476 километров за 4 дня, а следующим утром я уже сидел дома и пил чай.
Tags: артиллерия, велотуризм, гдов, история, кронштадт, псков
Subscribe

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments