Andrei Konstantinov (ak1961) wrote,
Andrei Konstantinov
ak1961

Categories:

На велосипеде через Крипецкое болото зимой (часть вторая, 2016 год)

27 марта 2016 года от Р.Х., в воскресенье, я как-то очень долго собирался. Из дома выкарабкался часов в 11, наверное, и не успел отъехать и на на пару километров, как позволил мой друг bokomarus и спросил - "Ты сегодня едешь куда, или как? Я вот уже возле Крипецкого монастыря!" Собственно, я и сам собрался в те края, чтоб потом "на научной основе" исследовать и зафиксировать на карте две "дороги" - от монастыря на Север до Троицкой горы и оттуда до деревни Засеки, что было предварительно проделано (без "научной основы") ровно год назад - см. предыдуший пост




Я тогда спросил по телефону - "а дорога-то с южной стороны через болото проезжая или нет?", на что Сергей ответил, что раз год назад была проезжая, то почему сейчас - нет? Логично, и я решил разнообразить маршрут - доехать до Крипецкого монастыря не по шоссе, где уже был тыщу раз, а по старой болотной дороге, тем более что там у нас был шанс встретиться. Конечно, после встречи на Кольском полуострове это - не особо круто, но все же...

Я поехал через Цаплино, свернул в Ильинщине на проселок и - наглухо завяз в нем. Дорожка шла по глинистому склону, и колеса залипали так, что уже и не крутились, приходилось веточками соскребать глину и двигаться дальше, потому с Сергеем мы разминулись примерно на час, но он сообщил мне хорошую новость - древняя дорога этой зимой вся проезжая в седле!

Когда наконец выбрался на нужное направление, увидел свежий трек, пару часов назад оставленный bokomarus



Приятно ехать по свежему треку, зная, что тут только ехал, хоть в противоположную сторону, твой друг. И, главное - не надо думать о том, куда свернуть и где обойти опасный участок - просто ехать по треку. Вскоре лесная дорога подошла к болоту, и появился первый ручей, который в теплое время года создавал проблемы. Но тут все русло, кроме маленького потока, было замерзшим, а через него еще и проложены жердочки.



Самое удивительное, что по этой древней дороге можно было на самом деле - ехать! Но болото приближалось, и начались признаки того, что скоро дорога испортится.



Когда до монастыря оставалось километра два, появилось самое топкое место, где по лету приходилось штаны снимать, и где однажды я утопил в иле специально взятые шлепанцы.



Но в этот раз все было промерзшим насквозь, даже странно - ведь в этом месте глубокие, около метра, ямы в торфе, образовавшиеся во время торфяного пожара году в 2006, что ли? Как раз тогда мы во время пожара шли по этой тропе, вокруг нас падали деревья, у которых обгорели корни, а последние полсотни метров приходилось по раскаленной золе, держа велики на руках, чтобы не сжечь резину. Было же времечко...

А там вскоре сквозь кусты показалась колокольня собора Иоанна Богослова



На этот раз я быстро проехал через монастырь, фоток в разные поездки сделано немерено, а в тот день время уже поджимало.



Мне надо было отправлять дальше, по болоту, на Север от монастыря, дороги там нет, но где пройти - я знаю. Тропинка, вообще говоря, начинается сразу возле трансформаторной подстанции, но там последние годы канава была непроходимой, и я всегда переправлялся через нее метров 30 западнее. Но тут - были проложены жердочки, и можно было аккуратно перейти. Вот начало тропы.



Собственно, тропа как таковая начинается там метров через 150, и продолжается еще примерно столько же.



Дальше идет какая-то непонятная широкая полоса по трясинистому болоту. Не знаю, проходимо ли оно летом, но зимой уже в третий раз удается пройти через него. Одна беда - я в этот раз по легкомыслию не взял сменную обувь, а болото там не замерзает, и пару раз пришлось идти по колени в воде. А день только начинался.



Хотя там идти немного, около километра. Потом эта полоса упирается в неглубокую канаву, идущую с Запада на Восток



За канавой начинается, как здесь говорят, "чисть" - то есть место, расчищенное для добычи торфа. Правда, эта чисть уже изрядно заросла, но, если взять метров на 20 левее, то можно найти дорожку вдоль узкой дренажной канавы с Севера на Юг.



На всех дренированных болотах, что я видел, есть канавы двух типов - узкие, расположенные по меридианам, с интервалам метров по 100, и широкие (и глубокие), ориентированные по параллелям, с интервалом метров в 600. В этом месте главное - держаться левее, потому что, взяв вправо, можно выйти к глубокой "широтной" канаве, в которую впадают узкие меридиональные, и - оказаться в непроходимом лабиринте. А важно еще и найти мостик через "широтную" канаву!

Ну, если идти прямо, то как раз к нему и выходишь. За ним - другая "чисть", уже незаросшая. Видите там холмы из неубранного торфа примерно в километре? Надо обойти их, чтобы попасть на старую узкоколейку, она и будет главным ориентиром для дальнейшего пути.



Когда я подошел к холмам, то увидел довольно свежие колеи от вездехода, и решил не обходить холмы слева, как раньше, а - идти по колее. Ведь куда-то она выведет.
Колея шла, как я понял, в обход болотного массива в сторону Торошина. Мне же надо было дальше, на Север. Не доходя до узкоколейки, дорога пошла прямо по выработанному торфянику на Восток. Узкоколейка была рядом, за "широтной" канавой, но тут ее не видно за деревьями - чуть левее края картинки.



Немного отдохнув и растерев заледеневшие мокрые ноги (и хлебнув эликсира), я быстро нашел узкоколейку. От нее осталась только насыпь, заросшая малинником, и там, где раньше кипела жизнь - теперь только следы одинокого матерого волка, у которого лапа размером с мою ладонь...



Там недалеко совсем деревня Троицкая Гора, куда даже автобус ходит раз в неделю. Ну а мне надо было дальше, в "затерянный мир", на границу Псковского и Стругокрасненского районов. В последней живой деревне Черемша - всего одна жительница, бабушка, которая узнала меня (запомнила с пошлого года), сказала - "Ты там не поздняй, тута волки, по моему огороду постоянно ходят, днем-то не тронут, а вот в темноте все может быть!"

Вот - из Черемши вид на бывшую деревню Поддубье. Там заканчивается обитаемый мир.



Солнце клонилось к закату, но при низком свете хорошо была видна колея заброшенной дороги.



Нашел я наконец эту дорогу! Она шла (когда-то) через глубокий овраг с речкой, и были сделаны высокие насыпи с обеих сторон, и весьма капитальный мост. Ничего не осталось! Только какой-то столб и фундамент из камней на восточной стороне. Даже на старой-старой "генштабовской" карте место это обозначено как "урочище Заходцы", а ведь раньше там была большая деревня с тем же названием!



Я переполз через глубокий овраг, по насыпи подошел с бывшему мосту, от которого ничего не осталось, и вот так выглядела насыпь на западной стороне.



Отсюда оставалось малопонятных километров 15 до станции Молоди, а от нее еще с полсотни до дома, ноги мокрые, температура ушла в минус, еда кончилась, осталось пол плитки шоколада и эликсира на три глотка. В километре восточнее - нежилая деревня Воскресенщина, там только кучи бревен остались от домов, но от нее, как я помнил, шла колея, а идти она могла только в Засеки, то есть - в нужную мне сторону. Правда, поле возле Воскресенщины оказалось засыпано снегом, и колею я нашел не сразу. Пока то да се, солнце село, и как-то очень быстро стемнело в лесу.

Всё - занавес!....


следующий пост

Tags: воскресенщина, зима, крипецкое болото, поддубье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ak1961 september 29, 2017 14:25 5
Buy for 10 tokens
Каждый, кто приезжает в Псков, замечает резкое отличие архитектурного стиля южной части Завеличья от всего остального города, причем как старых, так и относительно современных его кварталов. Район к Западу от реки Великой (и к югу от Рижского шоссе) был, вообще говоря, спроектирован в конце 19 века…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal