Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Велопоездки на Псковянское - Попытка шестая, с собакой вокруг вершины, 20-23 сентября 2016

предыдущий пост

И вот опять настала осень, и 20 сентября мы снова договорились с Алексеем и Троем поехать на Псковянское. Маршрут туда по грунтам в формате "двое с собакой" мы "сертифицировали" еще в конце апреля, теперь же намечалась полноценная экспедиция с кольцевым походом по озерам вокруг горы Кочебуж - центра (точнее - высшей точки) Лужской Возвышенности. Зарядив с вечера фотоаппараты, утром 21 сентября мы встретились на Ваулиных Горах. Умница Трой еще издалека узнал меня и побежал навстречу с громкими приветствиями.

Осень в этом году я встречаю уже во второй раз, сначала - на Кольском полуострове в первой половине августа, теперь вот - в Пскове в последней декаде сентября.

Собственно в первый день пути ничего особо нового не предвиделось - все почти так же, как и весной. Только воды в нашей речке совсем было мало, и если весной шли по пояс, то тут ни шорты снимать не пришлось, ни велосипед тащить - вода не доходила до осей, и можно было просто перекатить его по дну. Можно было бы и в седле проехать, но - не хотелось рисковать свалиться и вымокнуть в самый первый день.

После первого брода дорожка побежала по песчаному лесу в сторону деревни Кубасово - последней жилой деревни до самого Стругокрасненского района. И живет там некая отвязная хозяйка с отвязанными собаками - черной сукой и рыжим кобелем. Пару лет назад они меня там нагло атаковали, пришлось тогда отбиваться штакетиной, которую я выломал из забора, чем навлек на себя великий гнев хозяйки. Но сегодня рядом со мной бежал стофунтовый killer machine с голосовым управлением, запрограммированный на выполнение моих команд, и я с триумфом въехал в деревню. Собаки бросились было ко мне, но рыжий кобель, увидев Троя, буквально покатился кубарем, а вот черная сука стала атаковать, хозяйка же, понимая всю серьезность ситуации, начала ее звать, ну а я попросту схватил Троя за шиворот и потащил по деревне к околице. Все хорошо кончилось, и скоро уже все мы были на очередной переправе

Там по пути - целых три переправы чрез Пскову, вверх по руслу которой и идет дорога. И только первая, возле Сверчихи, требует перехода вброд. Правда, висящий на деревьях "мост страха" © возле Заходцев мы все-же обошли - гораздо проще было перейти вброд, чем карабкаться по ветхим жердочкам.

От Заходцев совсем недалеко, километров 10, до Колядухи (наверное, там жил колдун - судя по названию), дорога по лесу вполне приличная, мы разогнались и как-то промахнулись мимо подвесного моста, выскочив сразу на брод. Но там тоже - по щиколотку, потому мы быстро перешли реку и отправились дальше.

Было уже около пяти вечера, темнеет сейчас около семи, поэтому решили не гнать "до упора", а просто одолеть довольно тяжелый подъем по глинистой, мокрой и скользкой дороге, до деревни Плёсково и там заночевать, спокойно поставив лагерь и вкусно поужинав. Несмотря на громкое название, в Плёскове - всего один дом, и тот - нежилой. Но если в прошлом году там висел замок (хоть и не было никаких следов жизни), то в этот раз дверь была распахнута, и мы решили войти - хотя обычно такого никогда не делаем.

Там, внутри, собственно, и не было-то ничего - только пачка писем, которые хозяйка регулярно получала от своей родственницы, на адрес - "Стругокрасненский район, п.о. Моложане, дер. Плесково", и фамилия получательницы - Константинова!. Если есть какие ее родственники - напишите, я сразу отдам эти письма. А иначе - сохраню их у себя, как память о моем народе, который жил в этих краях много сотен лет.

А в сенях мы нашли большую поленницу дров, и развели костер у дороги. Правда, колодец оказался засыпанным, и за водой мне пришлось ходить метров за 300 к какому-то чахлому болотному ручейку, но место было очень уж хорошее для отдыха и ночлега.

До "точки старта" - деревни Княжицы - оставалось еще километров 20, бродов и бездорожья больше не предвиделось.

Встали утром не рано, в девятом часу, неторопливо собрались и уже около 11 прибыли в Княжицы, где и оставили велосипеды возле дровяного сарая у последнего дома на окраине. Дом был заперт, хозяев не было, потому разрешения мы не спросили, понадеявшись, что никто не будет к нам в претензии.

Теперь предстояло самое интересное - обойти пешком вокруг "вершины" Лужской Возвышенности. Задача это нетривиальная, кто бывал там - подтвердит. Для начала нужно было выйти на точку впадения в Пскову так называемой Селкинской Речки, в этом месте когда-то была дорога и брод. Дороги, собственно, уже нет, но до указанного места идет тропинка, которую, конечно, не разглядишь с первого раза, но, поскольку мы уже там были далеко не в первый раз, то довольно быстро и безошибочно ее нашли, хотя какой-то шутник и перевесил мой ориентир - жестянку из-под "Невского" - на другое дерево. Тропинка, кстати, даже расчищена от завалов.

А вот дальше надо было, ввиду отсутствия брода как такового, переходить Селкинскую Речку по бобровой плотине, витиеватой и довольно длинной, метров 20, если не больше. И если два года назад я проделал это без труда - плотина была новенькая, "с иголочки", и можно было идти не замочив ног - сами смотрите - то сейчас все это гидротехническое сооружение выглядело не столь капитально. Бобры, очевидно, схалтурили на текущем техническом обслуживании: деревянные контрфорсы совсем сгнили, тело плотины заилилось, да и воды в этот раз было очень много, и верх плотины был едва виден.

Пришлось запускать Троя на разведку, но это мало что дало - у него четыре лапы, он легче, и центр тяжести у него ниже. Пришлось первым идти мне. Кромка плотины совсем узкая - сантиметров 10, глубина в верхнем бьефе - больше метра, падать туда совсем не хотелось, потому я выломал палку метра под два с половиной, и, опираясь ею о дно, осторожно двинулся вперед. Самое сложное было - обойти дерево, которое бобры использовали в качестве опоры, фактически в центре плотины, пришлось руками обламывать все нижние ветки, плотина медленно прогибалась подо мной, и ноги уходили под воду. Но все же я благополучно миновал дерево и уже приближался к правому берегу Селкинской Речки, когда выяснилось, что метра за три от берега плотина то ли заросла кустарником, то ли там и была построена, в кустах, но никакого прохода не было, пришлось прыгать в нижний бьеф, благо там уже было всего-то по колени, и идти напрямую по воде.

Трой побежал за мной, но, увлекшись, потерял равновесие и грохнулся в воду. Плавать он, правда, уже умеет, так что купание ему только на пользу. Последним пошел Алексей. К сожалению, я не сумел заснять весь этот цирковой аттракцион - высокая трава скрывала его до пояса...

Дальше, конечно, надо было бы найти останки дороги - коллега bokomarus уверяет, что тропа там вполне даже очевидная для опытного путешественника, но туда надо было идти по берегу, а он совсем заболочен.

К тому же, учитывая большой уровень воды, мы решили - хватит с нас бродов, а обойдем-ка мы просто по левому берегу до озера Псковянского. И тут начались проблемы. Во-первых, у меня всегда проявляется в лесу какой-то "правый уклон", то ли левая нога у меня длиннее, то ли голова так устроена, а во-вторых, в нужном направлении были сплошные завалы, которые приходилось обходить, что также приводило к потере направления. Вот Алексей определяет азимут по компасу.

Вообще говоря, картам там особо верить нельзя. И дороги многие заросли (если они вообще когда-то были), и расстояние по карте трудно определить. Я, прокладывая "пешеходную часть маршрута, насчитал 16-18 км "по кругу", а в реальности же, как оказалось, зашкалило за 30...

Для начала мы вполне удачно вышли на левый берег Псковы. Правда, саму реку было непросто разглядеть в болотной растительности, но Трой все же с удовольствием в ней искупался.

Да нам не мешало бы - дело в том, что нас атаковали злые насекомые Lipopténa cérvi, которые простой народ называет не иначе как "лосиные вши". Природа наделила их крыльями для одноразового пользования - попав на волосяной покров теплокровного животного, они сразу же их сбрасывают и нагло обосновываются там на ПМЖ. Разумеется, атака на человека - большая ошибка, которая всегда стоит им жизни, но их количество было огромным, и кусаются они весьма болезненно. Опять же - 25 процентов особей в нашей местности заражены возбудителями болезни Лайма (бореллиоза). Ну и наконец, их крайне трудно выдрать из волос. Мы сразу вспомнили фразу из какой-то советской книжки про беспризорников во время Гражданской Войны - "волосы его шевелились от паразитов". Легко представить себе...

По берегу было не пройти из-за болота и зарослей, и мы как-то сильно отклонились на Восток от озера. А выйти на Псковянское было совершенно необходимо - только так я мог найти дорогу дальше на Север. Ориентиром моим было несколько холмов, похожих на древние курганы, но найти их никак не удавалось. Мы сначала наткнулись на останки дороги, посередине которой была проложена тропа со всеми признаками весьма интенсивного "траффика", но - это были следы животных, и вела она в сторону Селкина, на Восток. Потом нашли и остатки нужной дороги, но на ней не было совсем никаких следов, и она скоро уперлась в непроходимые заросли. Пришлось снова возвращаться к озеру и после "сканировать" местность к Востоку на предмет дороги, а точнее - колеи, по которой я шел два года назад.

Я начал изрядно нервничать - уже два часа, скоро и закат, а мы еще и на 5 километров от Княжиц не продвинулись! Но, подойдя еще раз к озеру, я вдруг увидел знакомый "ракурс", а это значило, что курганы где-то близко.

Побегав еще минут сорок по дебрям, мы наконец увидели едва заметную колею, оставленную то ли внедорожником, то ли ГТС-кой несколько лет назад, и пошли по ней вроде как в нужном направлении. И самое главное - она как раз шла мимо тех самых курганов. Победа!

Однако метров через 500 колея подошла к озеру и - закончилась! Тупик. Но это было уже не страшно - ведь где-то она начиналась. Значит, мы просто пошли по ней не в ту сторону, и я, оставив Алексея и Троя варить суп, отправился на разведку.

Я довольно быстро понял, что колея просто делала крутой разворот, а потом как раз и шла на Север, причем ее расположение в этом месте никак не совпадало с дорогой на карте. К тому же, как только закончился ельник, колея совершенно терялась в поросли, но спасли нас те самые красные лоскутки-вешки, которые я заметил еще в прошлый раз. Я быстро вернулся, запомнив дорогу, и, отобедав супом, мы двинулись в дальнейший путь.

"Дорога" оказалась совсем непроезжей и местами уже неразличимой, но мы, по крайней мере, двигались в нужную сторону. Там всего-то пара километров до следующей точки похода, которая называется - урочище Высоково, там на песчаном плоскогорье стоит поклонный крест, и там еще в начале 70-х была вполне жилая деревня с тем же названием. Совершенно заросшая дорога, поднимаясь на плоскогорье, стала абсолютно непроходимой - но можно было идти рядом с дорогой, где росли более крупные деревья, а не сплошной кустарник, и вскоре над нашими головами появился тот самый крест на урочище.

В этот раз я, кажется, нашел рациональное объяснение своей тяги на Лужскую Возвышенность - что-то там мне напоминает родной Кольский полуостров, особенно - весной. Урочище Высоково в апреле 2015 - сами смотрите. А в этот раз плоскогорье было покрыто красивой зеленой травой и уже побуревшим бурьяном на тех местах, где когда-то стояли дома.

С плоской верхушки, на которой когда-то располагалась деревня, шла дорога на Север, спускаясь в долину к озеру Высоковскому. Хорошая была дорога, даже профиль ее выправлен, для чего был прорыт искусственный овраг по гребню холма. Но теперь там уже растут полувековые деревья, и прохода - нет.

Все обходят прямо по холму. Кстати, по дороге этой можно, при желании, выйти к деревне Сосновка и далее - к монастырю в Творожкове, а там уже проезжая гравийка до Струг Красных, мы там на велосипедах путешествовали с сыном, в этой теме уже есть рассказ. А вот и объездная колея по холму.

Мне очень хотелось бы побольше времени провести на Высоковом, в идеале - заночевать там. И ничего нереального - я там был уже пять раз, из них дважды - с груженым велосипедом. Туда удобно добираться через деревню Высокое (похожие названия - ну так вершина же!..), километров 5-7 восточнее, там даже сохранилась дорога, обозначенная на карте Генштаба. По дороге этой кто-то проезжает пару раз в году, обычно - на квадрацикле. Собственно, на самом урочище Высоковом, на сухом месте, дорога выглядит еще очень даже оптимистично.

Но увы - она очень быстро спускается метров на 50 вниз, в болото и глину, и к тому же в последний ("крайний"...) раз там проехали, похоже, на колесном тракторе и убили дорогу - колеи в глине по полметра глубиной, никакой "обочины" нет, сразу кусты, и идти пришлось по межколейному промежутку, вязкому и скользкому. Путь до следующего пункта - озера Подольского и деревни Высокое - занял почти полтора часа, и отнял очень много сил. К тому же началось обезвоживание, а чистой, пригодной для питья воды взять негде - здесь все же не Кольский полуостров. Пришлось просто терпеливо шагать вперед, и ждать, когда же наконец начнется долгожданный the way up!

Это - та самая гора, которую я увидел на рассвете в апреле 2014, выбравшись из джунглей. Тогда на ней стояла какая странная антенна, оказавшаяся впоследствии просто одиноким засохшим деревом. А теперь и оно упало... Но вот за горой нам открылось наконец озеро Подольское.

Чуть левее целый веер дорог вел наверх, в деревню Высокое, где мы собиралась попить воды из родников, расположенных почти на самой вершине - чудо природы!

Но мы решили туда не ходить, а просто перетерпеть жажду. Ведь время уже перевалило за пять, солнце сядет в шесть, а в семь - стемнеет, идти же еще довольно далеко - километров 6 до урочища Селкино (и озера Селкина) по не самой хорошей (да и не самой мне знакомой...) дороге мимо горы Кочебуж, а там - километра полтора по заросшему кустарником полю, без дороги, до леса, где дорога все же какая-то есть (условно говоря), и идти по ней либо сразу до Княжиц, но - зигзагами, либо - свернуть на известном мне ориентире в девственный ельник и пробираться метров 500 вниз по Селкинской Речке до той самой бобровой плотины, откуда и начинали путь, там будет все по прямой. В сумерках это проблемно, но - возможно, сам проверял. К тому же на этот раз у меня при себе был фонарь.

Дорога показалась какой-то "резиновой", 6 километров шли полтора часа. Как я и опасался, урочище Селкино мы увидели уже на закате.

К Селкину от Пожигова, то есть - от шоссе, шла накатанная в высокой, по горло, траве, колея. Но вот чтобы идти дальше по намеченному маршруту, следовало добраться до этого вот дерева и свернуть с колеи налево, в нехоженую траву, которая потом сменится таким же "нехоженым" кустарником.

В общем, тут мы проявили слабость духа - решили-таки идти в Пожигово, к шоссе... Темнело, да и устали - 25 километров пешком по весьма условным "дорогам", опять же - обезвоживание. Я отправил Алексея и Троя вперед по колее, а сам же остался посидеть в одиночестве, погрустить и покурить. Но потом подумал - да и правильно! Тем более - я сдуру в шортах пошел, и так ноги ободрал, и там еще трава, кусты, крапива - и бегом за ними. Догнал только через 4 километра, в деревне Пожигово. Алексей и Трой уже шли далеко, метрах в ста - ста пятидесяти по улице, когда я только еще сворачивал туда с поля.

Я поспешил за ними, и вдруг услышал сзади храп и стук копыт - за мной бежала гнедая лошадь, с какими-то нехорошими намерениями. Сначала я просто погрозил ей кулаком и произнес - "у-у-у бля!!", лошадь призадумалась, а потом снова побежала ко мне, вставая на задние ноги. Почему-то вспомнилась старая польская песня (1975 год, группа Budka Suflera, из альбома "Тень высокой горы") - Szalony Koń, то есть "бешеная лошадь", и я заорал дурным голосом, тоже по польски - spierdolaj szalona kurwa!!! Уже не знаю, поняла ли меня лошадь, но мой вопль услышал Трой и сразу бросился на помощь.

Ну а потом, зайдя к местному жителю попить воды, узнали, что лошадь та имеет в деревне самую что ни на есть дурную репутацию.

Дальше вышли на шоссе и около 9 вечера, уже в темноте, добрались в Княжицы, сели на велики, включили одну фару на двоих и покатили в темноте искать мою любимую стоянку на озере Глубоком, это километра 4-5, а там уже сидела парочка, с машиной, и тоже - с собакой! Пришлось объехать озеро практически вокруг до другой стоянки. Захолодало, дождик закапал, но мы напряглись, поставили палатку, разожгли костер, после чего я отправился купаться. И, вылезая из не самой теплой воды под пронизывающий ветер (а было около 7-8 градусов), я с грустью подумал, что купальный сезон заканчивается, да и сезон больших походов - тоже...

Уже ближе к полуночи мы наконец сварили в одном котелке ужин на всех троих - пшенную кашу с тушенкой, разложили ее поровну в наши три миски, откупорили бутылочку коньяка, которую нетронутой пронесли по всему "озерному кольцу" (что весьма облагораживает вкус напитка - проверено неоднократно), обеспечили иллюминацию, включив все имеющиеся фонарики, и устроили наконец пир победителей. Завтра предстояло возвращение - не такое уж и близкое. Мы собирались поехать другим, "западным" путем, без выезда на асфальт, а это километров 80 с копейками, что не так уж и мало для грунтов и грейдеров.

В одиннадцатом часу, когда сворачивали лагерь, северный ветер, дувший всю ночь, совершенно стих, и озеро выглядело довольно дружелюбно, не то что ночью.

Ну а дальше надо было просто проехать сначала15 км по весьма витиеватой лесной дорожке (мы несколько лет назад с х-11 там даже слегка заблудились), петляющей между холмов и озер, до выезда на гравийку Середка - Новоселье, центральный участок которой - от Гридина до Княжиц - хоть и указан на "атласе автомобильных дорог", но в действительности его нет, и даже и не начинали строить - только колея от вездехода, утопающая в болоте. Потому, кстати, и нужно там ехать именно по лесной дорожке. Потом - километров 5 строго вниз, опускаясь с прекрасной Лужской Возвышенности в нашу родную "низменность", до деревни Мельницы, где мы отдыхали возле магазина и пили пиво "Бархатное", потом еще 16 километров - до Красиковщины через Гверздонь, а от Красиковщины же, если верить упомянутому "атласу автомобильных дорог", останется 45 километров до Пскова.

Именно в Красиковщине мы и присели отдохнуть и допить пиво, чтобы отметить завершение "полного круга". И хотя до города было еще довольно далеко, но в поездке важен не столько "формальный" километраж, сколько - собственные ощущения. А по ощущениям - так уже и дома! Примерно то же самое всегда чувствуешь, когда возвращаешься из какой-либо не самой ближней однодневной поездки через Изборск и пьешь там пиво у магазина - уже дома...

Собственно, у меня на этот момент - всё! Возможно, Алексей (он же - коллега Ulysses) пожелает добавить какие-нибудь яркие подробности. И напоследок - фотка с его камеры, храмовый комплекс в Красиковщине. В руинах - древний храм Троицы Животворящей, а действующий - храм Рождества Христова (XIX век).

Следующий Пост

Tags: высоковское, лужская возвышенность, подольское, псковянское

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…