Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде через Крипецкое болото зимой (часть первая, 2015 год)

В один из дней я решил реализовать наконец одну давнюю нашу идею. Для этого нужно было сначала добраться до деревни Троицкая Гора. Туда есть дорога, через Подклинье, она обходит с северной стороны Крипецкое болото. Но там скучно ехать в сотый раз, поэтому я решил сократить путь – доехать до Крипецкого Монастыря, а оттуда – напрямую по болоту в Троицкую Гору.

В общем, «первая серия»

Теперь солнце рано встает, я выехал часов в 9, немного задержался в Ваулине с незначительной поломкой велосипеда, и еще не было одиннадцати – уже проезжал Ском-Гору. Там есть старинный колодец, который все уже тыщу раз фотографировали, но все равно не смог удержаться.




Колодец этот очень глубокий, и стенки его выложены камнем. Несколько лет назад деревянный сруб, закрывающий колодец, поменяли не бетонный, но оставили старое колесо. Мне сначала не нравился этот «новодел», но потом как-то привык, а на память остались фотки с деревянным срубом. Много раз набирали из него воду....

Вообще чем дальше подъезжаешь к монастырю, тем холоднее становится, и лес еще полон снега. Ну так и время-то еще какое – Зима!

Около одиннадцати приехал в монастырь, у центральных ворот уже стояло несколько автобусов с паломниками и туристами, а я же поспешил посмотреть старинную дорогу на Сабижи, по которой совсем недавно проезжал коллега bokomarus, наверное, он первый был там на велике зимой, вот его рассказ

Дорога эта еще вполне твердая, видимо – массового снеготаяния еще нет, и даже канавы вдоль нее были полупустыми – осенью они переполняются и дорогу заливает, вчера же было вполне проходимо, и на насте даже можно было различить следы шин квадроцикла.



Вообще напрасно не восстановили именно эту - историческую дорогу. Видимо, решили, что через Ском-Гору – дешевле, но лично мне вот кажется, что восприятие Храма Иоанна Богослова со старой дороги какое-то более правильное, что ли. По крайней мере с архитектурной точки зрения. Конечно, и с севера монастырь тоже очень красив – он похож на какую-то сказочную постройку на острове. Но мне больше по душе этот вид:



Время быстро бежало, пора было двигаться на север, на болото. Там есть тропа, но она, кажется, натоптана не людьми, а животными, которые звериным чутьем находят безопасный путь по трясине.

Вообще-то некий проход можно разглядеть с колокольни собора, куда я забрался по благословению о. Мардария, тогда руководившего монастырем.



Тропа с южной стороны не доходит до леса – просто растворяется в кустах, потому ее бывает нелегко найти, а северная ее оконечность просто упирается в дренажную канаву – и не имеет вообще никакого продолжения.

В этот раз меня ждал неприятный сюрприз - мостки через северный дренажный канал были убраны! Видимо, чтобы никого не вводить в соблазн – прогулки по болоту в ту сторону не настолько безопасны, чтобы туда ходили все подряд. Правда, воды в канале было не очень много, и, разувшись и сняв штаны, его можно было аккуратно перейти.. Не самая приятная процедура в первой половине марта, но – не впервой, главное – вовремя потом выпить волшебного напитка. А то можно простудиться и заболеть.

Я догадывался, что болото в тех местах вообще не замерзает, потому приготовился заранее – одел дырявые «водоходные» кроссовки и закатал штаны, пока еще стоял на твердом насте.



Теперь оставалось продраться через кустарник и несколько незамерзающих ручейков чуть восточнее, и там начинать искать тропу. Поначалу ее было не найти – какие-то сосенки, снег. Но, покрутившись туда-сюда и пару раз провалившись в ил по колени, я все же ее отыскал.



Как ни странно, но тропа была более сухой, чем а апреле прошлого года. Интересно, проходима ли она летом? По крайней мере клюква на болоте совсем не тронута сборщиками.



Ну на сей раз болото я проскочил без приключений и вышел на старые торфоразработки, где через каждые метров 50 прорыты глубокие – метра по 2 – узкие дренажные канавы, идущие строго «по меридиану». Лед на них был такой крепкий, что они, казалось, промерзли до дна. По ним можно было ехать – причем в нужную сторону – но было очень скользко, так что пошел по канаве пешком – все же лучше, чем тащить велосипед по кустам!



Так и подошел к северной оконечности разработок. Там до сих пор лежат горы добытого, но не вывезенного торфа, на них уже березы выросли.А вот здесь была узкоколейная железная дорога. С каждым годом джунгли поглощают ее руины, и через год-другой там уже будет вообще не пройти, уже и сейчас насыпь едва угадывается.



Там я как-то "на автопилоте" вышел на полузаброшенный проселок от узкоколейки к Троицкой Горе. Обычно - долго ее ищу в зарослях. Но сама дорога в это время года вполне проходима, летом же зарастает и заболачивается.



В общем, около двух дня я уже сидел на автобусной остановке около Троицкой Горы и обедал. Первая серия кончилась, предстояла вторая, самая интересная, так что продолжение следует.

Мне предстояло пройти незнакомый маршрут, не то чтобы совсем уж terra incognita, но что-то вроде того.
Смотрите карту – я находился в точке «А», придти надо было в точку «B». В эту самую «точку Бэ» мы уже однажды пытались по весне пройти из точки «С», что на узкоколейке (тогда она еще была не разобрана на металлолом), продирались полдня по какому-то лабиринту из бурелома и ручьев.



В общем, идея была несколько безумная, но, правильно пообедав, я весьма решительно отправился вперед. Собственно, путь до деревни Черемша я знал и бывал там не раз (однажды тоже хотел в точку Бэ пройти, да куда там...), но вчера встретил местную бабушку (там она одна живет), показал ей карту (не эту, а "Генштаб 250") и попросил совета. Совет оказался на редкость ценным – дорог, что на карте, уже, как она сказала, «в помине нет», и карта эта "столетошняя", но мне нужно будет свернуть на юг у старой яблони – вот она слева на фото.



Там дальше будет заброшенная деревня Поддубье (кстати, "кривизна" карт, и гражданской, и "генштабовской", просто потрясают...), куда еще недавно ездили и еще видны колеи. Как-то я побывал там глубокой осенью и сделал альбом под названием "На велосипеде в затерянный мир".



А дальше нужно внимательно смотреть на топографическую карту с указанием высот, и на компас, и держаться вершин холмов, потому что там можно будет увидеть и остатки строений, и, возможно - колеи. Я так и сделал, и пошел от холма к холму. Колеи, правда, видел только один раз – слишком глубоко они врезались в холм, и время их не смогло стереть.



Дальше пришлось идти только по азимутам. Главное было – не проскочить брошенную деревню Воскресенщина, тогда можно было опять заблудиться в водных лабиринтах. Я шел довольно долго и уже начал беспокоиться, когда вдруг увидел через заросли борщевика вот этот артефакт.



Теперь нужно было еще раз свериться с компасом и взять чуть севернее, и – я почти точно вышел в торец дороги, которая некогда вела в Воскресенщину. А это уже была не просто проселочная дорога, а, как указывали в старых картах, «шоссе с улучшенным грунтовым покрытием».



Правда, там десятки лет никто не ездил, и «улучшенное покрытие» в нескольких местах прорезали настоящие овраги, но дорога-то была! По карте оставалось что-то менее километра до жилья, но дорога была завалена капитально, пришлось обходить ее по полю, при этом слишком не удаляясь и не теряя ее из виду.



Буквально в ста метрах за последним завалом начиналась жилая деревня Засеки, потом – мост через реку Пскову, там деревня Палицы, и – конечная цель – поселок и железнодорожная станция Молоди. Правда, поезд уже ушел. Так что оставалась только финишная прямая километров в 45, но там все, думаю, уже были много раз, и ничего нового там не предвиделось. Были и в этот раз кой-какие приключения, но это уже - из разряда личных недоразумений.

следующий пост

Tags: воскресенщина, зима, крипецкое болото, поддубье, черемша
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments